Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания правительства Республики Саха (Якутии). Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание этих качеств должно начинаться с детства.
В современных условиях развития общества система дошкольного образования претерпевает изменения. Одной из целей дошкольного образования стало обеспечение психофизического здоровья ребенка, которое достигается в целостном педагогическом процессе ДОУ
В связи с этим одной из главных задач физического воспитания дошкольника является разработка и использование таких форм работы детьми, которые направлены на функциональное совершенствование детского организма, повышение его выносливости и защитных функции.
В настоящее время, повсеместно отмечается снижение уровня общего физического развития, рост различных заболеваний, особенно у детей. Согласно исследованию специалистов РАМН, 75% болезней взрослых заложены в детстве, если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас их число увеличилось в 3 раза. С развитием нашей экономики, ростом городов у населения начало ухудшаться физическое здоровья и возрастать эмоциональное напряжение, которое наблюдается не только у взрослых, но и у детей, так как ускоренный темп жизни и сокращения периодов отдыха в течение дня коснулись и их. В этом кроется причина широкого распространения разнообразных способов релаксации, описанных в последнее время в различных исследованиях психологов.
Ухудшение физического и психического состояния у детей также связанно с тем, что их психофизические и соматические реакции могут отставать от общего ритма жизни детского коллектива. В связи с этим детские психологи рекомендуют вводить расслабляющие игры, имеющие определенный сюжет, в повседневную жизнь группы детского сада и применять их неоднократно в течение дня.
Цель данной работы: показать эффективность использования игр-релаксаций для снятия эмоциональной и физической нагрузки в физкультурно-оздоровительной работе детского сада, напримере, физкультурных занятий. Систематизировать работу по данной проблеме в 3 аспектах: работа с детьми, с родителями и сотрудниками детского сада, а также показать методику проведения игр-релаксаций в режиме детского сада.
Игра-релаксация – это форма работы с детьми, направленная на снятия эмоционального и физического напряжения, в основе, которой лежит определенный сюжет.
М. И. Чистякова считает, что данные игры необходимо проводить со всеми детьми, так как они не только снимают напряжение, но и развивают воображение детей и коррегируют эмоциональную сферу. [5]
В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров полагают, что эти игры формируют двигательное воображение и осмысленную моторику, что неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений. [4]
Л. Исаева рассматривает игры-релаксации с физиологической и психологической точки зрения, по ее мнению в играх 2 части: расслабляющая и развивающая психические процессы, выразительные эмоции, направленная на обучения детей дошкольного возраста невербальному общению. [1]
На основе этих трудов мы провели исследовательскую работу, с 3 группами детей с разными видами двигательной активности (1 группа – высокая ДА, 2 группа – оптимальная ДА, 3 группа – низкая ДА) <Приложение 1>. Были проведены традиционные физкультурные занятия с использованием в заключительной части занятия м/п/и, разных видов ходьбы с дыхательными упражнениями и игр-релаксаций в ходе которых проверялась ЧСС (пульсометрия) за 10 минут до занятия, в течение физкультурного занятия и 10 минут после него. <Приложение 2>; ввели игры-релаксации и самомассаж в воспитательно-образовательную деятельность детей дошкольного возраста (физ.минутки, физ.паузы, игры в помещении, на воздухе, гимнастика в постели). Сравнили полученные результаты и пришли к выводу, что игры – релаксации являются более эффективным, действенным методическим приемом снятия эмоционального и физического напряжения в 3 части физкультурного занятия. Они повышают уровень расслабления на 10-15%, пульс детей быстрее приходит в оптимальное состояние, дети успокаиваются, приобретая эмоциональное и физическое спокойствие. Также использования игр-релаксаций в воспитательно-образовательной деятельности детского сада способствуют быстрому восстановлению сил у дошкольников, предупреждают их переутомления, создают хорошее настроение; развивают психические процессы (внимание, усидчивость, сосредоточенность) воспитывает самостоятельность, творчество, инициативу, что благоприятно влияет на их здоровье, а также дальнейшее воспитание и обучение в школе.
Особое внимание в физкультурно-оздоровительной и исследовательской работах уделялось гиперактивным детям. Физкультурно-оздоровительная работа по данной методике в режиме детского сада и на образовательных занятиях достигли желаемого результата.
I направление методической разработки – работа с детьми. В этом направлении велась следующая работа: проведение физкультурных занятий с использованием в III части игр-релаксаций, в соответствии с перспективным планом. <Приложение 3>
Занятия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
В I часть занятия входит: организация, вводная беседа, разнообразные построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега.
II часть занятия составляет комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без, основные виды движений направленные на решения ключевых задач, а также подвижная игра.
В III занятия используются психогимнастические этюды, игры-релаксации и самомассаж, анализ занятия направленный на выявления трудностей возникшие у детей в течение всего занятия.
Длительность занятия составляет 30-35 минут. Каждому занятию предшествует предварительная работа, содержание которой подводит к знакомству и закреплению техники выполнения упражнений, то есть подготовка детей к следующему занятию.
В комплексе используется: наглядный материал и игровые атрибуты;
- словесные методы, беседы, вопросы;
- практические задания, игры.
К каждому занятию подбирается спортивный инвентарь и оборудование, тщательно продумывается план занятия, его сюжет и подбор атрибутов.
Представленная система занятий построена с учетом таких принципов так: систематичность, последовательность, доступность, осознанность и активность. Игры-релаксации подбирались в соответствии с возрастом и физиологическими возможностями детей, к каждой игре ставилась определенная цель. <Приложение 4>
Результаты проводимой работы используются в других видов деятельности: в развлечениях, соревнованиях.
II направление работы – работа с родителями. Это направление работы проводится в виде расширенной тематической консультации, информационно-стендового материала для родителей и индивидуальных бесед с родителями.
Тематическая консультация проводится в спортивном зале детского сада с использованием соответствующего оборудования. Для эффективности и эмоциональной направленности консультации использовались такие средства как: видеозапись, выставка литературы с аннотациями, проведение психогимнастических этюдов, игр-релаксаций и другое. Длительность консультации составляет 40 минут. Консультация имеет трехчастную структуру: теоретическая, практическая и итоговые части, которые преследуют каждая свою цель
В этой тематической консультации использовались разнообразные методы включения родителей в активную работу: диалоги-дискуссии, обучения практическим умениям, то есть умение проводить игры-релаксации, деловая игра.
Папки-передвижки направлены на обогащение знаний родителей по данной теме, представлены с практическими играми-релаксациями и рекомендациями к их проведению.
В нашем методическом пособии мы предлагаем разработанную нами расширенную тематическую консультацию на тему: «Игры-релаксации как способ устранения стресса», две папки передвижки на темы «Упражнения на расслабления» и «Игры-релаксации для гиперактивных детей».
III направление – работа с коллективом детского сада. Это направление проводится в виде семинара – практикума и кратких выступлениях на педагогических часах о возможности введения игр-релаксации в режим детского сада.
Цель: повышение педагогических знаний педагогов в области физического воспитания в частности игр-релаксаций. Углублять их умения и навыки в организации игр-релаксаций.
Методические рекомендации:
- Тема семинара-практикума была выбрана по результатам анкетирования проводимого ранее. В структуре семинара-практикума можно выделить три части: теоретическая, практическая, итоговая, каждая из которых преследует свою цель. Длительность данного направления 6 часов.
- Семинар-практикум проводится в методическом кабинете, по необходимости используется спортивный зал. Предполагается наличие соответствующего спортивного и игрового инвентаря.
- В соответствии с целью занятия планируется предварительная работа (проведения тематического контроля за 3 месяца до начала семинара -практикума, анкетирование, подбор методической литературы и написание к ним аннотации и так далее.)
- Для повышения эффективности и заинтересованности педагогов на семинаре-практикуме использовались: видеозапись, выставка литературы, деловая игра, выдача сертификатов и грамот педагогам, а также использовались разнообразные методы включения педагогов в активную работу такие как: диалоги-дискуссии, обучения практическим умениям, работа с литературой и другое).
- В качестве контроля эффективности семинара разрабатываются анкеты, позволяющие выявить уровень знаний и умений педагогов до и после мероприятия.
В практической части нашего пособия мы предлагаем разработанные нами план-конспект семинара-практикума и кратких выступлений.
Список использованной литературы:
1. Если хочешь быть здоров: Сборник / Сост. Исаева
Л. – М., «Физкультура и спорт», 1988г. – стр. 48-64
2. Дербецкая С. Физические занятия с
элементами психогимнастики, Дошкольное
воспитание 6 / 98, – стр.51
3. Кудрявцев В. Дошкольные группы
двигательно-оздоровительные моменты на занятии,
Дошкольное воспитание 4 / 2000 – стр.93
4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Развивающая
педагогика оздоровления – М., «Линка-Пресс», 2000г.
– стр.28
5. Рунова М.А. Двигательная активность
ребенка в детском саду: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений, преподавателей и
студентов педвузов и педколледжей. – М.:
Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.,
«Просвещение», 1990г.