Психологическое сопровождение детей на этапе подготовки к школьному обучению

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.

Несомненно, это сложный период в жизни родителей, будущего первоклассника. Основной источник проблем, связанных с переходом из детского сада в школу, – новизна проживания ситуации для родителей и самого ребёнка. Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учёбе, о том, какое участие в школьной жизни детей могут принять разные люди и обстоятельства, складываются из многих кусочков. Это и опыт собственной школьной жизни родителей. Это и истории, предлагаемые средствами массовой информации. Ещё существуют образы, создаваемые родственниками, друзьями и знакомыми. Часто эти кусочки имеют выраженный чёрный или белый цвет, позитив или негатив. Родителям свойственно ударяться в крайность. Одни берут всю ответственность за школу на себя. Другие считают, раз ребёнок пошёл в школу, значит, он достаточно самостоятелен, и нет нужды контролировать. Так в чем же разумная мера участия родителя в школьных делах ребёнка? Вот почему работа с родителями является важным направлением. Профилактика школьных страхов – внесение конструктивных оттенков, смещение внимания родителя на понятные критерии оценки ситуации и как следствие – снижение напряжённости ожидания начала школьного обучения.

Подготовка к школе – это ответственный период для педагогов. У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с взрослым. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого в этот возрастной период. Этот факт побуждает к внимательному отношению со стороны педагогов и оказанию ребёнку поддержки в образовательных учреждениях. Подчас педагоги располагают чрезвычайно бедными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. Поэтому ещё одним направлением при подготовке к школьному обучению стало – повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подготовка к школе – сложный период в жизни ребёнка, его первый социальный конфликт. Специалисты называют его «кризисным периодом» (Л.С. Выготский, Л.И.Божович). Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Для профилактики тревожности необходимо заранее готовить детей к определённым событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения проблем.

Психологическое сопровождение детей, будущих первоклассников основывается на основных видах деятельности: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование и просвещение.

Формы работы

Педагогический совет

Методическое объединение

Семинар

Круглый стол

Тренинг

Деловая игра

Анкетирование

Интервьюирование

Диагностика

Коррекционно-развивающее занятие

Консультация

Практикум

Психологическое сопровождение на этапе подготовки детей к школьному обучению

1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

  • Познакомить учителей и родителей с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.
  • Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.
  • Формировать у родителей ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
  • Разъяснять учителям о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся при их обучении.
  • Учить педагогов строить взаимоотношения со школьниками на взаимовыгодных началах.
  • Формировать у родителей и учителей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.

2 этап – психодиагностика.
3 этапразвитие коррекция (групповая и индивидуальная).
4 этап мониторинг
возрастные особенности, будущих первоклассников
– состояние здоровья.

Показатели:

  • уровня развития познавательных процессов;
  • эмоционально-аффективной сферы детей;
  • уровень речевого развития;
  • уровень развития зрительно-моторной координации;
  • уровень развития мотивации.

5 этап – аналитический «Круглый стол».

Направления работы:

  • Работа с родителями.
  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами ДОУ.
  • Работа по преемственным связям со школой.

Работа с родителями.

Цель: Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (тематика и планы встреч с родителями).
Цикл занятий «Родители в предшкольной жизни ребёнка» – (практикумы, тренинги, дискуссии). [1]

Тематика:

1. Критерии готовности ребёнка к школе –психологическая готовность к школьному обучению.
Цель: Предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребёнка к школе.

2. Привлекательный образ наставника и Я как наставник ребёнка.
Цель: Обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребёнка.

3. Моё мнение о школьной жизни ребёнка.
Цель: Проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка.

4. Практикум «Помогаем ребёнку осваивать новую социальную роль школьника».
Цель: Обсуждение точек зрения родителей на роль семьи в период ожидания школы.

5. Серия консультаций «На пороге школы» – где предлагаются рекомендации, как пробудить у ребёнка интерес к обучению в школе, сформировать у него готовность к вступлению в школьную жизнь и избежать стрессовых ситуаций при поступлении в первый класс. [2]

6. Анкетирование «Моё мнение о школьной жизни ребёнка», «В чём причина трудностей», «Каков социальный опыт моего ребёнка», «Игровое общение с ребёнком».

Работа с детьми

Групповая коррекционно-развивающая работа

«Думать – это интересно», направленная на развитие речемыслительной деятельности и других познавательных способностей. [5]

«Курс развития творческого мышления», задачами которой являются:
– развитие способности использования альтернативных путей поиска информации;
– развитие самостоятельности при решении творческих задач;
– развитие способности выделения существенных признаков, выдвигать гипотезы.
Занятия построены на основе программы д.п.н.Гатанова Ю.Б.

«Хочу стать первоклассником», по профилактике школьной дезадаптации и снижения тревожности у детей, основанные на использовании коррекционно-развивающих сказок М.А.Панфиловой «Лесная школа». [3]

Индивидуальное сопровождение детей, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и оказание профессиональной помощи детям, которые в ней нуждаются. Осуществляется сопровождение в единстве диагностики и коррекции, направленности на положительную позицию по отношению к ребёнку.

Комплексное диагностическое обследование детей, будущих первоклассников

Особое место в организации диагностической работы отводится исследованию уровня подготовленности детей к школьному обучению. [4]

Работа с педагогами

1. Консультация

«Формирование мотивационной готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе».
- рассмотрение сущности понятия «Готовность к школьному обучению».
- раскрытие мотивационной структуры психологической готовности к школьному обучению и ознакомление с методами её диагностирования.

2. Практикум «Методы воздействия на ребёнка»

Ознакомление педагогов с техниками активного слушания.

3. Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций» направленные на преодоление стереотипов мышления, стимуляция творческой активности педагогов

Мониторинг готовности детей к школьному обучению

  • Экспресс-диагностика «Оценка уровня развития психических процессов детей» по методике ВТА.
  • Методика определения готовности к школьному обучению Л.А. Ясюковой по критериям:
    • мышление: (визуальное, интуитивное, логическое, абстрактное, речевое, образное);
    • речевое развитие;
    • кратковременная речевая память;
    • кратковременная зрительная память;
    • скорость переработки информации;
    • внимательность;
    • зрительно-моторная координация;
    • тревожность;
    • мотивационная готовность.
  • Тест-опросник Венгера на определение сформированности «внутренней позиции школьника.
  • Методика изучения самоотношения и самопринятия (модификация методики А.М.Прихожан и З.Василяукайте).

Работа по преемственным связям со школой

Цель. Преемственные связи школы и ДОУ, как необходимое условие успешной адаптации будущих первоклассников
Документы, регламентирующие работу по преемственности между МБДОУ №6 и гимназией №1

  • Договор о сотрудничестве.
  • План совместных мероприятий.

Анализ уровня адаптации и обученности детей

Заседания круглого стола «Психолого-педагогические аспекты преемственности» с участием администрации, педагогов, психологов ДОУ и гимназии – обзор диагностических исследований будущих первоклассников и прогнозирование возможных проблем в обучении:

  • Возрастные особенности будущих первоклассников;
  • Состояние здоровья;
  • Показатели эмоционально-аффективной сферы;
  • Уровень развития познавательных процессов;
  • Уровень развития работоспособности;

Ожидаемый результат:

  • Овладение ребенком моделью возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации.
  • Приобретение опыта поведения в значимых для детей ситуациях общения.
  • Знакомство и усвоения ребенком модели учебно-воспитательной сферы.
  • Положительное отношение к школе.
  • Положительная школьная мотивация.
  • Эмоциональная регуляции поведения детей.
  • Уверенность в себе, в своих силах.

Список используемой литературы.

  1. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М.,2006.
  2. «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника». Дошкольная педагогика. СПб. 2010 №6.
  3. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. URL: www.twirpx.com (дата обращения: 12.02.2012)
  4. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе//Методическое руководство.СПб, 1999
  5. Ю.А.Афонькина «Думать – это интересно» // методическая разработка. Мурманск, 2009.