Интегрированное занятие "Охота – осеняя забава"

Разделы: Работа с дошкольниками


Под музыку А. Вивальди «Времена года», «Осень» ч.2 дети входят в зал и садятся на стулья.

Музыкальный руководитель. Ребята! Сегодня наш музыкальный вечер открыла замечательная музыка композитора Вивальди. Какого она характера? (Ответы детей) Как вы думаете, это золотая или поздняя осень? (Ответы детей) Правильно, это золотая осень. Вот как изобразил художник Левитан эту пору на своей картине «Золотая осень»:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

рис.1

Издавна на Руси осень была временем любимой забавы – охоты. Многие поэты, композиторы, художники отразили это увлечение в своих произведениях. Вот как описывает охоту поэт Бунин:

Трубят рога в полях далёких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль среди широких,
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет вой туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.

Важным атрибутом охоты был охотничий рожок, который возвещал о начале и окончании охоты, помогал охотникам окружить зверя. Охотничий рожок похож на русский народный музыкальный инструмент – рожок, но изготовлялся он из металла.

рис.2

Охота была не только забавой, но и очень трудным, опасным делом, требующим хорошей организации всех участников, специальной подготовки охотничьих собак, так как охотились не только на птиц, зайцев и лисиц, но и на крупных зверей: кабанов, волков, медведей, оленей. Как вы думаете, почему именно осень и зима были сезонами охоты? (Ответы детей). Сегодня мы с вами послушаем музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» – «Сентябрь. Охота». Постарайтесь услышать в этой музыке призывный голос охотничьего рожка, стук конских копыт, почувствовать волнение охотников.

Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Сентябрь. Охота»

Музыкальный руководитель беседует с детьми о характере музыки.

…сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей;
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы. (А.С. Пушкин)

Мне кажется, эти стихи Пушкина очень созвучны музыке Чайковского.

Великого русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова современники называли «ценителем поэзии охоты». Им создана целая серия картин об охоте, давайте рассмотрим самую известную картину «Охотники на привале».

рис.3

В этой охотничьей сцене сочетаются жанровая картина, портрет, натюрморт и пейзаж. В центре мы видим трёх охотников. Один рассказывает «страшную» историю, произошедшую с ним на охоте. Растопыренные руки «враля» делают его рассказ очень увлекательным. Другой охотник недоверчиво улыбается и почёсывает голову. Он не верит рассказчику, но подыгрывает ему и подсмеивается над наивностью  третьего молодого охотника. Юный охотник восторженно, увлечённо слушает рассказчика, запоминая каждое его слово, чтобы потом передать приятелям.

На кого охотились охотники? (Ответы детей.) Да, правильно. На переднем плане мы видим натюрморт с дичью. Охотники настолько увлечены беседой, что даже не замечают уток, летящих у них над головами. Картина «Охотники на привале» одновременно лукава и лирична. А какие краски использует художник в пейзаже? (Ответы детей.) Правильно, тёмные, мрачные. Тревожный пейзаж на заднем плане вносит в картину беспокойные нотки.

Мы с вами знаем музыкальную игру «Большой олень», в которой тоже происходят не совсем обычные события, давайте в неё поиграем.

Песня-игра «Большой олень» франц. нар. песня, русский текст Е. Филиц

Под музыку С.С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк» появляется Охотник (взрослый).

Охотник. Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам из одной музыкальной сказки. Я думаю, вы её вспомните, услышав начало: «Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку…». (Звучит музыка Прокофьева, дети её узнают.)

Музыкальный руководитель. Не так давно мы с вами были участниками музыкального спектакля, в котором звучала музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк».

рис.4

Охотники шли по следам волка и стреляли из ружей. (Звучит отрывок «Охотники».)

Музыкальный руководитель. Какого характера музыка сейчас звучала?

Ответы детей: «Осторожная, крадущаяся, а когда охотники стреляли из ружей – грозная»

Музыкальный руководитель. Какой музыкальный инструмент передавал выстрелы ружья?

Ответ детей: «Литавры».

Музыкальный руководитель. Но Петя сказал: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад».

Охотник. Конечно, я помогу, не такой уж я грозный, я очень люблю играть с ребятами.

Игра «Зайцы и охотник»

Описание игры.  Под музыку «Этюд» К. Черни дети-зайчики прыгают по залу. С концом музыки выходит Охотник (взрослый) и «стреляет из ружья». «Зайцы» ложатся на ковёр, притворяясь мёртвыми. Охотник поднимает то одну, то другую «лапку» зайчика и уходит за мешком. Зайцы в это время убегают.

Музыкальный руководитель. Ай да зайчики, перехитрили охотника! Как хорошо, когда люди, птицы и звери живут мирно в природе. Издавна существовала профессия птицелова. Это занятие отобразил на своей картине художник Перов.

рис.5

Пожилой мужчина лежит на земле в золотистых лучах тёплого утреннего  солнца и терпеливо ждёт, заманивая птиц в силок при помощи специальной дудки. Рядом с ним, спрятавшись за деревом, сидит мальчик и внимательно наблюдает за происходящим, приготовив клетку для дичи. Художник стремился передать в своём произведении настроение простого человеческого счастья, показать тёплые отношения между родителями и детьми, преемственность поколений в нелёгком охотничьем искусстве.

Игра «Птицеловы и птицы», музыка укр. нар. мел.

Описание игры. Дети-«птицеловы» стоят в кругу, взявшись за руки. Под музыку дети-«птицы» «летают» через «сети». С концом музыки «птицеловы» опускают «сети». Пойманные дети выбывают из игры.

Музыкальный руководитель. Осенней порой птицы улетают в жаркие страны, пришла пора и нам проститься с птицами.

Танцевально-игровое творчество «Птицы», музыка Поля Мориа

Музыкальный руководитель. Ребята, вы знаете, что к природе надо относиться бережно. Многие виды животных и растений исчезают с нашей планеты, поэтому охота на некоторых зверей и птиц запрещена. Они занесены в «Красную книгу охраны животных». Учёные-исследователи, занимающиеся  изучением животных, отправляясь в экспедицию, снимают редкие виды на видеокамеру. Это называется фотоохота. Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», который рассказывает о фотоохоте.

рис.6

Раздаётся стук.

Музыкальный руководитель. Кто там?

Почтальон Печкин. Это я – почтальон Печкин. Вам посылка из Простоквашино. Дядя Фёдор сделал замечательные фотографии птиц и зверей и прислал их в подарок детям.

Детям дарят открытки из серии «Животные и птицы средней полосы России».

Звучит музыка Е. Зарицкой «Земля полна чудес». Дети покидают зал.