Программа спецкурса "Свобода и ответственность"

Разделы: Школьная психологическая служба


Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

В современном мире существует проблема адаптации заключенных в обществе после освобождения. Заветная мечта каждого заключённого – как можно скорее освободиться. Большинство из них понимают свободу как вседозволенность. Такая внутренняя позиция чревата рецидивами преступлений.

Только при условии осознания и принятия ответственности за свою жизнь и благополучие близких людей освободившийся из мест заключения будет иметь шанс больше туда не вернуться.

Необходимость введения курса “Свобода и ответственность” продиктована особенностями обучающихся закрытой школы. Осужденные в большинстве своем не могут и не хотят брать на себя ответственность за своё будущее, объясняя все возникающие у них проблемы внешними причинами. Данный курс призван помочь заключённым обучающимся осознать и принять тот факт, что в обществе существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель “должного поведения”. С учётом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Специфика курса “Свобода и ответственность” обусловлена низким уровнем грамотности обучающихся, дефицитом простейших представлений об устройстве и функционировании внутреннего мира человека и социальных институтов.

Программа разработана как интегрированный курс, включающий общие представления из области психологии и обществознания.

Цель прохождения курса “Свобода и ответственность” - содействовать становлению личности осуждённых как полноценных членов свободного общества, уважающих Закон и соблюдающих социальные нормы.

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ученика: 

  • оказание ученикам помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;  
  • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), развитие понимания чувств и переживаний других людей; 
  • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;
  • воспитание потребности в приобщении к духовным ценностям и совершенствовании своего внутреннего мира;
  • совершенствование умения взаимодействовать в семье и коллективе;
  • усвоение необходимости упорядочивания своего быта, заботы о здоровье, честного труда;
  • формирование представления о том, что значит быть хорошим другом, семьянином, достойным гражданином своей страны.

В результате прохождения программного материала обучающиеся усвоят основные понятия:

- самопознание и саморегуляция;

- создание и сохранение семьи;

- правила общения в семье и в коллективе без конфликтов;

- необходимость соблюдения моральных норм общества;

- ответственность человека за своё будущее и будущее своих близких;

- выбор профессии;

- здоровье и его сохранение.

Они будут уметь:

- устанавливать и сохранять позитивные отношения с окружающими;

- владеть приемами саморегуляции;

- общаться в семье и в коллективе без конфликтов;

- противостоять негативному давлению среды;

- избирать профессию и вид деятельности в соответствии с особенностями своей личности;

- вести здоровый образ жизни;

- соблюдать правила культуру поведения в быту и на природе.

Специфика предмета

Преподавание курса предполагает сотрудничество учеников с педагогом-психологом по проблемам самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии.

Урок спецкурса подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержании и способах проведения. Ученики на уроке познают не только теоретические вопросы, но имеют возможность познавать себя, а так же усваивать закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Технологии, методики: 

  • проблемное обучение; 
    u информационно-коммуникационные технологии; 
    u коллективный способ обучения (работа в парах, малых и больших группах).

Программа предусматривает проведение различных видов занятий:

- лекционные. На них обучающиеся 5-8 классов получают представления из области психологии и обществознания на простейшем уровне. Ученики 9-12 классов овладевают знаниями основного содержания психологической науки;

- практические занятия проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, дискуссий, обмена жизненным опытом, просмотра видеоматериалов.

На этих занятиях школьники учатся аргументировано высказывать свою точку зрения, решать практические задачи, связанные с психологией. Каждый ученик получает возможность полностью проявить себя, что необходимо для их самосознания и саморазвития;

- комбинированные уроки включают лекционный и практический блоки.

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
  • выявление личных проблем через использование проективных форм “Один парень...”, “Большинство людей...”;
  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
  • тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока.

С целью оценки качества усвоения знаний проводится собеседование. Оно позволяет обучающимся осуществить самоанализ уровня своих знаний по изучаемому предмету, осознать результаты продвижения в собственном личностном росте. В процессе собеседования педагог имеет возможность понять в какой мере содержание курса находит отклик во внутреннем мире ученика и продвигает его на пути личностного роста.

Программа “Свобода и ответственность” рассчитана на 288 часов.

5 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

6 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

7 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

8 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

9 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

10 класс – 36 часов в год (1час в неделю)

11 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

12 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

Реализуется в течение 8 лет.

Данная программа разработана по принципу “от простого к сложному”. На начальных этапах обучающиеся усваивают простейшие представления о правилах общения, умении учиться, сохранении здоровья. С каждым годом эти представления расширяются и углубляются. Вводятся новые темы, необходимые для формирования знаний об устройстве и функционировании внутреннего мира человека, для осознания ответственности за свои поступки.

Литература

1. Алейникова Т.В. Психоанализ [Текст]: учеб. пособие /Т.В.Алейникова. -Ростов н/Д: Феникс, 2008 . –352 с.

2. Батуев А.С., Соколова, Л.В., Левитин М.Г. Человек: основы физиологии и психологии [Текст]: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А.С.Батуева.– М.: Дрофа, 2009. –368 с.

3. Бер Ульрих. Что означают цвета [Текст]/Бер Ульрих. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -224 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст]: пер. с англ. /Общ. ред. М.С.Мацковского. - СП б: Специальная литература, 2009. - 397 с.

5. Гобозов И.А. Социальная философия. Статья “Свобода и ответственность лич ности [Текст]/под ред. Гобозова И.А. М.: Издатель Савин С.А., 2003. – 528 с.

6. Голозубов А.В. 100 тестов для мужчин [Текст]/Сост. А.В.Голозубов. - Харьков: Фолио, 2008. -286 с.

7. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] /В.Е. Дружинин. – М: ТЦ Сфера, 2007 . – 96 с.

8. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе [Текст]: книга для учащихся / Е.С. Жариков Е.Л. Крушельницкий. – М.: Просвещение, 2007. –223 с.

9. Ионас И.В., Морозова И.С. Этика и психология семейной жизни [Текст]: программа курса для учащихся 10-11классов/ И.В.Ионас, И.С.Морозова. – Кемерово: МОУ ДПО, 2009. – 28 с.

10. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики [Текст]: методические и диагностические материалы в помощь педагогам/ Г.Н.Козлова, Г.Ю.Дмитриченко - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 96 с.

11. Королёва Злата. Тесты “Говорящий рисунок: 100 графических тестов” [Текст] / Злата Королёва - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 304 с.

12. Михайлюк Е.Б. Чего хотят женщины? Женская психология для мужчин [Текст] / Е.Б. Михайлюк. Ростов н/Д: Феникс, 2006 . – 288 с.

13. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников [Текст]: пособие для педагога в 2 ч., часть 1/ Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.– М.: ВЛАДОС, 2009. – 224 с.

14. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников [Текст]: пособие для педагога в 2 ч., часть 2 / Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова – М.: ВЛАДОС, 2005, ч. 2. - 192 с.

15. Римская Р.П., Римский С.Н. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других [Текст] / Р.П. Римская, С.Н. Римский. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009 – 400 с.

16. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. [Текст] / М.Ю. Савченко - М: Вако, 2008. – 240 с.

17. Сизанов А.В. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет [Текст] / А.В. Сизанов. –Мн.: Полымя, 2009. – 576 с.

18. Сломчинский А.Г., Еремеева Е.Д. Дорога, которую мы выбираем. Программа специального курса “Подготовка осуждённых к жизни на свободе” [Текст]/ А.Г. Сломчинский Е.Д. Еремеева.  Журнал “Открытая школа” №2, 1997 г.

19. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение [Текст]: учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей / Я.В. Соколов, А.С. Прутченков. – М.: Гражданин, 2008. – 224 с.

20. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение [Текст]: учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей / Я.В. Соколов, А.С. Прутченков. – М.: Гражданин, 2008. – 384 с.

21. Управление образования Витебского облисполкома. Учреждение образования “Витебский областной государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования”. Программа курса “Психология в общеобразовательной школе” Методико-практические материалы [Текст]. – Витебск, 2006.

22. Федоренко Л.Г. Аттестация в школе: после и до [Текст] /Л.Г.Федоренко. – СПб: КАРО, 2008. – 102 с.

23. Чернобай В.А. Социальная психология. [Текст] / В.А. Чернобай. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 256 с.

24. Шпарь В.Б. Гений общения или искусство быть разным: [Текст] / В.Б. Шпарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 512 с.

Приложение