Цели урока: закрепление темы при решении задач прикладного характера; развитие математической речи; воспитание интереса к предмету.
Оборудование: мультимедио, карточки с индивидуальными заданиями,
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Формулировка целей урока: закрепление темы «Степень с натуральным показателем при решении задач».
3. Проверка домашнего задания и повторение
а) Перестрелка: члены одной команды задают вопрос другой команде (показывая задания со свойствами степени с натуральным показателем) – повторение теоретического материала.
б) Индивидуальная работа на доске (3 ученика у доски).
1. Представьте в виде степени десяти число 10, 100,
1000, 1000000.
2. Вырази а) в килограммах 1,785т б) 0,001 кг в
граммах, в) 3,72 км в метрах
3. Класссные помещения должны быть рассчитаны
так, чтобы на одного учащегося пришлось не
менее 6 воздуха. Можно ли в классе, имеющий
вид прямоугольного параллелепипеда с
измерениями 8 х 6 х 3 (м) вместить 30 человек не
нарушая санитарные нормы?
4. Устная работа
Проверка индивидуальных заданий
5. Учитель: Степень с основанием 10 применяется при записи больших чисел (приводится таблица)
Название числа | Значение по «короткой шкале» | Значение по «длинной шкале» |
Миллион | 106 | 106 |
Миллиард | 109 | 109 |
Биллион | 1012 | |
Биллиард | – | 1015 |
Триллион | 1012 | 1018 |
Триллиард | – | 1021 |
Квадриллион | 1015 | 1024 |
Квадриллиард | – | 1027 |
Квинтиллион | 1018 | 1030 |
Квинтиллиард | – | 1033 |
Секстиллион | 1021 | 1036 |
Секстиллиард | – | 1039 |
Септиллион | 1024 | 1042 |
Септиллиард | – | 1045 |
Октиллион | 1027 | 1048 |
Октиллиард | – | 1051 |
Нониллион | 1030 | 1054 |
Нониллиард | – | 1057 |
Дециллион | 1033 | 1060 |
Дециллиард | – | 1063 |
Вигинтиллион | 1063 | 10120 |
Вигинтиллиард | – | 10123 |
Центиллион | 10303 | 10600 |
Центиллиард | – | 10603 |
Миллеиллион | 103003 | 106000 |
Миллеиллиард | – | 106003 |
6. Работа в группах
В жизни мы эти числа почти не встречаем. А где они встречаются вы узнаете , выполнив работу в группах.
Та группа, которая выполнит работу первыми получают «5».
№п/п | у | а | к | а | н |
1 | х | х6 | х11 | х10 | х9 |
2 | c 13 | c24 | c14 | c9 | с20 |
3 | ck | c 10 | c0 | с | сk – 1 |
4 | 10а | a10 | ___ | a21 | 2а21 |
5 | 68 + 3n | 616 | 6n – 8 | 63n | 63n – 8 |
Задание: представьте в виде степени, если возможно.
1. (x2 . x8)/ х
2.c4 . (c5)
3. c0 . ck
4. a7 + a3
5. 68 + n . 62n – 8
Ответ: наука
7. Решение тренировочных задач
Учитель: Только в науке оказываются
нужны такие числа. Названия же громадных чисел не
нужны даже в науке . Их можно обозначать проще
,используя понятие степени.
Вернемся к задаче №3.
В 16 г. воздуха содержится примерно 1024 мельчайших
частичек вещества, которые ученые называют
молекулами (уменьшительное от лат. moles –
масса). Высчитаем сколько же их содержится в
воздухе в нашем кабинете?
0,001 килограмм – в 1м3.
Решение записывается на доске и в тетради.
Учитель: без записи больших чисел не обходится наука о космосе – астрономия.
Например – масса Солнца равна 1,985 .
1033 кг.
Земли
– &nbs– 5,98 .
1024 кг
Марса
– &nbs– 6,4 .
1023 кг
Юпитера
– 1,9 . 1027
кг
Венеры
– 4,87 .
1024 кг
Для измерения межзвездных расстояний
пользуются световым годом – расстояние , которое
свет проходит за один год. Так как скорость света
равна 300000км в секунду, то световой год равен 9,46 .
1012 км. (проверить дома).
Единицей длины, которой пользуются в астрономии
является и парсек = 3,26 светового года.
Странная вещь математика! Как только математик
получает в руки способ коротко записывать
что-нибудь, он тут же использует этот способ
для получения чего-нибудь уж совсем
невообразимого. Казалось бы, получили запись
вида 10100, можно и успокоиться. Но нет, а
что получится, если использовать знак степени
дважды и записать (1010)10. Если это
число записать на ленте, уместив каждую цифру
на одной клетке, то есть на 5 мм.то понадобиться
лента в 50000 км. Такой лентой можно опоясать весь
земной шар по экватору, да еще и останется
кусок, чтобы протянуть его на северный
полюс.
Задача для самостоятельного решения – подготовка к ГИА
Расстояние от Земли до Солнца равно 1,5 .
1011 м
Выразите это расстояние в км.
Ответ:
А)1,5 . 1010 км
Б) 1,5 . 108 км
В) 1,5 . 1013 км
Г) 1,5 . 107 км
8. Подведение итогов
9. Домашнее задание
1. Решить задачу. Пирамида Хеопса сложена из 2
миллионов каменных глыб, каждая из которых весит
не менее 2т. Каков вес пирамиды в килограммах?
2. Решить № 565 (1 уровень), № 573 (2 уровень)
Используемая литература.
1. Алгебра : учебн. для 7 кл. общеобразоват.
учреждений/Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.
Нешков, С.Б.Суворова; под ред.С.А.Теляковского.
– 15-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./Гл.ред.
А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1991 г. Т.1. –
1999-863.
3. М.Ю.Шуба Занимательные задания в обучении
математике. «Просвещение», 1994.
4. ГИА. Математика. 9 класс.
Государственная итоговая аттестация (в новой
форме). Тематические тренировочные задания.
Базовый уровень / Е.А. Семенко, Е.Н. Белай, З.М.
Величко, Г.Н. Ларкин; под. ред. Е.А. Семенко. – М.:
Издательство «Экзамен», 2011. – 95, [1] с. (Серия «ГИА.
Тематические тренировочные задания») ISBN
978