Программное содержание:
- Расширить знания детей о звездах и планетах, развивать кругозор, наблюдательность
- Умение сравнивать. Активизировать детей к фразеологической речи, создание дружественной обстановки.
Материалы и оборудование: Фонарик, лист бумаги, зеркало, карандаш, линейка, рисунки и с изображением звездного неба, сравнительные рисунки планет, спутников.
Место проведения: Планетарий
Литература:
- Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
- Дженис Ван Клив «200 экспериментов»
- Детская энциклопедия
Ход занятия
Звучит тихая космическая музыка.
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие в космос, в путешествие по звездному небу.
– Мы будем не просто путешественниками, а путешественниками-исследователями. Мы будем проводить опыты и эксперименты.
– Кто знает, куда мы пришли?
– А почему здесь так темно?
– Хотите узнать, почему в космосе темно?
– Для этого мы проведем небольшое исследование!
Эксперимент: Узнать почему в космосе темно?
Материалы: фонарик, стол, линейка.
Процесс: включенный фонарь положить на край стола ( в темной комнате). Поднести руку на расстояние ~ 30 см от фонаря.
Итоги: на руке появится круг света, но между фонариком и вашей рукой или совсем нет света, или почти не видно. Почему? Рука отразила свет, и вы его увидели. То же самое происходит и в космосе. Несмотря на то, что солнечный свет пронизывает постоянно космос, там темно. Это происходит потому, что в космосе нет ничего, что могло бы отражать свет. Свет виден только тогда, когда он отразится от какого-нибудь предмета и попадет на глаза.
– А теперь закрыли глаза, представили, что мы попали в космос, кругом полный мрак, но вот показались какие-то сверкающие точки.
– Что это? О чем пойдет речь?
– Когда мы смотрим в ночное время на небо, то видим очень маленькие светящиеся точки. А на самом деле, звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. (Рисунки звезд)
– Самые горячие из них – голубого цвета. Наше солнце принадлежит к менее горячим – желтым звездам. Некоторые звезды – красные – холодные.
– Если внимательно посмотреть на звезды, то можно увидеть целые созвездия – рисунки из звезд. Они даже могут выглядеть как сказочные фигуры.
– А какие созвездия знаете вы? (Каждый из вас родился под каким-нибудь созвездием.)
– И почти про все созвездия существуют сказки, легенды и сейчас одну из них я вам расскажу.
Давным-давно в далекой южной стране Эфиопии правил царь Цеорей и царица Кассиопея. Была у них единственная дочь, звали ее Андромеда.
Царица очень гордилась своей дочерью и любила говорить, что нет никого прекраснее Андромеды. Об этом услышали жившие в море красавицы-волшебницы и рассердились. Они считали себя самыми прекрасными. Зарыдали они и стали уговаривать своего отца – властелина морей наказать Кассиопею и Андромеду. И послал он огромное морское чудовище разорить Эфиопию. Из пасти чудовища вырывался огонь, из ушей валил черный дым, хвост был покрыт страшными кольцами с острыми шипами. Чудовище грозилось разорить и сжечь всю Эфиопию, если царь и царица не отдадут ему свою дочь. Чтобы спасти страну от гибели они согласились отдать дочь на съедение чудовищу. Андромеду приковали цепями к скале у моря. Но в это время появился непобедимый герой Персей и спас Андромеду. Он поднялся на своих волшебных, крылатых сандалиях и вонзил в спину чудовищу свой изогнутый меч. Бросилось чудовище на Персея, но не смогло достать до него и утонуло. Персей освободил Андромеду, привел во дворец и царь отдал Андромеду в жены Персею. Много дней продолжался пир. И с тех пор на небе появились созвездия Кассиопеи, Андромеды, Персея и Цеорея. (Рассматривание созвездий.)
– Вокруг солнца вращаются 9 планет, тысячи мелких планет, астероидов, комет. (Рассматривание рисунков солнечной системы.)
– Найдите ближайшую к Солнцу планету? (Меркурий)
– Планета Венера, она такая яркая, что ее часто принимают за НЛО. Ее поверхность скрывают плотные белые облака.
– Планета Земля – единственная, где есть вода.
– Планета Юпитер – самая большая планета, она состоит из жидкости и газа.
– Планету Сатурн легко отличить по окружающим ее кольцам, состоящим из кусков льда и камня.
– Самые отдаленные от Солнца планеты – это Уран, Нептун и Плутон.
– Астероиды – это тысячи каменистых тел, вращающихся вокруг Солнца между Марсом и Юпитером.
– А сейчас мы с вами сравним величину Солнца и планет по рисунку.
– Давайте разомнемся. Каждый из вас сейчас превратится в планету или астероид и мы с вами выстроим солнечную систему. (Под тихую космическую музыку играем в хоровод.)
Планеты у Солнца танцуют, как дети, Меркурий заводит их хоровод. Чуть дальше Венера в пространстве плывет. Встречаем мы землю рядом с Луною, и огненный Марс кружит над Землею. За ними Юпитер, из всех великан. И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы. Малы, холодны, но их различим мы: Уран, Нептун и кроха Плутон, вот и прошли мы планетарный закон.
Поговорим о Луне? Луна – это твердый шар, который кружит вокруг планеты Земля. Луна не может светить собственным светом, она светит светом, отраженного от нее Солнца. Давайте посмотрим, как это происходит?
Фонарик – это Солнце, глобус – это Земля, а зеркало – это Луна. Когда на одну сторону Земли светит Солнце, что происходит на Земле? (День) Этот же свет проходя вокруг Земли отражается в зеркале (Луне) и падает отраженным светом на другую сторону Земли. Что происходит на Земле? (Ночь) Отраженный свет менее яркий, чем прямой. Так на Земле при ее вращении происходит смена дня и ночи.
– Вы часто смотрите на Луну? А вы никогда не замечали, что если долго и внимательно на нее смотреть то кажется, что у Луны есть лицо? Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. Давайте рассмотрим лунный пейзаж. Представьте, что стол – это поверхность Луны, а эти прямоугольники – это горы. Посветим фонарем на них, как это делает Солнце. От гор ложатся тени на равнины и они кажутся темными, сочетание темных и светлых пятен – теней, создают очертания лица Луны.
Загадочный мир звезд и планет с давних пор притягивал к себе внимание людей. Люди стали изучать космос, запускать спутники и знания о космосе стали применять к Земле. С помощью искусственных спутников узнают прогноз погоды, помогают морским штурманам определить местонахождение в океане, обеспечивают космическую, радио, телевизионную и телефонную связь.
Викторина:
- Для чего нам нужно Солнце? Что оно дает нам?
- Что такое Солнце? Планета или звезда?
- Что больше Солнце или Земля?
- Что больше звезды или планеты?
- Сколько всего планет в солнечной системе?
- Как называются рисунки из звезд?
- Какую планету называют огненной?
- Какая планета окружена кольцами?
- Какая планета самая большая?
- Какая планета находится ближе всего к Солнцу?
- Почему нам кажется, что у Луны есть лицо?
- На какой единственной планете есть вода?
- Какие созвездия вы знаете?
– Молодцы!
– А сейчас садимся на ковер полукругом.
– Вы знаете, что к нам в гости на несколько минут прилетела маленькая, маленькая звездочка. Вы загадаете желания, а звездочка унесет их в космос и постарается все исполнить. (Звучит тихая космическая музыка и дети загадывают желания). А теперь мы пожелаем ей счастливого пути и на прощание скажем добрые слова.