Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи:
Образовательный аспект:
- расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»
Развивающие аспекты:
- формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне,
- развитие навыков письменной речи учащихся, навыков работы с разными источниками информации, навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности,
- формирование культурной эрудиции учащихся.
Воспитательные аспекты:
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни,
- воспитание доброго отношения к окружающим, умения оценивать свои поступки.
Здоровье и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.
Оборудование: учебник «Основы светской этики», тетради у учащихся, презентация.
Ход урока
Структурные элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
Оргмомент |
Организация местоположения каждого ученика в классе. |
Дети располагаются в классе, слушают музыку. |
||
Актуализация |
Предлагает открыть содержание учебника и найти #4 на стр.30. Определить тему урока. – О чём спорили ребята? Что вызвало у них удивление? – Какой бы Вы задали вопрос в этой ситуации? – Предложи свой вариант. Давай сравним его с авторским. – Поступки могут быть разными. Что ты можешь рассказать о понятиях добро и зло, нравственность и мораль, честь и достоинство? – Всегда ли можно сказать, что ты счастлив от какого-то поступка? |
Работают с содержанием учебника, определяют тему урока. – Всегда ли ты знаешь, зачем ты делаешь то или иное? (С. 73 учебника) – Ради чего человек совершает те или иные поступки? Участвуют в беседе, отвечают на вопрос. Называют задачи урока. – Только от правильных, нужных окружающим его людям, достойных поступков человек получает удовлетворение, ощущение полноты жизни. |
||
Актуализация
Первичная проверка понимания изученного |
Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания. Э. Асадов “Что такое счастье” Одни говорят, что счастье – Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации. – Как вы поняли строки этого стихотворения? – О чём оно? Какова главная мысль? (визуальный ряд – разное счастье, что это?) – Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации. – А сейчас перед Вами два стихотворения, называются они одинаково «Счастье». – Почему я их разделила на две группы? – Какой вывод бы Вы сделали после их прочтения? (Приложение 1) Показываю фотографии, картины, разные лица людей – иллюстративного материала из сети Интернет. – Можно ли назвать их счастливыми? Как ты думаешь, почему? |
Участвуют в беседе, используют ассоциации, объясняя их, после просмотра слайда и прочтения стихотворения.
Смотрят и высказывают свое мнение. Дети разводят понятие счастья для разных людей: возраст, пол, профессия и др. – Для каждого человека, это что-то своё. То, какие цели стоят перед ним в данный момент жизни. Понятие счастья непостоянно, оно переменчиво.
Портретная галерея: какие лица можно назвать счастливыми, почему? |
||
Применение изученного |
Прочтение текста учебника с.31 п.1 (Счастье – это когда…). – Сделайте вывод, объединив это всё в одно, что такое счастье для каждого из нас. Толкование слова “счастье” в словаре С.И.Ожегова. Счастье – 1) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Семейное счастье). 2) Успех, удача. (Посчастливилось). Прочтение текста учебника с.32 п.2 (Ради чего живёт человек?) – Для чего мы совершаем те или иные поступки? |
Чтение текстов, выводы и запись их в тетради. |
||
Физминутка |
– 1, 2, 3, 4, 5. Что рано утром поможет почувствовать себя счастливым? – Отчего лошади кажутся счастливыми? |
Подвижная физминутка «Солнышко лучистое». Просмотр слайда, зарядка для глаз. |
||
Актуализация |
– Можно долго и упорно искать, добиваться его – счастья, но послушайте один афоризм, какой вывод можно сделать? «Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу». – Что такое счастье? Как быть счастливым? Где взять себе кусочек счастья? Да, его не продают в магазине, нельзя отрезать кусочек у того, кому его хватает с лихвой, пощупать... – Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. Ролик – Лети, лети, лепесток! – Почему предыдущие 7 желаний Жени не принесли ей счастья? И почему последнее желание, сделало её счастливой? |
Думают, рассуждают, что счастье и есть сама жизнь, каждодневные события, ежеминутные моменты, которыми нужно наслаждаться сейчас, жить полной жизнью, а не долго ждать того, что может и не случиться.
Дети вспоминают содержание, рассуждают, делают выводы. |
||
Применение изученного |
– Есть много пословиц со словом счастье, попробуйте их объяснить.
– А теперь попробуйте порассуждать также и над афоризмами великих людей.
|
Читают пословицы и афоризмы на слайде, выбирают понравившееся высказывание и раскрывают ее содержание, используя жизненный опыт. |
||
Применение изученного – интервью «Что для Вас есть счастье?» |
– Один хочет быть сильным, другой – красивым, третий – умный, четвёртый – удачливым, «везучим», пятый хочет обладать всеми этими качествами сразу. И все, разумеется, хотят быть счастливыми. Но в чем, же для каждого счастье? Все объясняют это по-разному. – Для одного – это банка варенья, для другого – быть везде первым, лучшим среди друзей, для третьего «бегать босиком по траве», для четвёртого – иметь щенка и вырастить из неё собаку. – Так, например, древнегреческий учёный Аристотель считал, что счастье – это благополучие, окрылённое добродетелью. Счастье складывается из многих составляющих, но главное иметь хорошего друга. – Как же вы понимаете, что такое счастье? Постарайтесь найти каждый свой ответ, не обязательно раскрывать его другим, важно ответить самому себе. Предлагает ученикам рассказать о своих счастливых моментах жизни. – Давайте поработаем журналистами, представим, что Вы даёте или берёте интервью. Вы должны ответить на самый главный вопрос «Что для Вас есть счастье?». – А вот как ответили на это вопрос ваши сверстники. |
Ролевая игра-рефлексия под музыкальное сопровождение.
Желающие играют различные роли, задают вопросы и отвечают на них. |
||
Психологический тренинг |
– Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? 1) Можно показать взглядом, что вам человек приятен. – Покажите взглядом, что вам дорог ваш сосед. 2) Можно физически с помощью прикосновения показать, что вам приятно общение с данным человеком. – Покажите с помощью прикосновения, что ваш сосед вам приятен. – Покажите, с помощью, каких жестов вы это сделали? 3) И самое главное место в выражении наших чувств занимает речь. – Возьмитесь за руки и скажите друг другу, что вы сейчас чувствуете. |
Работа в парах, свободные высказывания. |
||
Рефлексия |
– Говорят, легче счастье найти, чем удержать его. Оно похоже на птицу, которую не удержишь, если не посадишь в клетку. – Есть выражение “поймать удачу за хвост”. Как вы его понимаете? – Раскрасьте свою птичку так, каким Вы видите счастье. – Покажите друзьям, подарите самому близкому для Вас человеку. |
Выполняют задание под музыкальное сопровождение. |
||
Информация о домашнем задании |
Сообщает о домашнем задании (на выбор):
|
Записывают домашнее задание. |
||
Обобщение и систематизация |
Обобщает тему урока. – Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – ещё большее. – Поднимите руку, кто счастлив сейчас, здесь и сегодня!? – В чём смысли жизни? Как научиться переносить неудачи и как продлить счастливые моменты? Что важнее всего на свете, а что – лишь мишура, зазывно поблёскивающая на солнце? Все величайшие мыслители думали и об этом. Многие находили ответ. Правы они или виноваты – пусть рассудит время. А Вы выберите, что близко Вам. – Главное – будьте счастливыми каждую минуту и дарите ощущение счастья и уверенности окружающим, от этого вам станет только еще лучше! – Нет прекраснее чувства, чем счастье… Это великое чувство, которое дает нам желание жить! |
Делают вывод в виде выбранного афоризма. |