1. Актуальность представления урока данного типа (урок изучения нового материала) объясняется тем, что именно на этапе первичного знакомства у обучающихся закладывается представление о том, что будет изучаться, формируется первоначальное представление о предмете разговора, пробуждается интерес к проблеме. А следовательно, именно этап первого знакомства является одним из самых (если не самым) важных в системе уроков по той или иной теме. Поэтому целесообразно при первоначальном знакомстве сформировать у детей интерес, пробудить в них желание узнать как можно лучше все, что имеет отношение к рассматриваемой теме.
2. Форма представления педагогического опыта – урок изучения нового материала в 5 классе: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи».
3. С точки зрения полученного результата данный педагогический опыт можно считать эффективным. Дети расширили имеющиеся у них представления о частях речи, приобрели новые знания. Кроме того, у них сформировался интерес к теме, так как она предполагает дальнейшее расширение их представлений о морфологии.
4. Ресурсное обеспечение:
- учебник,
- проектор и экран,
- тетради учащихся.
Урок изучения нового материала: структура, проблемы организации деятельности учащихся – 5 класс.
Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.
Задачи:
- дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;
- отработать навыки распределения слов по разным группам;
- вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.
1. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Морфемика».
Вопрос учителя: Что это за раздел?
Ответ ученика: Морфемика – раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.
Вопрос учителя: Какие еще разделы лингвистики вам известны?
Ответ ученика: Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.
Вопрос учителя: Что изучает каждый из разделов?
Ответ ученика: Фонетика изучает звук, как мельчайшую единицу лексики, синтаксис знакомит нас со словосочетанием и предложением, пунктуация – с постановкой знаков препинания.
Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.
Вопрос учителя: Как называются эти группы?
Ответ ученика: Части речи.
Слайд 1 (Приложение 1)
Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. (До этого момента темы на экране не было.)
Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.
Запишите определение морфологии. Оно на экране.
Слайд 2.
Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.
(Текст читает вслух 1 учащийся.)
Вопрос учителя: Назовите тему текста.
Ответ ученика: Части речи.
Вопрос учителя: Сформулируйте основную мысль текста.
Ответ ученика: Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.
Вопрос учителя: Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.
Ответ ученика: Три.
II. «Открытие» детьми нового знания.
(На экране слова) Слайд 3.
В, на, из – за, и, но, не, через, под, а. |
Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход; смотреть, синий, небо; звезды, сиять. |
Вопрос учителя: Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?
Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.
Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.
Вопрос учителя: А те, которые слева?
Ответ ученика: Служебные.
Вопрос учителя: Слова какой группы можно разделить на морфемы?
Ответ ученика: Самостоятельные.
Вопрос учителя: Какая морфема может помочь нам в определении лексического значения слова?
Ответ ученика: Корень.
Вопрос учителя: Какое слово пишется через дефис?
Ответ ученика: Из-за.
Вопрос учителя: К какой части речи оно относится?
Ответ ученика: Предлог.
Вопрос учителя: Какой еще предлог пишется так же?
Ответ ученика: Из-под.
III. Этап осмысления.
Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.
Вопрос учителя: Какие части речи вам известны? Они есть на экране.
Ответ ученика: Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.
Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.
Слайд 4.
(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.)
самостоятельные | → существительное |
служебные | → предлоги |
междометия |
Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.
Вопрос учителя: Приведите примеры из таблицы
Ответ ученика:
Вопрос учителя: Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?
Учащиеся отвечают.
Вопрос учителя: К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.
Ответ ученика: Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.
IV. Подведение предварительных итогов.
Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.
V. Первичное закрепление.
Слайд 5.
На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам,
Прикладывайтесь (к) родникам –
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
(В. Шефнер)
Вопрос учителя: К какому стилю относится этот текст?
Ответ ученика: К художественному.
Вопрос учителя: В чем его отличие от научного?
Ответ ученика: Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.
Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.
Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.
Сделаем синтаксический разбор предложения:
Слайд 6.
Не привыкайте | к чудесам – | дивитесь | им, | дивитесь! |
(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)
(Ученики разбирают на экране)
Вопрос учителя: Сколько частей речи в предложении?
Ответ ученика: 5
Вопрос учителя: А членов предложения? Почему?
Ответ ученика: 3. Слова служебных частей речи являются теми же членами предложения, что и самостоятельные.
Слайд 7.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Дети работают со 2-ым и 3-им четверостишиями стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.
VII. Подведение итогов.
Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.
VIII. Слайд 8.
Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.