Урок по модулю "Основы светской этики" "Счастье и смысл жизни по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи:

Образовательный аспект:

  • расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»

Развивающие аспекты:

  • формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне,
  • развитие навыков письменной речи учащихся, навыков работы с разными источниками информации, навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности,
  • формирование культурной эрудиции учащихся.

Воспитательные аспекты:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни,
  • воспитание доброго отношения к окружающим, умения оценивать свои поступки.

Здоровье и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», тетради у учащихся, презентация.

Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Организация местоположения каждого ученика в классе.

Дети располагаются в классе, слушают музыку.

Актуализация

Предлагает открыть содержание учебника и найти #4 на стр.30. Определить тему урока.

– О чём спорили ребята? Что вызвало у них удивление?

– Какой бы Вы задали вопрос  в этой ситуации?

– Предложи свой вариант. Давай сравним его с авторским.

– Поступки могут быть разными. Что ты можешь рассказать о понятиях добро и зло, нравственность и мораль, честь и достоинство?

– Всегда ли можно сказать, что ты счастлив от какого-то поступка?

Работают с содержанием учебника, определяют тему урока.

– Всегда ли ты знаешь, зачем ты делаешь то или иное?

(С. 73 учебника)

– Ради чего человек совершает те или иные поступки?

Участвуют в беседе, отвечают на вопрос.

Называют  задачи урока.

– Только от правильных, нужных окружающим его людям, достойных поступков человек получает удовлетворение, ощущение полноты жизни.

Актуализация

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

– О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

– А сейчас перед Вами два стихотворения, называются они одинаково «Счастье».

– Почему я их разделила на две группы?

– Какой вывод бы Вы сделали после их прочтения? (Приложение 1)

Показываю фотографии, картины, разные лица людей – иллюстративного материала из сети Интернет.

– Можно ли назвать их счастливыми? Как ты думаешь, почему?

 

 

Участвуют в беседе, используют ассоциации, объясняя их, после просмотра слайда и прочтения стихотворения.

 

 

 

Смотрят и высказывают свое мнение.

Дети разводят понятие счастья для разных людей: возраст, пол, профессия и др.

– Для каждого человека, это что-то своё. То, какие цели стоят перед ним в данный момент жизни.

Понятие счастья непостоянно, оно переменчиво.

 

Портретная галерея: какие лица можно назвать счастливыми, почему?

Применение изученного

Прочтение текста учебника с.31 п.1 (Счастье – это когда…).

– Сделайте вывод, объединив это всё в одно, что такое счастье для каждого из нас.

Толкование слова “счастье” в словаре С.И.Ожегова.

Счастье –

1) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Семейное счастье).

2) Успех, удача. (Посчастливилось).

Прочтение текста учебника с.32 п.2 (Ради чего живёт человек?)

– Для чего мы совершаем те или иные поступки?

Чтение текстов, выводы и запись их в тетради.

Физминутка

– 1, 2, 3, 4, 5. Что рано утром поможет почувствовать себя счастливым?

– Отчего лошади кажутся счастливыми?

Подвижная физминутка «Солнышко лучистое».

Просмотр слайда, зарядка для глаз.

Актуализация

– Можно долго и упорно искать, добиваться его – счастья, но послушайте один афоризм, какой вывод можно сделать?

«Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу».

Бернард Шоу

– Что такое счастье? Как быть счастливым? Где взять себе кусочек счастья? Да, его не продают в магазине, нельзя отрезать кусочек у того, кому его хватает с лихвой, пощупать...

– Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева.

Ролик – Лети, лети, лепесток!

– Почему предыдущие 7 желаний Жени не принесли ей счастья? И почему последнее желание, сделало её счастливой?

 

Думают, рассуждают, что счастье и есть сама жизнь, каждодневные события, ежеминутные моменты, которыми нужно наслаждаться сейчас, жить полной жизнью, а не долго ждать того, что может и не случиться.

 

 

Дети вспоминают содержание, рассуждают, делают выводы.

Применение изученного

– Есть много пословиц со словом счастье, попробуйте их объяснить.

  • Не родись красивым, а родись счастливым.
  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
  • Иногда горсточка счастья лучше воза ума.
  • Каждому своё счастье.
  • Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

– А теперь попробуйте порассуждать также и над афоризмами великих людей.

“Ведите себя так, словно вы уже счастливы, и вы действительно почувствуете себя счастливым”.

 Д. Карнеги

«Счастлив тот, кто считает себя счастливым». 

Г. Филдинг

 

Читают пословицы и афоризмы на слайде, выбирают понравившееся высказывание и раскрывают ее содержание, используя жизненный опыт.

Применение изученного – интервью «Что для Вас есть счастье?»

– Один хочет быть сильным, другой – красивым, третий – умный, четвёртый – удачливым, «везучим», пятый хочет обладать всеми этими качествами сразу. И все, разумеется, хотят быть счастливыми. Но в чем, же для каждого счастье? Все объясняют это по-разному.

– Для одного – это банка варенья, для другого – быть везде первым, лучшим среди друзей, для третьего «бегать босиком по траве», для четвёртого – иметь щенка и вырастить из неё собаку.

– Так, например, древнегреческий учёный Аристотель считал, что счастье – это благополучие, окрылённое добродетелью. Счастье складывается из многих составляющих, но главное иметь хорошего друга.

– Как же вы понимаете, что такое счастье? Постарайтесь найти каждый свой ответ, не обязательно раскрывать его другим, важно ответить самому себе.

Предлагает ученикам рассказать о своих счастливых моментах жизни.

– Давайте поработаем журналистами, представим, что Вы даёте или берёте интервью. Вы должны ответить на самый главный вопрос «Что для Вас есть счастье?».

– А вот как ответили на это вопрос ваши сверстники.

(Приложение 2)

 

 

 

 

Ролевая игра-рефлексия под музыкальное сопровождение.

 

 

 

 

Желающие играют различные роли, задают вопросы и отвечают на них.

Психологический тренинг

– Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?

1) Можно показать взглядом, что вам человек приятен.

– Покажите взглядом, что вам дорог ваш сосед.

2) Можно физически с помощью прикосновения показать, что вам приятно общение с данным человеком.

– Покажите с помощью прикосновения, что ваш сосед вам приятен.

– Покажите, с помощью, каких жестов вы это сделали?

3) И самое главное место в выражении наших чувств занимает речь.

– Возьмитесь за руки и скажите друг другу, что вы сейчас чувствуете.

Работа в парах, свободные высказывания.

Рефлексия

– Говорят, легче счастье найти, чем удержать его. Оно похоже на птицу, которую не удержишь, если не посадишь в клетку.

– Есть выражение “поймать удачу за хвост”. Как вы его понимаете?

– Раскрасьте свою птичку так, каким Вы видите счастье.

– Покажите друзьям, подарите самому близкому для Вас человеку.

Выполняют задание под музыкальное сопровождение.

Информация о домашнем задании

Сообщает о домашнем задании (на выбор):

  • Альбом семейных фотографий/коллаж фотографий из журналов «Счастливые минутки».
  • Карта фантастической страны с маршрутом поиска своего счастья.
  • Синквейн «Что такое счастье?».

Записывают домашнее задание.

Обобщение и систематизация

Обобщает тему урока.

– Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – ещё большее.

– Поднимите руку, кто счастлив сейчас, здесь и сегодня!?

– В чём смысли жизни? Как научиться переносить неудачи и как продлить счастливые моменты? Что важнее всего на свете, а что – лишь мишура, зазывно поблёскивающая на солнце? Все величайшие мыслители думали и об этом. Многие находили ответ. Правы они или виноваты – пусть рассудит время. А Вы выберите, что близко Вам.

(Приложение 3)

– Главное – будьте счастливыми каждую минуту и дарите ощущение счастья и уверенности окружающим, от этого вам станет только еще лучше!

– Нет прекраснее чувства,  чем счастье… Это  великое чувство, которое дает нам желание жить!

Делают вывод в виде выбранного афоризма.