Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Цель: ознакомить детей со строением зубов человека; формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам; расширить их знания о том, что полезно и что вредно для зубов.
Задачи: познакомить со строением и заболеваниями зубов человека; прививать важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование: изготавливается бумажная модель одного “веселого” зуба и одного “грустного” зуба; карточки с изображением различных предметов (чашка, карандаш, морковь, зубная щетка, мороженное и др.), презентация; зеркала (одно большое, маленькие на парту, зубная щетка в футляре (каждый ребенок приносит свою щетку).
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Форма проведения: беседа.
Отгадайте загадки.
Полон хлевец
Белых овец. (Зубы.)
Худая девчонка –
Жесткая челка,
Днем прохлаждается,
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет. (Зубная щетка.)
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен все выводит. (Зубная паста.)
Серебряна труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льется
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга - братца
Заведуют водой. (Умывальник.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка.)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Для чего человеку нужны зубы? Смог бы он обойтись без них?
- Что помогает переваривать пищу?
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.
А сейчас посмотрите в зеркало на зубы. Они крепкие, белые, красивые, потому что здоровые. Зубы словно забор, выстроились в два ряда – вверху и внизу. Они крепко держатся на месте, потому что зубы, как дерево, которое крепится в земле корнями, прикрепились своими корнями к десне. Корни зубов, также как корни деревьев, мы не видим их, они находятся внутри десны.
У детей, пока они ходят в детский сад (в школу), зубки непостоянные, они называются молочными. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали , на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Заботиться о зубах надо постоянно и тщательно, потому что при потере коренного зуба новый на его месте не вырастает. А пустота на месте зуба - это некрасиво и неприятно.
Вначале появляются большие коренные, резцы, затем малые коренные, клыки и вторые коренные зубы. Уже позже появляются “зубы мудрости” или третьи большие коренные зубы.
III. Форма проведения: Анализ ситуации.
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У нее во рту “потеха”,
Заболел молочный зуб,
Рот “подушечкой” припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слезы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги.
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй - рассмеши...
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?
- Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
- Почему появилось повреждение?
- Что вы предпринимаете, когда у вас болит зуб?
IV. Форма проведения: Продолжение беседы.
Снаружи зубы покрыты белой эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если зубами разгрызать орехи или твердые конфеты, а ещё хуже брать в рот всякие предметы, например, карандаши, игрушки, палочки, то на зубах появляются дырочки (кариес). (Можно использовать рисунок – строение зуба).
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех частей:
- Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
- Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.
Дырка в зубе всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам...
Болеют зубки и тогда, когда за ними забывают ухаживать: не чистят после еды, не полощут рот, а еще когда не лечат большие дырочки в зубах. Если повреждение в зубе маленькое, то доктор быстро и без боли залечит. Но когда маленькая дырочка превращается в огромную дырку, вылечить и спасти такой зуб почти невозможно.
V. Форма проведения: Практикум “Нарисуй зубик”.
Детям предлагается нарисовать один из вариантов зубика – “веселый” или “грустный”, объяснить свой выбор темы рисунка; рассказать, кто поможет (помогает) зубику.
VI. Форма проведения: Опрос фронтальный. Зачем человеку зубная щетка?
- Как надо ухаживать за зубами? (После каждой еды, а также утром и
вечером полоскать рот или чистить зубы.)
- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?
(Зубную щетку, пасту.)
Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3 – 4 месяца.
- Как правильно чистить зубы?
VII. Форма проведения: Практикум “Чистка зубов”.
(Выполняют все дети.)
- Производят короткие движения, располагая зубную щетку под углом к зубу.
- Зубную щетку располагают под углом к зубу, производят выметающие движения от десны к краю зуба.
- Зубную щетку располагают горизонтально и производят движения вперед – назад.
- Зубную щетку располагают вертикально, направление движения – от десны к режущему краю зуба.
- Заканчивают чистку зубов круговыми движениями щетки с захватом зубов и десен при сомкнутых челюстях.
- Зубы в стадии прорезывания чистят горизонтальными движениями вперед – назад, располагая зубную щетку, как показано на рисунке.
- Не забудьте почистить язык.
VIII. Разучивание стихотворения.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Вывод.
Вот эти 6 правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми и тогда он будет здоров. Каждый человек должен следить за своими зубами и тогда он будет здоров. Он всегда будет жить в городе “Ослепительной улыбки”. Нельзя забывать, что зубы - это зеркало организма и отношения к своему здоровью.
IX. Итог урока
- Почему за зубами нужно ухаживать?
- Сколько раз в день нужно чистить зубы?
- Расскажите, как надо беречь зубы?
- Что зубами не грызть и почему?
- Какой предмет поможет вам всегда содержать зубы в чистоте?
- Как и где нужно хранить зубную щетку?
Много сладкого есть – опасно для зубов!
Урок закончен. Спасибо.