Цель урока: познакомить учащихся с монотипией и направить их на создание своей абстрактной картинки мира.
Задачи:
- Развивать художественно-творческое мышление.
- Воспитывать любознательность и интерес к искусству через образно-символическое мышление.
- Формировать практические навыки творческой фантазии.
- Закреплять графические навыки и умения.
Форма урока: урок-практикум в рамках коммуникативно-деятельностного подхода на основе развития воображения учащихся.
Оборудование урока:
- Для учителя: мультимедиа аппарат, детские книжки, иллюстрации художников, образцы детских работ.
- Для детей: кисти, бумага, гуашь, пластиковая доска.
- Музыкальный ряд: музыка Э. Грига «В пещере горного короля»
ХОД УРОКА
1. Организация деятельности учащихся. Мотивация, целеполагание
– Сегодня мы с вами будем знакомиться с новой
техникой рисования – монотипией, а помогать нам
будут палитра и кисточка.
Монотипия – с греческого Моно – один,
типос – отпечаток. (Приложение)
Краски наносятся от руки на гладкую поверхность,
а полученный на бумаге оттиск всегда бывает
единственным, уникальным.
(Показываются работы в этой технике, обсуждаются)
– А сейчас мы совершим увлекательное
путешествие в сказку.
В одном горном королевстве в пещере жили гномы.
Они были веселые и добродушные, любили все яркое
и красивое. Но злой горный король забрал все
краски у гномов и пещера стала черно-белой…
– Давайте поможем гномам украсить их дом-пещеру.
– Ребята, а как вы думаете, как выглядит пещера
изнутри? (Ответы учащихся)
Зачитывается отрывок из сказки с описанием пещеры.
2. Работа по освоению новой техники рисования, демонстрация учителя
– Ребята, возьмите кисти и нанесите на
пластиковые дощечки краски в хаотичном
порядке. Не забывайте мыть кисти, прежде чем
брать другую краску. Теперь берем
листочек и прикладываем к дощечке с красками.
– Посмотрите, у вас на листе получился отпечаток,
но давайте подождем, пока краски на листе немного
подсохнут. А мы с вами сделаем
небольшую разминку.
3. Физминутка
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклоны вперед)
А за ним-то раз, два, три (наклоны в стороны)
Показались еще три! (руки вперед и в стороны)
И пока грибы срывали (наклоны вперед)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, покачать головой)
4. Самостоятельная работа учеников, создание новых образов, интуитивное рисование
– Мы все вместе будем проживать путь от хаоса к форме. Хаос – это беспорядок, это понятие мира, когда формы как таковой не существовало. А важнейшая черта хаоса – это его роль лона, в котором зарождается мир, именно в нём содержится некая энергия, приводящая к зарождению Вселенной. Ну а теперь внимательно рассмотрите свои листочки с отпечатками, сейчас вы видите на них беспорядок – хаос. Рассмотрите их внимательно, найдите в этом красочном хаосе какой-нибудь образ и прорисуйте его.
(Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля»)
5. Создание общей композиции. Экспресс-выставка работ учащихся
– А теперь своими рисунками мы поможем гномам
украсить пещеру. (На доске контуры пещеры
заполняются детскими рисунками)
– Горному королю, так понравилось, как вы
украсили пещеру гномов, что он подобрел и устроил
бал! (Показывается фрагмент мультфильма «В
пещере горного короля»)
6. Подведение итогов. Обмен впечатлениями
– Какой момент урока вам понравился больше
всего?
– С какой новой техникой рисования вы
познакомились?
– Что означает слово монотипия?