Степень с натуральным показателем. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока: закрепление темы при решении задач прикладного характера; развитие математической речи; воспитание интереса к предмету.

Оборудование: мультимедио,  карточки с индивидуальными заданиями,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Формулировка целей урока:  закрепление темы «Степень с натуральным показателем при решении задач».

3. Проверка домашнего задания и повторение

а) Перестрелка: члены одной команды задают вопрос другой команде (показывая задания  со свойствами степени с натуральным показателем) – повторение теоретического материала.

б) Индивидуальная работа на доске (3 ученика у доски).

1. Представьте в виде степени десяти число 10, 100, 1000, 1000000.
2. Вырази  а) в килограммах 1,785т б) 0,001 кг в граммах, в) 3,72 км в метрах
3. Класссные  помещения должны быть рассчитаны так, чтобы на одного учащегося пришлось не менее 6 воздуха. Можно ли в классе, имеющий вид  прямоугольного параллелепипеда с измерениями 8 х 6 х 3 (м) вместить 30 человек не нарушая санитарные нормы?

4. Устная работа

Проверка индивидуальных заданий

5. Учитель: Степень с основанием 10 применяется при записи больших чисел (приводится таблица)

Название числа Значение по «короткой шкале» Значение по «длинной шкале»
Миллион 106 106
Миллиард 109 109
Биллион 1012
Биллиард 1015
Триллион 1012 1018
Триллиард 1021
Квадриллион 1015 1024
Квадриллиард 1027
Квинтиллион 1018 1030
Квинтиллиард 1033
Секстиллион 1021 1036
Секстиллиард 1039
Септиллион 1024 1042
Септиллиард 1045
Октиллион 1027 1048
Октиллиард 1051
Нониллион 1030 1054
Нониллиард 1057
Дециллион 1033 1060
Дециллиард 1063
Вигинтиллион 1063 10120
Вигинтиллиард 10123
Центиллион 10303 10600
Центиллиард 10603
Миллеиллион 103003 106000
Миллеиллиард 106003

6. Работа в группах

В жизни мы эти числа почти не встречаем. А где  они встречаются вы узнаете ,  выполнив работу в группах.

Та группа, которая выполнит работу первыми  получают «5».

№п/п у а к а н
1 х х6 х11 х10 х9
2 c 13 c24 c14 c9 с20
3 ck c 10 c0 с сk – 1
4 10а a10 ___ a21 21
5 68 + 3n 616 6n – 8 63n 63n – 8

Задание: представьте в виде степени, если возможно.

1. (x2 . x8)/ х
2.c4 . (c5)
3. c0 . ck
4. a7 + a3
5. 68 + n . 62n – 8

Ответ: наука

7. Решение тренировочных задач

Учитель: Только в науке оказываются нужны такие числа. Названия же громадных чисел не нужны даже в науке .  Их можно обозначать проще ,используя понятие степени.
Вернемся к задаче №3.
В 16 г. воздуха содержится примерно 1024 мельчайших частичек вещества, которые ученые называют молекулами (уменьшительное от лат. moles – масса). Высчитаем  сколько же их содержится в воздухе в нашем кабинете?

0,001 килограмм – в 1м3.

Решение записывается на доске и в тетради.

Учитель: без записи больших чисел не обходится наука о космосе – астрономия.

Например – масса Солнца  равна 1,985 . 1033 кг.
                                Земли –          &nbs–            5,98 . 1024 кг
                                Марса –          &nbs–            6,4 . 1023 кг  
                                Юпитера –       1,9 . 1027 кг
                                Венеры –          4,87 . 1024 кг

Для измерения  межзвездных  расстояний  пользуются световым годом – расстояние , которое свет проходит за один год. Так как скорость света равна 300000км в секунду, то световой год равен 9,46 . 1012 км. (проверить дома).
Единицей длины, которой пользуются в астрономии является и парсек = 3,26 светового года.
Странная вещь математика! Как только математик получает в руки способ коротко записывать что-нибудь,  он тут же использует этот способ для получения чего-нибудь  уж совсем невообразимого. Казалось бы, получили запись вида 10100, можно и успокоиться. Но нет, а что получится, если использовать знак степени дважды и записать (1010)10. Если это число записать на ленте, уместив  каждую цифру на одной клетке, то есть на 5 мм.то понадобиться лента в 50000 км. Такой лентой можно опоясать весь земной шар  по экватору, да еще и останется кусок,   чтобы протянуть его на северный полюс.

Задача для самостоятельного решения – подготовка к ГИА

Расстояние от Земли до Солнца равно 1,5 . 1011 м
Выразите это расстояние в  км.

Ответ:

А)1,5 . 1010 км
Б) 1,5 . 108 км
В) 1,5 . 1013 км
Г)  1,5 . 107 км

8. Подведение итогов 

9. Домашнее задание

1. Решить задачу. Пирамида Хеопса сложена из 2 миллионов каменных глыб, каждая из которых весит не менее 2т. Каков вес пирамиды в килограммах?
2. Решить № 565 (1 уровень), № 573 (2 уровень)

Используемая литература.

1. Алгебра :  учебн.  для 7 кл. общеобразоват. учреждений/Ю.Н. Макарычев,  Н.Г.Миндюк,  К.И. Нешков,  С.Б.Суворова; под ред.С.А.Теляковского. – 15-е изд. –  М.: Просвещение, 2007.
2. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./Гл.ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1991 г. Т.1. – 1999-863.
3. М.Ю.Шуба Занимательные задания в обучении математике. «Просвещение», 1994.
4. ГИА. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тренировочные задания. Базовый уровень / Е.А. Семенко, Е.Н. Белай, З.М. Величко, Г.Н. Ларкин; под. ред. Е.А. Семенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 95, [1] с. (Серия «ГИА. Тематические тренировочные задания») ISBN 978