Развитие зрительно-двигательной координации у слабовидящих дошкольников

Разделы: Коррекционная педагогика


Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны. С 5-6 месяцев жизни ребенка глаза начинают играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому, двигательная сфера детей с нарушением зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движением.

Детям с глубокими нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно- двигательных функций, нарушение микроориентирования и слабость различных групп мышц, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. Это не может не сказаться на координации, согласованности действий руки и глаза.

Педагогическая коррекция для таких детей направлена на выработку автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в разных видах деятельности. Необходимо формировать систему получения точной сенсорной информации, которая обеспечит работу двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Все это и будет определять зрительно- моторную скоординированность в работе руки и глаза.

У детей с тяжелыми нарушениями зрения необходимо выработать целенаправленные действия руки и глаза. Это положительно повлияет на функциональные свойства самого зрительного аппарата и на координированные действия его мышц с мышцами пальцев и руки.

Коррекционная работа по развитию зрительно-моторной координации включает:

I. Упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаз.

Включение в ежедневную работу с детьми специальных зрительно –восстановительных комплексов упражнений является обязательным в работе по развитию зрительно- моторной координации. Комплексы состоят из упражнений, расчитанных на воздействие на ребенка с коррекционных позиций, отвечающих разным зрительно- восстановительным задачам. Система зрительно-восстановительных упражнений коррегирует работу мышц глаза, стимулирует и способствует восстановлению атрофированных мышц больного глаза. Упражнения помогают справиться со зрительной нагрузкой, активизируют кровообращение в области глаз и мозга. Они снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость век. В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательными нервами и клетками сосудов головного мозга.

Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций.

Упражнения Содержание упражнений Применение упражнений
1.Упражнения, улучшающие кровообращение и способствующие расслаблению мышц глаза. - Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть глаза на 3 –5 с, повторить 6 – 8 раз;

- быстро моргать в течение 1 мин.;

- закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин.

Заключительная часть физкультурного занятия и гимнастики, физкультпауза.
2. Упражнения для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко через 1– 2 с., снять пальцы с век; повторить 3 – 4 раза. Физкультпауза
3. Упражнения, снижающие утомление, облегчающие зрительную работоспособность на близком расстоянии. - Смотреть прямо перед собой 3 с,

- поставить палец (игрушку) правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 -5 с; повторить 8 - 10 раз;

- вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец(игрушку), не отводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться;

повторить 4 -5 раз

Физкультпауза
4. Упражнения, способствующие развитию бинокулярного зрения - Поставить палец (игрушку) правой руки по средней линии на расстоянии 25 -30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с,

- прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 - 5 с, убрать ладонь,

- смотреть двумя глазами на конец пальца 3 - 5 с, сменить руки и выполнить то же упражнение; повторить 4 – 6 раз;

-движения глаз во всех направлениях, повторить 4 – 6 раз; следить за передвижением пальца во всех направлениях при неподвижной голове; повторить 8 - 10 раз

Основная часть физкультурного занятия, прогулка
5. Упражнения, способствующие тренировке аккомодации Игры с мячами, шарами:

- подбрасывание

- отбивание об пол, стену

- забрасывание в кольцо

- игры с кольцами

Перерывы между занятиями, прогулка

II. Проведение пальчиковых упражнений и игр.

Нормально видящий ребенок овладевает многими предметными действиями по зрительному подражанию. Слабовидение и косоглазие затрудняют способность овладевать сложными, тонко дифференцированными движениями, необходимыми в действиях с карандашом, кистью, ножницами и т.д.

Движения рук при рисовании, лепке, работе с ножницами связаны мышечно- двигательными ощущениями, с восприятия самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у него формируется зрительно-моторный образ, представления о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.

В самом начале формирования двигательного навыка зрительный контроль имеет наибольшее значение. Лишь после того, как сложится кинестезический образ движения, контроль переходит к самой движущей руке и роль зрительного контроля снижается. Ребенок может произвести движения не глядя. Однако, зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможна оценка движения, соотнесение работы с образцом.

Для развития моторики ребенка большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата. Особенно важным для развития психики является овладение движениями рук. Дошкольникам еще трудно держать карандаш, раскатывать пластилин в ладонях. Мышечные возможности руки ребенка, также как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Для этого проводятся гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев. Упражнения позволяют коррегировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций. Такую работу важно начинать с детьми преддошкольного возраста, и развивать двигательную активность руки в любом дошкольном возрасте. Упражнения проводятся по 3-5 минут ежедневно.

Упражнения для снятия моторной напряженности, развития гибкости и подвижности рук.

1. Проведение самомассажа:

- поглаживание рук от кончиков пальцев;

- растирание, похлопывание до появления тепла;

- провести ладонями рук по ребру стола;

- постучать кулачками друг о друга;

- потереть ладонями друг о друга;

- взмахи руками “до свидания”;

- изобразить движения потряхивания кистями рук (“Брызги воды”)

- постукивания кулачками по столу;

- игры в “сухом” бассейне;

- массаж кистей рук с помощью массажеров: мячиков с шипами, валиков, массажного колечка, перышка;

- массаж рук жесткой рукавичкой.

2. Пальчиковые гимнастики.

3. Коррекционная шнуровка.

4. Игры с мозаикой.

5. Игры с конструктором.

6. Игры со счетными палочками.

7. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, кнопок, пряжек.

8. Лепка из глины, соленого теста, пластилина.

9. Штриховка при помощи трафаретов, шаблонов.

10. Наматывание ниток, тесьмы, ленты.

11.Обрывание бумаги.

III. Коррекция изобразительных навыков.

Наблюдение за детьми и результаты обследования показывают, насколько тяжело некоторым выполнять рисовальные движения. Даже самые простые. Как правило, это те дети, у которых не сформированы координированные зрительно-моторные реакции. Движения рук у них скованные, неуверенные. Изображаемые линии хаотичны, нет точности в направлении руки.

Многократность повторения однородных рисовальных движений позволяет развивать у ребенка зрительно- моторную память на движение, а значит и зрительно-моторную координацию на это движение.

Работа по коррекции изобразительных навыков включает следующие направления:

  • Выработка точности направления движения руки.
  • Выработка умения регулировать размах рисовального движения.
  • Коррекция по регулированию нажима на карандаш.
  • Коррекция формообразующих движений.

Система упражнений способствует формированию умения рисовать линии в разных направлениях, развивать умение проводить ровную прямую линию, попадая в определенную точку, изменять направление движения руки. При выполнении упражнений на регулирование рисовального движения у детей формируется глазомерная оценка величины предмета, умение передавать величину в рисунке. Формированию неотрывного движения руки способствуют задания на изображение волнообразных, дугообразных линий.

Направления коррекции изобразительных навыков.

Направление работы Коррекционные задачи Упражнения
1. Коррекция точности направления движения Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные линии.

Развивать умение проводить ровную прямую линию, попадая в определенную точку.

Тренировать умение изменять направление движения руки, проводить ровные наклонные линии.

“Дождик”, “Забор”, “Рельсы для паровозика”, “Цветы высокие и низкие”

Капли дождя”, “Помоги птичке собрать зернышки”, “Парашютисты”, “Привяжи шарики” и др.

“Кто поймает мяч?”, “Праздничный салют”, “Поливаем огород”.

2. Коррекция ритма рисовального движения. Упражнять в регуляции размаха рисовального движения от большого к меньшему и наоборот, тренировать размах рисовального движения при рисовании дуг разной величины.

Развивать глазомерную оценку величины предмета и учить передавать это в рисунке, тренировать размах рисовального движения.

Формировать умение регулировать размах рисовального движения при изображении вертикальных и горизонтальных линий разной величины, формирование рисовального движения с переменой направления движения руки.

“С бугорка на бугорок”, “От цветочка к цветочку”, “Узор на платье”, “Украсим вазу”.

“Мячи большие и маленькие”, “ Мыльные пузыри”, “Клубочки”.

 

“Большие и маленькие окошки”, “Паутинка”.

3. Коррекция формообразующего движения Тренировать в умении передавать в рисунке округлую форму предмета, замыкая ее в круг или овал (по образцу)

Формировать умение многократного повторения круговых рисовальных движений уменьшая и увеличивая размах руки.

Обведение и самостоятельная коррекция круговых рисовальных движений с регуляцией размаха рисовального движения.

Тренировать в умении самостоятельно передавать округлую форму предметов и дополнять характерными деталями.

“Разложи шарики в коробке”, “Солим огурцы и помидоры”, “Спелые фрукты”, “Варим компот”.

“Мячи большие и маленькие”, “Шары на елку”, “Бусы на ниточке”, “Баранки и сушки”.

“Разложи яблоки”, “Печенье в коробке”.

 

“Снеговик”, “Неваляшка”, “Тарелка”

4. Коррекция рисования графических элементов письма. Формировать и коррегировать выполнение рисовальных движений неотрывным движением руки (волнообразные, дугообразные, “кудряшки”) “Волны по морю бегут, рыбки к берегу плывут”, “Нарисуй рыбке чешуйки”, “Дует ветерок, раздувает дымок”, “Рыбки большие и маленькие”

Только сформировав зрительно-моторную координацию, можно переходить к следующему, более сложному направлению - формированию навыков написания элементов письма.

Ребенок с тяжелой зрительной патологией легче освоит процесс письма, если его к этому подготовить и развить его зрительно - моторные функции.