Пояснительная записка
Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.
Несомненно, это сложный период в жизни родителей, будущего первоклассника. Основной источник проблем, связанных с переходом из детского сада в школу, – новизна проживания ситуации для родителей и самого ребёнка. Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учёбе, о том, какое участие в школьной жизни детей могут принять разные люди и обстоятельства, складываются из многих кусочков. Это и опыт собственной школьной жизни родителей. Это и истории, предлагаемые средствами массовой информации. Ещё существуют образы, создаваемые родственниками, друзьями и знакомыми. Часто эти кусочки имеют выраженный чёрный или белый цвет, позитив или негатив. Родителям свойственно ударяться в крайность. Одни берут всю ответственность за школу на себя. Другие считают, раз ребёнок пошёл в школу, значит, он достаточно самостоятелен, и нет нужды контролировать. Так в чем же разумная мера участия родителя в школьных делах ребёнка? Вот почему работа с родителями является важным направлением. Профилактика школьных страхов – внесение конструктивных оттенков, смещение внимания родителя на понятные критерии оценки ситуации и как следствие – снижение напряжённости ожидания начала школьного обучения.
Подготовка к школе – это ответственный период для педагогов. У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с взрослым. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого в этот возрастной период. Этот факт побуждает к внимательному отношению со стороны педагогов и оказанию ребёнку поддержки в образовательных учреждениях. Подчас педагоги располагают чрезвычайно бедными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. Поэтому ещё одним направлением при подготовке к школьному обучению стало – повышение профессиональной компетентности педагогов.
Подготовка к школе – сложный период в жизни ребёнка, его первый социальный конфликт. Специалисты называют его «кризисным периодом» (Л.С. Выготский, Л.И.Божович). Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Для профилактики тревожности необходимо заранее готовить детей к определённым событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения проблем.
Психологическое сопровождение детей, будущих первоклассников основывается на основных видах деятельности: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование и просвещение.
Формы работы
Педагогический совет |
Методическое объединение |
Семинар |
Круглый стол |
Тренинг |
Деловая игра |
Анкетирование |
Интервьюирование |
Диагностика |
Коррекционно-развивающее занятие |
Консультация |
Практикум |
Психологическое сопровождение на этапе подготовки детей к школьному обучению
1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
- Познакомить учителей и родителей с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.
- Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.
- Формировать у родителей ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Разъяснять учителям о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся при их обучении.
- Учить педагогов строить взаимоотношения со школьниками на взаимовыгодных началах.
- Формировать у родителей и учителей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.
2 этап – психодиагностика.
3 этап – развитие коррекция
(групповая и индивидуальная).
4 этап – мониторинг
– возрастные особенности, будущих
первоклассников
– состояние здоровья.
Показатели:
- уровня развития познавательных процессов;
- эмоционально-аффективной сферы детей;
- уровень речевого развития;
- уровень развития зрительно-моторной координации;
- уровень развития мотивации.
5 этап – аналитический «Круглый стол».
Направления работы:
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами ДОУ.
- Работа по преемственным связям со школой.
Работа с родителями.
Цель: Поддержка воспитательной
компетентности родителей будущих
первоклассников (тематика и планы встреч с
родителями).
Цикл занятий «Родители в предшкольной жизни
ребёнка» – (практикумы, тренинги, дискуссии). [1]
Тематика:
1. Критерии готовности ребёнка к школе
–психологическая готовность к школьному
обучению.
Цель: Предоставить родителям возможность учесть
разные факторы готовности ребёнка к школе.
2. Привлекательный образ наставника и Я как
наставник ребёнка.
Цель: Обратить внимание родителей на степень
вовлечения в школьные дела ребёнка.
3. Моё мнение о школьной жизни ребёнка.
Цель: Проанализировать особенности родительской
позиции в ожидании школьной жизни ребёнка.
4. Практикум «Помогаем ребёнку осваивать новую
социальную роль школьника».
Цель: Обсуждение точек зрения родителей на роль
семьи в период ожидания школы.
5. Серия консультаций «На пороге школы» – где предлагаются рекомендации, как пробудить у ребёнка интерес к обучению в школе, сформировать у него готовность к вступлению в школьную жизнь и избежать стрессовых ситуаций при поступлении в первый класс. [2]
6. Анкетирование «Моё мнение о школьной жизни ребёнка», «В чём причина трудностей», «Каков социальный опыт моего ребёнка», «Игровое общение с ребёнком».
Работа с детьми
Групповая коррекционно-развивающая работа
«Думать – это интересно», направленная на развитие речемыслительной деятельности и других познавательных способностей. [5]
«Курс развития творческого мышления»,
задачами которой являются:
– развитие способности использования
альтернативных путей поиска информации;
– развитие самостоятельности при решении
творческих задач;
– развитие способности выделения существенных
признаков, выдвигать гипотезы.
Занятия построены на основе программы
д.п.н.Гатанова Ю.Б.
«Хочу стать первоклассником», по профилактике школьной дезадаптации и снижения тревожности у детей, основанные на использовании коррекционно-развивающих сказок М.А.Панфиловой «Лесная школа». [3]
Индивидуальное сопровождение детей, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и оказание профессиональной помощи детям, которые в ней нуждаются. Осуществляется сопровождение в единстве диагностики и коррекции, направленности на положительную позицию по отношению к ребёнку.
Комплексное диагностическое обследование детей, будущих первоклассников
Особое место в организации диагностической работы отводится исследованию уровня подготовленности детей к школьному обучению. [4]
Работа с педагогами
1. Консультация
«Формирование мотивационной готовности у
детей 6-7 лет как условие успешного обучения в
школе».
- рассмотрение сущности понятия «Готовность к
школьному обучению».
- раскрытие мотивационной структуры
психологической готовности к школьному обучению
и ознакомление с методами её диагностирования.
2. Практикум «Методы воздействия на ребёнка»
Ознакомление педагогов с техниками активного слушания.
3. Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций» направленные на преодоление стереотипов мышления, стимуляция творческой активности педагогов
Мониторинг готовности детей к школьному обучению
- Экспресс-диагностика «Оценка уровня развития психических процессов детей» по методике ВТА.
- Методика определения готовности к школьному
обучению Л.А. Ясюковой по критериям:
- мышление: (визуальное, интуитивное, логическое, абстрактное, речевое, образное);
- речевое развитие;
- кратковременная речевая память;
- кратковременная зрительная память;
- скорость переработки информации;
- внимательность;
- зрительно-моторная координация;
- тревожность;
- мотивационная готовность.
- Тест-опросник Венгера на определение сформированности «внутренней позиции школьника.
- Методика изучения самоотношения и самопринятия (модификация методики А.М.Прихожан и З.Василяукайте).
Работа по преемственным связям со школой
Цель. Преемственные связи школы и ДОУ,
как необходимое условие успешной адаптации
будущих первоклассников
Документы, регламентирующие работу по
преемственности между МБДОУ №6 и гимназией №1
- Договор о сотрудничестве.
- План совместных мероприятий.
Анализ уровня адаптации и обученности детей
Заседания круглого стола «Психолого-педагогические аспекты преемственности» с участием администрации, педагогов, психологов ДОУ и гимназии – обзор диагностических исследований будущих первоклассников и прогнозирование возможных проблем в обучении:
- Возрастные особенности будущих первоклассников;
- Состояние здоровья;
- Показатели эмоционально-аффективной сферы;
- Уровень развития познавательных процессов;
- Уровень развития работоспособности;
Ожидаемый результат:
- Овладение ребенком моделью возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации.
- Приобретение опыта поведения в значимых для детей ситуациях общения.
- Знакомство и усвоения ребенком модели учебно-воспитательной сферы.
- Положительное отношение к школе.
- Положительная школьная мотивация.
- Эмоциональная регуляции поведения детей.
- Уверенность в себе, в своих силах.
Список используемой литературы.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М.,2006.
- «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника». Дошкольная педагогика. СПб. 2010 №6.
- Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. URL: www.twirpx.com (дата обращения: 12.02.2012)
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе//Методическое руководство.СПб, 1999
- Ю.А.Афонькина «Думать – это интересно» // методическая разработка. Мурманск, 2009.