Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.
Задачи: Формировать УУД:
- Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Оборудование для учителя: презентация по теме «Слово и формы этого слова. Родственные слова», иллюстрации медведей, три контурных изображения корзин, карточки с рисунками для дидактической игры.
Оборудование для учеников: рабочая тетрадь, раздаточный материал (шаблон для стула, слова: стул, стульчик, на стуле, на стульчике, под стулом, под стульчиком, у стула, у стульчика); клей-карандаш, карточки с рисунками для дидактической игры, жетоны жёлтого и красного цветов.
Ход урока
I. Постановка учебной проблемы.
(на экране 1 слайд)
После заседания клуба «Ключ и Заря» Мише приснился страшный сон:
– Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ… Кошмар! Что же мне делать?!
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Вдруг в сон Миши проникла волшебница Анишит Йокоповна:
– Я помогу тебе избавиться от кошмаров, если ты, Миша, примешь мои условия.
(Как вы думаете, ребята, примет ли Миша условия волшебницы?)
– Вот мои условия. Ты должен быстро читать, много думать, красиво писать, чётко отвечать на вопросы. За каждое выполненное задание ты будешь получать жетон. Самое верное лекарство от ночных кошмаров – это упражнения и тренировка. Начнём тренировку, а ребята нам помогут. Прочтите тему урока: «Слово и формы этого слова. Родственные слова». Поставьте цель. (Должны научиться различать формы одного слова и родственные слова). Начнём!
III. Открытие нового знания.
(на экране 2 слайд)
– Перед вами слова: избушка, дом, изба, избёнка. Какое слово «лишнее» в данном ряду? Почему? -Запишите в тетрадь слова: «изба, избушка, избёнка». Можно ли данные слова назвать родственными или это формы слова «изба»?
– Миша рассудил так: изба, избушка и избёнка внешне не очень похожи друг на друга, но имеют одинаковую форму, значит, это формы слова «изба». Согласитесь ли вы с Мишей? Чтобы доказать свою точку зрения обозначьте у слов окончание и основу.
– Сделаем вывод: слова «изба, избёнка, избушка» – не являются формами одного слова, так как у слов разная основа.
– Как вы, ребята, думаете, кто может обитать в этих домах?
(В избе живёт красна – девица, в избёнке – гном, Мышка-Норушка, в избушке – заяц, медведь).
Попробуем заглянуть в избушку.
IV. Первичная проверка понимания.
(на экране 3 слайд)
– Кто же здесь всё-таки живёт? Из какой сказки эти медведи?
Назовите обитателей избушки по имени отчеству.
(Медведь – Михайло Потапович, медведица – Настасья Петровна, медвежонок – Мишутка).
– Слова «медведи, медведь, медведица, медвежонок» – это формы одного слова или родственные слова?
– Миша, поразмыслив, решил: Медведи – медведь, медведица, медвежонок – это одна семья, значит и слова из одной семьи, они родственные, у них общая значимая часть – медведь.
– Запишите слова в тетрадь, выделите окончание, основу. Попытайтесь подтвердить слова Миши или опровергнуть их.
– Делаем вывод: слова «медведь, медведица, медвежонок» – родственные, так как имеют разные основы, общую значимую часть «медведь». А слова «медведи, медведь» – являются формами одного слова, так как имеют одинаковую основу и разные окончания.
– Чтобы больше не делать ошибок попросим помощи у Мишиной сестры – Маши.
V. Применение новых знаний: Дидактическая игра «Кому, только одному!»
(на экране 4 слайд).
– В избушке медведей Маша увидела много разных вещей. Чтобы помочь своему младшему брату разобраться в трудностях русского языка, Маша предложила игру «Кому, кому, только одному!». У вас на столе карточка с иллюстрацией. По классу развешены картинки с героями сказки «Три медведя». Нужно раздать медведям подходящий для них предмет и назвать его так, как бы назвал
герой: медвежонок – «ложечка», медведица – «ложка», медведь – «ложища» и так далее. Маша показывает карточку с иллюстрацией, произносит слова «Кому, только одному!», тот, у кого на столе карточка с таким же предметом подходит к тому медведю, которому этот предмет принадлежит, называет его, имитируя голос героя.
– По ходу игры учитель от имени Маши, задаёт вопросы по теме урока:
- «чайник, чайничек, чайнище» – это слова родственники или формы слова «чайник»?
- Образуйте формы слова «платье»
- Образуйте разные родственные слова для слова «огурец» и т.п.
VI. Самостоятельная работа.
(на экране 4 слайд)
– Миша, спросила брата Маша, – «стол» и «стул» – это разные слова или формы одного слова? Миша задумался, а вы, ребята, как считаете?
(Это разные слова, так как обозначают совершенно разные предметы.)
– Со столом всё понятно, а вот как быть со стульями, их вот сколько – растерянно сказал Миша. (На экране 5 слайд)
– Помогите мне, пожалуйста, разобраться, где разные родственные слова, а где их формы. С чего начать, я и не знаю!
(Найдём начальную форму слов. Слова – названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы Кто? Что? и стоят в форме единственного числа. «Стул», «Стульчик» – это разные родственные слова, потому что имеют разные основы.)
– У каждого из вас на парте контур стула, «сколотите» из слов – дощечек мальчики – «Стул», девочки – «Стульчик», подобрав к слову в начальной форме другие формы этого слова. Выделите в словах окончание, основу, проговорите про себя вывод. На всю работу вам даётся 2 минуты.
VII. Контроль результатов.
– Проверим, что у вас получилось. (На экране 6 слайд).
Делаем вывод: формы одного слова имеют одинаковую основу и разное окончание.
VIII. Включение новых знаний в систему.
(на экране 7слайд)
– Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. – Сказала Маша. Да только я тоже не зевала, пока вы работали. Посмотрите, какой чудесный рассказ я составила. Что такое, куда исчезли все предложения? Почему-то остались только разные слова. Ребята, отыщите разные родственные слова, формы этих слов. Используя иллюстрацию, составьте текст с данными словами, можно работать в паре. Договоритесь, кто из пары расскажет текст.
– Почему в речи используют не только формы слов, но и разные родственные слова?
(Чтобы наша речь была красивой, разнообразной…)
– Миша, ты понял, как отличить формы слова от родственных слов? (На экране 8 слайд)
– Я-то понял! А вы, ребята, можете дополнить моё высказывание: Формы слова отличаются ____________________ (окончанием), а вот ________________ (основа) у них всегда
одинаковая. Родственные слова имеют общую значимую часть ___________ (корень), а вот основа у них всегда ___________(разная).
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Миша, ты выполнил все мои условия, пришла пора просыпаться. – Проговорила Анишит Йокоповна. Но мне кажется, нужно поблагодарить героев сказки за помощь, которую они тебе
оказали. Предлагаю подарить каждому из них по корзине ягод.
– А где же мне взять сейчас ягоды? – удивился Миша.
– Ребята, может быть, вы подскажете?
(Наши жетоны красного и жёлтого цвета, они похожи на ягоды.)
– Возьмите жетоны, которые вы сегодня заработали во время урока, наклейте их в корзинку: 1ряд – для Медведя, 2 ряд – для Медведицы, 3 ряд – для Медвежонка.
– Хорошо ли мы с вами усвоили тему урока?
(В корзинках есть неспелые ягодки)
– На следующем уроке мы продолжим разговор на тему «Слово и формы этого слова. Родственные слова».
Описание презентации
Урок «Слово и формы этого слова. Родственные слова» первый по теме. Всего на эту тему отводится 3 часа. Перед изучением данной темы учащиеся 2 класса знакомятся с начальной формой слова, учатся различать формы одного слова, знакомятся с разными родственными словами. На данном уроке впервые дети видят родственные слова и формы одного слова одновременно. Различение этих слов составляет большую трудность для второклассников, поэтому свой урок я попыталась выстроить в соответствии с игровой технологией, которая позволяет ненавязчиво, используя различные игровые приёмы добиться хороших результатов. Так же используется технология проблемного диалога. Содержание всего урока тесно связано с использованием ИКТ. Презентация являет собой и структуру урока, и контролирующий компонент, и наглядность, и дидактическую игру, и интригу, которая удерживает внимание детей в течение всего занятия.
Каждый слайд содержит и развивающее, и обучающее задание:
Цель урока: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.
Слайд 1: Начало интриги, проблема, которую Миша не может решить самостоятельно: не могу отличить, где ЭТО слово, а где ФОРМЫ этого слова. Условия, которые предлагает Анишит Йокоповна (сквозной персонаж УМК «Перспективная начальная школа»), по сути дела формы работы на уроке. Миша вместе с ребятами принимает условия волшебницы.
Слайд 2: На слайде слова «Изба, избушка, дом, избёнка». Дети вычленяют «лишнее» слово. Ведётся лексическая работа со словом «дом». После объяснения «лишнее» слово исчезает с экрана. Появляются изображения избы, избушки, избёнки. Продолжается лексическая работа на понимание значения данных слов. Затем дети записывают слова в тетрадь, самостоятельно выделяют окончание, основу, корень. После чего, следует проверка, на экране по ходу детского объяснения появляются части слов: окончание, основа и корень. Формулируется вывод: эти слова родственные, у них разная основа и общая значимая часть – корень. Каждый из учащихся берёт жетон: если справился, сделал всё без ошибок – красного цвета, есть ошибки – жёлтого.
Слайд 3: После обсуждения вариантов «Кто может жить в данных домах?» детям предлагается заглянуть в избушку. На стене в избушке висит портрет медведей, после того, как дети вспомнят название сказки и назовут обитателей дома, появляются надписи: «медведи, медведь, медведица, медвежонок». Миша, выслушав вопрос Анишит Йокоповны, делает вывод: Медведи: медведь, медведица и медвежонок – одна семья, значит и слова – родственные. Дети записывают слова в тетрадь, самостоятельно выделяют окончание, основу, корень, рассуждая, доказывают свою точку зрения, по ходу обсуждения идёт проверка на экране. После фронтальной проверки – самооценка (жетон). Чаще всего, ученики 2 класса допускают ошибки в заданиях такого рода, плохо различают родственные слова и формы оного слова. В данном упражнении есть «ловушка», поэтому целесообразно сделать ученикам подсказку в виде схем-моделей: если у слов разные основы, то эти слова родственные, если у слов основы одинаковые, но разные окончания, то это формы слова.
Слайд 4: Дидактическая игра «Кому, только одному!»
Цель игры сменить вид деятельности, подвигаться и закрепить понятие «родственные слова».
На столах учеников различные карточки с изображением предметов разных по размеру: кружки, ложки, чайники, морковь… По классу развешены картинки с героями сказки «Три медведя»: Медведь-папа,медведица – мама, медвежонок. Нужно «раздать» медведям подходящий для них предмет и назвать его так, как бы назвал герой: например, медвежонок – «ложечка», медведица – «ложка», медведь – «ложища»… У учителя свой набор тех же карточек, он показывает карточку с предметом, произносит слова «Кому, только одному!», тот, у кого на столе карточка с таким же предметом подходит к тому медведю, которому этот предмет принадлежит, называет его, имитируя голос героя. По ходу игры учитель от имени Маши, задаёт вопросы по теме урока:
- «чайник, чайничек, чайнище» – это слова родственники или формы слова «чайник»?
- Образуйте формы слова «платье».
- Образуйте разные родственные слова для слова «огурец» и т.п.
После игры ученики оценивают себя жетонами.
Слайд 5: После обсуждения провокационного вопроса «Стол и стул – разные слова или формы одного слова?» снова идёт работа на различение слов родственников и форм одного слова. Миша просит помочь ему разобраться, где разные родственные слова, а где их формы.
На экране в беспорядке записаны слова: стул, стульчик, на стуле, на стульчике, у стула, у стульчика, под стулом, под стульчиком. У учеников на столах так же имеются эти слова, записанные на маленьких листочках-«дощечках». А так же есть контурное изображение стула. Задание: «сколотить» из слов – дощечек мальчикам – «стул», девочкам – «стульчик», подобрав к слову в начальной форме другие формы этого слова. Слова приклеить на контурное изображение, выделить в словах окончание, основу. На всю работу даётся 2 минуты. Затем следует проверка, на экране по щелчку «мыши» слова формы расставляются в два столбика: стул, на стуле, под стулом, у стула и т.д. после проверки каждый ученик берёт себе соответствующий жетон.
Слайд 6: Задание творческого характера предполагает составление текста по имеющимся словам. На экране иллюстрация, предположительное количество предложений, предлоги и формы родственных слов. Учащиеся в паре обсуждают вариант текста, затем озвучивают наиболее удавшийся вариант. Здесь же ведётся отработка понятий родственные слова, формы слова, их различие. Жетон соответствующего цвета берёт тот, кто рассказывал текст.
Слайд 7: Заключительный слайд, своеобразный тест, дети дополняют высказывания Миши, пишут в тетради пропущенные слова-понятия, на экране после обсуждения заполняются пропуски, самооценка – жетон. После всех выводов, учитель в лице волшебницы Анишит Йокоповны, предлагает детям отблагодарить трёх медведей – собрать ягоды в корзину для каждого героя. Ягоды – жетоны жёлтого и красного цвета. Каждый ряд собирает «ягоды» для своего медведя. Корзины с «ягодами» это своеобразная рефлексия, формальный показатель усвоения материала. Наличие жёлтых «ягод» – предпосылка к дальнейшей работе над этой темой.
Список литературы:
- Чуракова Н.А. Русский язык: Учебник. 2 класс. Часть 1. – М.: Академкнига, 2011.