Практическая часть: изготовление игрушки из бумаги «Гусёнок».
Тип урока: комбинированный.
Задачи и цели урока:
- Обучения: Формировать знания и умения по выполнению объёмных изделий из листа бумаги по средствам «прорезного замкового» соединения.
- Воспитания: воспитывать аккуратность, самостоятельность, сознательное отношение к соблюдению санитарно-гигиенических правил и правил организации рабочего места.
- Развития: развивать способность анализировать, сравнивать; наглядно-образное мышление; развитие творческих способностей; умение использовать полученные знания на практике; развитие мелкой моторики.
Средства обучения:
- ТСО: компьютер, проектор, экран.
- Наглядные: презентационный видеоряд.
- Раздаточные материалы: комплект шаблонов из картона для работы, декорированные листы «под перо».
- Используемые инструменты и материалы: простой карандаш; цветные карандаши или фломастеры; ножницы; клей.
Используемая литература:
1. Геронимус Т.М. Маленький мастер. Учебник по
трудовому обучению. 2 класс. – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА
– 2005.–144 с.:ил.
2. Геронимус Т.М. Я всё умею делать сам. Рабочая
тетрадь по трудовому обучению. 2 класс. – М.:
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА – АО «Московский учебник», 2005.
3. Программы образовательных учреждений:
Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы.
Научные руководители. Хотунцев Ю.Л., Симоненко
В.Д. М.: Просвещение, 2000, – 240 с.
Межпредметные связи на уроке: история, биология, информатика, геометрия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка организации рабочего места.
3. Сообщение темы урока.
II. Выявление имеющихся знаний
Фронтальная беседа.
1. Загадка:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь).
2. Где живут гуси?
3. Какого цвета бывают гуси?
4. Гуси обычно живут по одному или большими
семьями – стаями?
III. Формирование знаний и умений
Постановка задачи перед классом.
Научить изготавливать объёмную игрушку.
Объяснение нового материала.
1. Анализ образца. Давайте
рассмотрим изображение гусят на экране и образец
в классе.
– Какие части тела нам нужно сделать? (Голова,
шея, туловище, крылья, хвост).
– Какую форму имеет деталь головы?
– Как можно сделать круг из цветной бумаги?
Рис.1
2. Для работы мы с вами воспользуемся
«шаблоном». Шаблон – деталь из плотной бумаги
или, чаще, картона той формы, которую нам
необходимо получить. Шаблон предназначен для
того, чтобы быстро получать необходимое
силуэтное изображение на цветной бумаге.
Давайте рассмотрим комплекты шаблонов: каждая
деталь имеет подпись, говорящую нам о её
предназначении. Давайте подумаем, сколько
деталей каждой формы из цветной бумаги нам нужно
будет вырезать.
Тело – 1 шт. Шея – 1 шт. Голова – 2 шт.
Крыло – 2 шт. Хвост – 1 шт.
Рис. 2
IV. Продолжение формирования знаний и умений. Практическая работа
Повторение правил ТБ
- На что нужно обращать внимание во время работы на уроках технологии? Где нас может подстерегать опасность?
- Как нужно обращаться с ножницами?
- Как нужно передавать ножницы друг другу?
- Почему нельзя поворачиваться к соседям, ходить по кабинету с ножницами?
- Как нужно обращаться с клеем?
Практическая часть
Поэтапная разметка деталей «гусёнка» по шаблонам с демонстрацией приёмов выполнения и этапов на экране и в реальности:
1. Разметка «тела» утёнка: расположение на белой стороне цветной бумаги, обводка, вырезание.
Рис. 3
2. Формование «тела» – сворачивание кольца,
склеивание, удержание до полного соединения.
3. Разметка сгибанием детали «шеи» гусёнка.
4. Формование «шеи» – скручивание трубочки,
особенности склеивания и удержания до полного
соединения детали.
5. Соединение «тела» и «шеи». Особенности
нанесения клеевого слоя. Особенности удержания
до полного соединения деталей. Формование
«тела».
6. Разметка «головы» по шаблону. Симметричное
вырезание сразу двух деталей.
7. Вырезание по изогнутому контуру. Склеивание
двух деталей головы.
8. Соединение «головы» и «шеи». Способ прорезного
соединения плоской и объёмной детали.
Особенности выполнения надрезов.
Рис. 4
9. Разметка деталей «хвоста» и «крыльев» по
шаблону. Вырезание по криволинейному контуру.
10. Соединение деталей «тела» и «хвоста».
11. Соединение деталей «тела» и «крыльев».
Варианты расположения крыльев на теле.
12. Изготовление детали «клюва». Разметка «на
глаз». Вырезание симметричной детали со сгибом.
13. Соединение детали «клюва» и головы.
14. Дизайн головы: рисование «глазок», «ресничек»
цветными карандашами или фломастерами.
Особенности выполнения этапа – отсоединить
«голову» от шеи и положив на ровную поверхность
нанести изображения глаз сначала на одну сторону
детали, потом на другую.
15. Окончательное соединение, проверка качества
выполнения игрушки.
16. Придумывание имени для своих гусят.
Рис. 5
Рис. 6
V. Контроль знаний и умений учащихся по итогам выполнения практической работы
– Как называются детали из картона, которыми мы
сегодня пользовались? (Шаблон).
– Почему так удобно использовать шаблоны?
– Какие способы соединения деталей из бумаги мы
знаем? (Клеевой, прорезной, замковый).
– Какими способами соединения мы пользовались
сегодня на уроке?
VI. Подведение итогов урока
– У каждого из нас сегодня получилось по
гусёнку. Как вы думаете, где бы наши гусята хотели
бы сейчас оказаться? (На пруду). Я
приготовила для вас Маленький прудик, на котором
мы сейчас и разместим наших гусят…
– Понравилось ли вам сегодня на уроке?
– Что было особенно сложным для вас?
– Не смотря на трудности, все вы замечательно
справились с работой и я вами очень довольна.
Спасибо за урок!
Рис. 7
Рис. 8