Цель и задачи урока:
- Образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков.
- Развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
- Воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока: объяснение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением словосочетания.
II. Опрос по домашнему заданию
А) – Дать определение словосочетанию
– Какие типы словосочетаний вы знаете?
– Как определяется тип словосочетания?
Б) Цифровой диктант (1 – словосочетание, 2 – предложение, 3 – слово)
Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит
Ключ: 2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы)
В) Распределительный диктант (2 человека работают у доски, остальные учащиеся в тетрадях)
Задание: записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное, глагольное, наречное.
Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.
III.Новая тема
А) Чтение теории параграфа №
Б) Беседа
– Что нового вы узнали о словосочетании?
В) Составление опорного конспекта
IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)
Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски, интересный вопрос, слушать улыбаясь.
V. Сообщение учителя
– Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!
(На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения задания – Приложение 1)
VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником
А) Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
- жалостно посмотрел –
- смело спрыгнул –
- устало шагал –
- осторожно слез –
Б) Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
- говорил с тревогой –
- ждал с напряжением –
- охранял с заботой –
- глядел со смущением –
В) Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении
- бессонная ночь –
- подземный переход –
- алгебраическая задача –
- школьный портфель –
VI. Рефлексия
– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
VII. Подведение итогов
Выставление оценок. Домашнее задание
Приложение 1
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
1. Найти в исходном словосочетании
(плавательный бассейн) главное слово – бассейн
2. Задать от этого главного слова падежный вопрос:
бассейн для чего?
3. Зависимое слово в исходном словосочетании не
может быть прилагательным, оно должно являться
существительным или местоимением: бассейн (для
чего?) для плавания.
ИЛИ: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
1. Найти в исходном словосочетании (гнездо
глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо
(чье?) глухаря; главное слово – гнездо;
2. Зависимое слово нужно заменить согласованным
определением (прилагательным, причастием,
порядковым числительным, местоимением),
отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье?
какое?) глухариное
ИЛИ: топот коня – топот (чей?) конский
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманиемИЛИ: поехать работать – поехать на работу