Цели:
- систематизировать знания,умения и навыки в распознавании приставки и предлога;
- развивать навыки правописания приставок и предлогов, умение обобщать знания, развивать устную и письменную речь, логику, внимание, память, расширять и совершенствовать словарный запас;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, и взаимопомощи, прививать любовь к природе.
- сформировать готовность к самоанализу и самоконтролю.
Оборудование: карточки, цветок “Ромашка”, тест «Приставки и предлоги», картинка «Зимний лес».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Урок сегодня необычный
И для меня, и для вас.
Друг другу улыбнитесь,
А теперь мне улыбнитесь!
Я очень рада войти в ваш класс.
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.
(На доске “Ромашка”)
– Ребята, мне очень хочется, чтобы урок у нас
получился вот таким: интересным, творческим,
познавательным, с играми, с хорошими и
правильными ответами. (Да!)
И я думаю: получится он таким при
взаимопонимании, сотрудничестве и добром
отношении друг другу.
II. Самоопределение к деятельности
1. Минутка чистописания.
На доске: в, во, на, над, за, по. под, про, с, о, об, от.
2. У: Что здесь написано? (Предлоги и
приставки)
– Вы сказали, что эти буквы и слоги могут быть
приставками и предлогами. Ребята, кто
догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О
приставках и предлогах.)
– Чему мы должны научиться на уроке? (Различать
предлоги и приставки, правильно их писать.)
– Как пишутся слова спредлогами? (Предлоги
со словами пишутся раздельно)
– Как пишутся слова с приставками? (Приставки
со словами пишутся слитно.)
– Спишите эти предлоги правильно, красиво.
III. Работа по теме урока
1. У: Из слов соберите пословицу. Объясните пословицу.
(У)зайцев шерсть (по)белела –зима близко.
– В наших краях тоже обитают зайцы. Есть зайцы беляки и русаки. Чаще всего у нас встречаются русаки. У зайца-беляка шерсть белеет целиком (кроме черных кончиков ушей). Он живет севернее, где снег лежит дольше. У русака побеление шерсти выражено гораздо слабее. Верхняя часть спины зайца-русака всегда остается серой. Он живет южнее, где зима короче.
У: Как нужно писать у со
словом зайцев? (Раздельно)
– Докажите. (Это предлог. Предлоги со словами
пишутся раздельно.)
– Какую роль в предложении выполняет предлогу?
(Предлог служит для связи слов в предложении)
– Как нужно писать по со словом белела?
(Слитно. Это приставка. Приставки со словами
пишутся слитно.)
– Для чего служит приставка по? (Приставка
служит для образования новых слов)
– Спишите эту пословицу красивым почерком в свои
тетради.
2. У: Ребята, отгадайте загадку.
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)
У: Найдите слова с приставками и назовите в них приставки. Прочитайте слова с предлогами. Можно ли вставить слово между предлогом и словом, перед которым он стоит?
Физкультминутка с Дедом Морозом
3. Работа с учебником
Выполнение упр. 341. Составь предложения, включая в них слова: скатились с …, побежали по …, вошли во … . Напиши предложения. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
4. Работа в группах.
1-й ряд: рассказывает о предлоге по вопросам.
2-й ряд: рассказывает о приставке по вопросам.
5. У: Прочитайте предложения. Найдите в тексте ошибки, исправьте их.
Красиво взимнем лесу. Пушистый снег по вис наветках деревьев.
(На доске картина про зиму)
У: Рассмотрите картину. Придумайте заголовок. Составьте еще 2 предложения, чтобы в них были слова с предлогами и приставками. (Покрыла, замела, пришла, подморозила, укутала.)
6. Выборочный диктант. Выпишите слова с приставками.Выделите приставки.
Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька теплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер мороз не страшны зверьку. Утихланепогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.
IV. Рефлексия
Тест «Приставки и предлоги»
1. М – Приставки со словами пишутся слитно.
К – Приставки со словами пишутся раздельно.
2. У – покрыше, от рубит.
О – под елью, закружил.
3. Л – Приставки служат для образования новых
слов.
Ц – Приставки служат для связи слов в
предложении.
4. Р – гулялвлесу.
О – скатился с горы.
5. Д – Приставка пишется перед корнем.
Т – Приставка пишется перед суффиксом.
6. Е –Предлоги пишутся слитно.
Ц – Предлогипишутся раздельно.
7. Ы – Предлог часть речи.
О – Предлог часть слова.
У: Прочитайте, какое слово получилось. У кого получилось слово «Молодцы» получают оценку «5».
V. Подведение итогов урока
У: Ребята, давайте вернемся к задаче
урока. (Различать приставки и предлоги,
правильно их писать.)
– Поднимите руки те, кому это удалось. А те, кто
немного сомневаются, скажите громко: У меня все
получится! У вас все получится!
VI. Рекомендации для занятий дома
1. Упр. 343. Научись писать по памяти. Найди слова с
приставками. Выдели приставки. Подчеркни слова с
предлогами.
2. На татарском языке совсем нет приставок, а
предлогов очень мало. Узнайте, а на чувашском
языке есть приставки и предлоги? Спросите об этом
у родителей, у бабушек и дедушек, поищите в
энциклопедиях, в интернете.
– Спасибо за урок!