Урок русского языка по теме "Предлог и приставка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • систематизировать знания,умения и навыки в распознавании приставки и предлога;
  • развивать навыки правописания приставок и предлогов, умение обобщать знания, развивать устную и письменную речь, логику, внимание,  память,  расширять и совершенствовать словарный запас;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, и взаимопомощи, прививать любовь к природе.
  • сформировать готовность к самоанализу и самоконтролю.

Оборудование: карточки, цветок “Ромашка”, тест «Приставки и предлоги», картинка «Зимний лес».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Урок сегодня необычный
И для меня, и для вас.
Друг другу улыбнитесь,
А теперь мне улыбнитесь!
Я очень рада войти в ваш класс.
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.

(На доске “Ромашка”)

– Ребята, мне очень хочется, чтобы урок у нас получился вот таким: интересным, творческим, познавательным, с играми, с хорошими и правильными ответами. (Да!)
И я думаю: получится он таким при взаимопонимании, сотрудничестве и добром отношении друг другу.

II. Самоопределение к деятельности

1. Минутка чистописания.

На доске: в, во, на, над, за, по. под, про, с, о, об, от.

2. У: Что здесь написано? (Предлоги и приставки)
– Вы сказали, что эти буквы и слоги могут быть приставками и предлогами.  Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О приставках и предлогах.)
– Чему мы должны научиться на уроке? (Различать предлоги и приставки, правильно их писать.)
– Как пишутся слова спредлогами?  (Предлоги со словами пишутся раздельно)
– Как пишутся слова с приставками? (Приставки со словами пишутся слитно.)
– Спишите эти предлоги правильно, красиво.

III. Работа по теме урока

1. У: Из слов соберите пословицу.  Объясните пословицу.

(У)зайцев шерсть (по)белела –зима близко.

– В наших краях тоже обитают зайцы. Есть зайцы беляки и русаки. Чаще всего у нас встречаются  русаки. У зайца-беляка шерсть белеет целиком (кроме черных кончиков ушей). Он живет севернее, где снег лежит дольше. У русака побеление шерсти выражено гораздо слабее. Верхняя часть спины зайца-русака всегда остается серой. Он живет южнее, где зима короче.

У: Как нужно писать у со словом зайцев? (Раздельно)
– Докажите. (Это предлог. Предлоги со словами пишутся раздельно.)
– Какую роль в предложении выполняет предлогу? (Предлог служит для связи слов в предложении)
– Как нужно писать по со словом  белела? (Слитно. Это приставка. Приставки со словами пишутся слитно.)
– Для чего служит приставка по? (Приставка служит для образования новых слов)
– Спишите эту пословицу красивым почерком в свои тетради.

2. У:  Ребята, отгадайте загадку.

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)

У:  Найдите слова с приставками и назовите в них приставки. Прочитайте слова с предлогами. Можно ли вставить слово между предлогом и словом, перед которым он стоит?

Физкультминутка с Дедом Морозом

3. Работа с учебником

Выполнение упр. 341. Составь предложения, включая в них слова: скатились с …, побежали по …, вошли во … . Напиши предложения. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

4. Работа в группах.

1-й ряд: рассказывает о предлоге по вопросам.
2-й ряд: рассказывает о приставке по вопросам.

5. У: Прочитайте предложения. Найдите в тексте ошибки, исправьте их.

Красиво взимнем лесу. Пушистый снег по вис наветках деревьев.

(На доске картина про зиму)

У: Рассмотрите картину. Придумайте  заголовок. Составьте еще 2 предложения, чтобы в них были слова с предлогами и приставками. (Покрыла, замела, пришла, подморозила, укутала.)

6. Выборочный диктант. Выпишите слова с приставками.Выделите приставки.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька теплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер мороз не страшны зверьку. Утихланепогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.

IV. Рефлексия

Тест «Приставки и предлоги»

1. М – Приставки со словами  пишутся слитно.
К – Приставки со словами пишутся раздельно.

2. У – покрыше, от рубит.
О – под елью, закружил.

3. Л – Приставки служат для образования новых слов.
Ц – Приставки служат для связи слов в предложении.

4. Р – гулялвлесу.
О – скатился с горы.

5. Д – Приставка пишется перед корнем.
Т – Приставка пишется перед суффиксом.

6. Е –Предлоги пишутся слитно.
Ц – Предлогипишутся  раздельно.

7. Ы – Предлог часть речи.
О – Предлог часть слова.

У: Прочитайте, какое слово получилось. У кого получилось слово «Молодцы»  получают оценку «5».

V. Подведение итогов урока

У: Ребята, давайте вернемся к задаче урока. (Различать приставки и предлоги, правильно их писать.)
– Поднимите руки те, кому это удалось. А те, кто немного сомневаются, скажите громко: У меня все получится! У вас все получится!

VI. Рекомендации для занятий дома

1. Упр. 343. Научись писать по памяти. Найди слова с приставками. Выдели приставки. Подчеркни слова с предлогами.
2. На татарском языке совсем нет приставок, а предлогов очень мало. Узнайте, а на чувашском языке есть приставки и предлоги? Спросите об этом у родителей,  у бабушек и дедушек, поищите в энциклопедиях, в интернете.

– Спасибо за урок!