Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге

Разделы: Работа с дошкольниками


“…Ребенка обучи - дашь миру человека”.
В.В.Гюго

Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он пассажир. И везде его подстерегает опасность. Взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дороге.

Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью.

По результатам диагностики детей, анкетированию родителей и тестированию педагогов, было принято решение организовать систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и инспектора ГИБДД по обучению детей безопасному поведению на дороге. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпения и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ составлен перспективный план методической работы с детьми, педагогами, родителями по правилам безопасного поведения на улицах (Приложение 1). Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методического совета ДОУ, педагогических советах, родительских собраниях и по результатам обсуждения принимаются конкретные решения, выполнение которых контролируется администрацией ДОУ.

Для повышения педагогами знаний по профилактике ДДТТ постоянно изучаются инструктивно-методические документы, методическая и художественная литература, разрабатываются конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, организуются консультации, семинары, проводятся деловые игры, дни открытых дверей, создаются презентации, фотовыставки, выставки детских работ и др. (Рис.1).

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

Наш детский сад в работе с родителями широко использует информацию на стендах, в уголке “Воспитываем пешехода”, на сайте ДОУ, в папках передвижках, где располагаются консультации, рекомендации, памятки, советы, “минутки безопасности”. На родительские собрания приглашаем инспектора ГИБДД. Организуем совместные мероприятия: семинары – практикумы, праздники и развлечения, выпуск листовок, изготовление пособий (Рис.2).

Обучение детей безопасному поведению на дороге ведется в соответствии с реализацией программных требований, в трех направлениях: ребенок-пешеход, ребенок – пассажир, ребенок – водитель и проходит единой нитью через все занятия. Работа осуществляется через занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, рассматривание рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, кроссвордов, игр (Рис.3). Организуем и проводим праздники, досуги, конкурсы, и т.д. Дополнительно с детьми подготовительной группы ведется кружок “Мой приятель – Светофор” по программе “Светофор” - Т.И. Данилова (Рис.4).

Необходимым условием плодотворной работы детского сада по профилактике и предупреждению детского дорожного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД, методиста Дома творчества. Они организуют познавательные городские и областные семинары-практикумы, беседуют с детьми, проводят консультации для родителей, конкурсы, соревнования, фестивали, уроки безопасности в автогородке, что позволяет нам совершенствовать формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды (Рис. 5).

Большую помощь оказывают нашему детскому саду учителя и учащиеся МБДОУ ООШ № 3, они организуют для дошкольников интересные праздники, учат их правилам, помогают безопасным путем выйти из дорожной ситуации (Рис.6).

Частыми гостями нашего учреждения являются сотрудники редакции “Дошколенок Кузбасса” города Кемерово и кукольный театр “Юла” города Белово, они не только обучают детей и пропагандируют правила движения, но и играют с ними, дарят им радость от встречи со сказочными героями, эмоциональный настрой (Рис.7. Рис.8).

Для организации работы по безопасности дорожного движения в детском саду создана необходимая материальная база, где мы используем все возможности ДОУ и участка. Для практических занятий по ПДД совмещаем спортивную площадку и физкультурный зал, где нанесена дорожная разметка. В каждой группе оформлены уголки безопасности дорожного движения (Рис.9). Для проведения занятий по правилам дорожного движения имеются: модели средств регулирования, схемы перекрестков и дорог с дорожной разметкой, игрушки различных видов транспортных средств, атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм, настенные плакаты. А также сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, дидактические и настольно-печатные игры, дорожные знаки, презентации и диафильмы, в которых наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средств регулирования. Дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге.

Иными словами, работа эта требует комплексного подхода, что является необходимым условием и залогом эффективной организации, залогом правильного руководства учебно-воспитательной работой по овладению детьми знаниями и умениями правил дорожного движения.

Результаты проводимой нами работы по обучению детей безопасному поведению на дороге и диагностики обследования знаний детьми показали положительную динамику развития каждого ребенка, расширились знания о безопасном поведении на дороге, более качественно и осознано дети выполняют задания, умеют ориентироваться в создавшейся ситуации. Городская комплексная проверка МБДОУ по профилактике и предупреждению ДДТТ, проводимая сотрудниками ГИБДД и работниками управления образования всегда проходит на высоком уровне.

Из полученных результатов видно, что только при совместном участии педагогов, родителей при изучении ПДД у детей выработались твердые навыки безопасного поведения на улице. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Такое обучение должно не только уменьшить тяжелые последствия ДТП для детей, но и обучить их безопасному поведению на дороге. Чтобы они могли в этом возрасте приспосабливаться к тем обстоятельствам, с которыми им придется столкнуться.

Сама жизнь требует, чтобы в каждом дошкольном учреждении дети обучались безопасному поведению на дороге, так как именно в этом возрасте дети способны приспосабливаться к тем обстоятельствам, с которыми им придется столкнуться. Данная работа рассматривается не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Баряева, Л. Б. Азбука дорожного движения [Текст]: метод. пособие / Л. Б. .Баряева. М.: Изд-во Дрофа, 2007. – 15 с.

2. Данилова, Т. И. Программа “Светофор” [Текст]: метод. пособие / Т. И. . Данилова. М.: Изд-во Детство ПРЕСС, 2011. – 208 с.

3. Извекова, Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / Н. А. .Извекова. М.: Изд-во Сфера, 2005. – 64 с.

4. Клочанов, Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность [Текст]: метод. пособие / Н. И. .Клочанов. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2004. – 147 с.

5. Кузьмина, Т. А. профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]: метод. пособие / Т. А. .Кузьмина. Волгоград.: Изд-во Учитель, 2007. – 111 с.

6. Скоролупова, О. Л. Правила и безопасность дорожного движения [Текст]: метод. пособие / О. Л. .Скоролупова. М.: Изд-во Скрипторий, 2004. – 80 с.