Комплексный подход к здоровьесберегающим технологиям в коррекционно-развивающей деятельности ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Поэтому вопрос о сохранении здоровья не только не теряет своей актуальности, но и выходит на лидирующие позиции. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы.

О комфортном самочувствии ребёнка как психолого-педагогической категории стали говорить сравнительно недавно. Но именно она, на наш взгляд, должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Заботу о сохранении и укреплении здоровья мы начинаем уже с первых дней пребывания ребёнка в детском саду.  В систему оздоровительной работы входит организация двигательного режима, профилактика заболеваемости,  витаминотерапия.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном детстве возможно с помощью психологической поддержки детей.

Задачи психологической поддержки в условиях детского сада:

  • обучение положительным взаимоотношениям и принятию других людей;
  • обучение рефлексивным умениям;
  • формирование потребности в саморазвитии.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя: осознанность, осмысленность ребенком самого себя, полнота переживания и проживания настоящего; способность сделать наилучший выбор в конкретных ситуациях; ощущение собственной способности «Я могу»; постоянное внимание к людям; состояние устойчивости, определенности  и оптимистический настрой, стрессоустойчивость,  умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.

Все это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) в непосредственно-организованной деятельности и в ходе режимных моментов,  целью которых является обеспечение детям возможности сохранения психологического здоровья в период обучения, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Как придать направленность здоровьесберегающей деятельности?

Важно научиться разрабатывать непосредственно образовательную деятельность со здоровьесберегающим сопровождением.

ЗОТ  – это не хаотичный набор элементов, методов, мероприятий, имеющих отношение к психологическому здоровью, а система деятельности, выстраиваемая в соответствии с заранее определенными установками (задачами).

Кроме того, используя такой подход можно:

  • увидеть содержательную связь и адекватность ЗОТ;
  • четко отследить (количественно и качественно) принципы, приемы, методы.

С организационной точки зрения методы мы делим на две группы:

1. Требующие прерывания образовательной деятельности (психогимнастика, релаксационные паузы и др.);

2. Непосредственно сопровождающие образовательную деятельность.  К ним относятся: нормализация психоэмоционального состояния, исключение психотравмирующих ситуаций, учет динамики умственной работоспособности, оптимизация деятельности зрительного анализатора, обеспечение гармоничного взаимодействия полушарий головного мозга, смена динамической позы, создание психологического комфорта и т.д.

Спектр «здоровьесберегающих возможностей» элементов этой группы очень большой, психолого-педагогическая эффективность высока. Важно соблюдать «правила психологической свободы», когда ребенок выполняет задание так, как может, как считает нужным, без оценочного отрицательного суждения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игровая терапия – способ коррекции эмоциональных, речевых и поведенческих нарушений у детей.

При организации режима дня дошкольников в нашем ДОУ мы  систематически реализуем здоровьесберегающие технологии как в структуре непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей. В течение всего дня с детьми логопедической группы, имеющими тяжелую речевую патологию, мы используем разнообразные виды деятельности, которые включают занимательные, интересные и легко воспринимаемые игровые ситуации, способствующие как сохранению, так и укреплению психологического здоровья дошкольников. Например: «минутки здоровья» включают в себя артикуляционную и пальчиковую гимнастики с увлекательным речевым сопровождением:

Язычок наш нездоров, но не нужно докторов,
Будем мы его лечить упражнения учить.

Сюда относятся упражнения на дыхание, на координацию речи с движением, проведение самомассажа, логоритмические упражнения, речевые игры, направленные на коррекцию нарушенных функций речи, а так же психических процессов, включаем и психологическую установку направленную на контроль за звуками в виде проговаривания аффирмаций:

Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо
Мы за звуками следим, думаем и говорим.

«Гимнастика мозга» включает кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Пример таких упражнений:

Кулак – ребро – ладонь (выполнять можно стоя, руки на коленях, или за столом, руки на столе);
Ухо – нос (правой рукой взяться за кончик носа, а левой за противоположное ухо, по хлопку сменить руки);
Симметричное упражнение (вытянуть вперед руки и высунуть язык, выполнить восьмерку одновременно и руками и языком).
Усложнение: в противоположную сторону
Нагрузка: увеличение темпа

«Элементы кинезитерапии» включают в себя психологическую и эмоциональную направленность, проводятся  при организации детей в кругу. Круг – это самая комфортная пространственная форма для осуществления психологических контактов. Ребенку важно чувствовать поддержку друзей и в то же время быть в «центре событий», чтобы все лица были обращены к нему.

Так мы проводим организационные моменты в начале занятий, игры с мячом на коррекцию речи, обогащение словаря, развитие слуховой памяти, на закрепление материала.

Очень важны «Минутки открытий». Они проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети замечают удивительное  в простом: «Волшебный лепесток», «Задумчивая веточка», «Загадочные облака», «Каменные секреты», «Любопытные листочки». Особое внимание обращается на цветовую гамму, форму, необычность строения, сочетание линий, смену колорита.

«Минутки фантазии» построены на различной тематике, в зависимости от образовательной ситуации, направлены на преображение действительности («уголок радости», «комната моей мечты»).

Актуальными являются «Минутки добра», которые помогают ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя. Постепенно понятие доброты становится основой во взаимоотношениях между детьми и взрослыми, целебное воздействие добра наполняет ребенка новыми переживаниями. Минутки добра включают в себя стихи, музыкальные произведения, иллюстрации, комплименты, маленькие подарки, приятные сюрпризы.

Прикоснись ко мне добротой –
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.

Используем мы и «Водопад добрых слов». Наши хорошие мысли,  добрые дела, любовь к ближним – лучшее лекарство для нашей души. В нашем жестоком мире дети разучились говорить друг другу добрые слова, комплименты, они не замечают вокруг себя красоты, не отвечают на заботу заботой и вниманием. Поэтому одной из своих задач мы ставим научить детей добру, любить и ценить красоту природы, уважать и заботиться о тех, кто любит и заботится о них. С этой целью проводим следующие игры: «Подарите комплимент», «Доброе слово любому приятно», «Волшебная цепочка», «Тропинка вежливых слов», «Будь внимательным» (детям предлагается выполнять действие по словесной инструкции, если она содержит просьбу в вежливом вербальном оформлении),

«Оцени поступок».

Устранение процессов торможения или возбуждения, улучшение усвоения материала  достигается с помощью использования энергизаторов. Например,

«Кенгуру».

Дети образуют пары и становятся лицом друг к другу. Каждый участник в паре по очереди называет число от 1 до 5(до 10 школьникам), например, 2 и 4. Вместе вычисляют сумму чисел и прыгают, взявшись за руки, 6 раз.

«Земля, воздух, огонь, вода».

Дети в кругу. Водящий бросает мяч любому игроку, произнося одно из слов: земля, воздух, огонь, вода. Игрок ловит мяч, называет животное и возвращает мяч водящему.

Условия игры: слово земля обозначает животное, обитающее на суше, вода – животное, приспособленное к жизни в воде, воздух – птицу. Услышав слово «огонь», все играющие поворачиваются вокруг себя.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей.

Особо важным компонентом, который  использует в своей работе инструктор по физической культуре, являются подвижные игры, которые позволяют благодаря эмоциональному воздействию служить психокоррекционным средством, формировать положительные черты личности.

Удовлетворению потребности в двигательной активности помогает и работа педагога дополнительного образования – хореографа. Издавна танцевально-ритмические   движения считались одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Танцевально-ритмическая гимнастика, элементы которой использует хореограф,  гармонично  соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы  и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности. Танцевально - ритмическая гимнастика более демократична, оно допускает нечеткие движения, импровизацию, она создает хорошее настроение.

На занятиях и в повседневной жизни при планировании воспитательно-образовательного процесса важно сохранить психическое, физическое, нравственное, интеллектуальное, духовное, социальное и личностное здоровье. Реализация данных направлений через игровые приемы способствует не только активному вовлечению детей в этот процесс, но и помогает сохранить психологическое здоровье дошкольников, а также привлечь внимание родителей к данному процессу, чтобы и в домашних условиях они продолжали работу по сохранению психологического здоровья своего малыша.