Цель: Познакомить детей с социальной сущностью человеческой природы, сформировать у детей понятие о четкой специализации рук, т.е. выполнения одних и тех же операций попеременно правой и левой рукой. Совершенствовать в детях понятие, чем отличается человек от животного мира. Воспитывать умение формировать свои высказывания и выслушивать своих сверстников: побуждать детей воспроизводит не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. Готовить ведущую руку к письму в школе.
Методические приемы: вопросы.
Словарная работа: рукотворная, левша, правша, ведущая рука.
Ход занятия
Педагог загадывает загадку:
– Две сестрицы рубят, строят, роют, рвут на грядке сорняки и друг дружку моют. Месят тесто, левое и правое, воду моря и реки загребают, плавая. (Руки)
– Сегодня на занятии мы с вами поговорим о значении рук человека в этом мире.
– Скажите, чем отличается тело человека от животного?
– А как вы понимаете понятие – рукотворный мир?
– Вот сейчас мы с вами и поговорим о самом главном отличии человека от животного, которое позволило человеку развивать и созидать свой собственный рукотворный мир.
– Вы догадались о чем пойдет речь? (О руках)
– Рукотворный мир меняется? Как?
– правильно, рукотворный мир постоянно меняется и растет. Каждый человек может попытаться придумать что-нибудь такое, чего раньше не было в этом мире. Природа не так изменчива, как рукотворный мир. Природа живет по своим законам.
– Дети, кто как думает, что такое рукотворный мир? А нерукотворный?
– Правильно, все, что сделано руками человека – это и есть рукотворный мир.
– Сейчас я попрошу вас на листе под № 1 (Приложение 1) обвести карандашом только те слова и рисунки, которые обозначают рукотворное.
– А теперь отдохнем. Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка (дети соединяют «зеркально» свою ладошку с ладошкой напарника)
Хлоп, другая (дети соединяют другие ладошки)
Правой, правую ладошку (три хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа)
Мы пошлепаем немножко
А потом ладошкой левой (три хлопка левой ладошкой по левой ладошке соседа)
Ты хлопки погромче сделай
А потом, потом, потом
Левой правую побьем (дети хлопают в ладоши)
– Как вы думаете, человеку удобно было бы, если бы природа создала его с одной рукой?
– Давайте проверим (детям предлагается шнуровка, лепка, игра в мяч одной рукой)
– Да, дети человеку удобно только с двумя руками. Две руки прекрасные помощницы, но они не могут работать одинаково хорошо, потому, что они разные. Как они называются? (Правая и левая)
– Одна из этих рук ведущая. Ведущей рукой человеку удобнее держать ручку, карандаш, ложку. Ведущая рука чуть сильнее.
– Как вы думаете, какая рука у большинства людей ведущая? (Правая)
– Дети, иногда встречаются люди, у которых левая рука и ловчее и сильнее. Как называют таких людей? (Левшами)
– А сейчас каждый из вас отобьет мяч поочередно правой и левой рукой. Каждый определит какой рукой ему удобнее работать и скажет правша он или левша.
– Я предлагаю вам сесть и на листе под № 2 (Приложение 2) обвести простым карандашом ту руку, которая у вас ведущая (левую или правую).
А теперь поиграем:
Проводим три операции:
Операция № 1. Представь, что ты капитан дальнего плавания. Тебе надо рассмотреть в подзорную трубу берега незнакомого острова, к которому приближается твой корабль. Вот твоя подзорная труба (ребенку предлагается лист бумаги, свернутый трубочкой, который он прикладывает к глазу). К какому глазу ребенок приложил трубу, его обводят на листе под № 3.
Операция № 2. Дети, вам показалось, что ваши капитанские часы остановились. Чтобы убедиться в этом вы решили послушать, тикают ли они. (Дети прикладывают часы к уху). К какому уху приложили, его обводят на листе под № 3 (Приложение 3).
Операция № 3. Дети, остров оказался обитаемым, и местные жители предложили сыграть с ними в футбол. В этом матче ты забил решающий гол и сделал это вот так! Детям необходимо нарисовать мяч у той ноги, какой они забили гол.
– Определите сами по своим рисункам правша вы или левша? На рисунке обведите ту руку, которая у вас ведущая.
– В конце занятия я предлагаю вам по точкам соединить буквы в алфавитном порядке на листе под № 4 (Приложение 4) и раскрасить костюм клоуну.
Педагог краткими ответами закрепляет, что такое рукотворный и нерукотворный мир, левша и правша.