Слайд 1.
Тема: Что и кто губит природу Волгоградской области?
Слайд 2.
- Цели:
- создать условия для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам;
- обеспечить развитие у школьников базовых способов поведения в природной среде;
- содействовать развитию умения вчувствоваться в жизнь природы, удивляться и восхищаться её красотой, сопереживать представителям животного и растительного мира;
- организовать деятельность учащихся по воспитанию потребности изучать и улучшать состояние окружающей среды и следовать этому в своём реальном поведении;
- воспитывать понимание уникальности, неповторимости и самоценности природного мира нашего края.
Оборудование: искусственные деревья, цветы, пеньки, брёвнышки, зелёный ковёр, большая корзина, конверт, открытка, диск, текст телеграммы, мягкие игрушки, маски – представители животного мира нашего края, лукошко для каждого ребёнка, экологические знаки, картинка речки, аудиозапись: «Танец маленьких утят», «Пусть всегда будет солнце», частушки, грустная мелодия, весёлая мелодия, плакаты о природе: «Берегите Землю! Берегите!», «Будем охранять нашу природу!», «Любите природу родного края», «Охранять природу, значит охранять Родину!», «Будь природе другом!», рисунки: солнышко без лучиков и солнышко с лучиками, магнитола, мультимедийная установка.
Ход занятия
Классная комната оформлена под опушку леса. Звучит грустная музыка.
По звонку дети входят в класс. На пенёчке сидит Хозяйка Леса (учитель в костюме)и плачет, рядом стоит корзина с игрушками, открыткой, конвертом, текстом телеграммы, картинкой речки, свёрнутой в трубочку, диском.
Обращает внимание на вошедших детей, перестаёт плакать.
Хозяйка Леса: Здравствуйте, дети! Присаживайтесь! (дети рассаживаются на пеньки, брёвнышки, ковёр).
Слайд 3. А скажите, ребятки, в каком городе вы живёте? (в Михайловке)
А область какая? (Волгоградская)
Ох, и грустно мне, и обидно мне, и больно мне за нашу матушку-природу. Вот сколько прислали мне жалоб жители вашего чудесного края! (показывает на корзину).
Слайд 4. Помогите разобраться, что и кто губит природу Волгоградской области?
Выходит ученик, берёт из корзины конверт, достаёт лист с текстом загадки.
Ученик читает загадку:
Идёт Красавица Весна…
А под сосной, а под сосной
Полузащитный, чуть живой
Цветочек нежный, голубой.
Хозяйка Леса: О каком цветке идёт речь? (о подснежнике)
Слайд 5. Когда появляется этот цветок? (ранней весной, самым первым)
Его называют первоцветом. Есть и другие первоцветы в нашем крае.
А на что же могут жаловаться первоцветы? (Их рвут ради красивых букетов, которые быстро вянут. А в природе эти цветы могли бы ещё долго радовать наши глаза! )
Хозяйка леса: А кто же губит наши первоцветы? (Люди)
И хотя все первоцветы занесены в Красную книгу, человек всё равно их рвёт и выбрасывает.
Ученик берёт из корзины открытку и читает текст стихотворения З. Александровой «Белая черёмуха»
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черёмуха?
Да она не чья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Прибежали девочки,
А снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Слайд 6
Хозяйка леса: Ребята, на что же жалуются деревья и кустарники? (Их ломают, бросают, топчут)
А кто же это всё это делает? (Люди)
Ученица берёт из корзины диск.
Звучит аудиозапись.
1 мальчик:
Кто не любит на природе
Погулять весной с друзьями?
Посидеть у тихой речки
И послушать соловья!
2 мальчик:
Только надо на природу
Взять пять литров лимонада,
Ящик чипсов и орешков,
Чтоб не тратить время зря!
3 мальчик:
Запалить костёр побольше,
Покричать, чтоб было слышно
Птицам, что у нас есть голос,
А потом всё сразу съесть!
4 мальчик:
И идти домой спокойно,
Мы ж на отдыхе устали,
А бутылки и бумагу
Мы оставим прямо здесь!
Слайд 7
Хозяйка леса: Какая жалоба теперь у природы? (Загрязняют природу, отравляют почву, пожары уничтожают всё живое и не живое вокруг, громким криком беспокоят животных)
Кто же в этом виноват? (Человек)
Слайд 8. Звучит мелодия (Танец маленьких утят), Дети танцуют.
Ученица и ученик берут из корзины свёрнутый лист, разворачивают его (речку) и читают:
Стала малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой
Обмелела на глазах.
Слайд 9.
Хозяйка леса: О какой жалобе идёт речь? (Речки мелеют, в них стекает мазут, рыба погибает, воду рек загрязняют сточные воды, гибнут водные растения).
Кого в этом будем винить? (Людей)
Хозяйка леса берёт из корзины лист с текстом телеграммы.
Слайд 10
Хозяйка леса: К нам пришла телеграмма от жителей вашего края. (Читает): Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти…
О чём эта жалоба? (Загрязняется воздух, люди чаще болеют)
Кто за это должен отвечать? (Человек)
Хозяйка леса: А теперь послушаем « Лесные частушки».
Дети берут игрушки из корзины.
Слайд 11. Звучит фонограмма, дети поют.
Пропоём мы вам частушки
Про лесные чудеса.
Вы послушайте советы
Как живут-шумят леса.
Ёлочки-ёлочки, да ёлочки-сосёночки
Да ёлочки-ёлочки, зелёные иголочки.
Вырастал зелёный лес
До высоких до небес.
В том реликтовом бору
Всяка живность ко двору.
Ёлочки-ёлочки, да ёлочки-сосёночки
Да ёлочки-ёлочки, зелёные иголочки.
Скачет белочка по веткам,
Прячет на зиму запас.
Не пугайте её, детки,
И она полюбит вас.
Ёлочки-ёлочки, да ёлочки-сосёночки
Да ёлочки-ёлочки, зелёные иголочки.
Полюбуйся, погляди-
Кто живёт в лесной глуши.
Птичьих гнёзд и нор звериных
Ты не трогай, прочь иди!
Ёлочки-ёлочки, да ёлочки-сосёночки
Да ёлочки-ёлочки, зелёные иголочки.
Любим мы зелёный лес,
Полный тайн и чудес.
Береги сосновый бор-
Вот и весь наш разговор.
Ёлочки-ёлочки, да ёлочки-сосёночки
Да ёлочки-ёлочки, зелёные иголочки.
Хозяйка леса: О каких жалобах услышали? (Пугают животных, разоряют птичьи гнёзда, звериные норы).
Кто же это делает? (Люди).
Хозяйка леса:
Приглашаю вас, ребята,
Будьте птицы и зверята,
Повнимательнее будь,
Всё, что знаешь не забудь!
Дети надевают маски животных и играют.
Условия игры. Несколько человек – мальчиков и девочек приглашают сесть на стулья в круг лицом друг к другу. Все ученики, оставшиеся на своих местах, по очереди называют любых животных, птиц, времена года, бабочек и т.д. Произносят они быстро, поднимая руки, а Хозяйка леса разрешает говорить. Сидящие игроки на стульях внимательно реагируют: Если произнесено слово мужского рода – резко поднимаются мальчики, если слово женского рода – поднимаются девочки.
Слайд 12
Хозяйка леса: Ребята! Вот и разобрали мы все жалобы (Показывает пустую корзину.) А как мы, первоклассники, можем помочь природе?
Ученик: Обратимся ко взрослым.
Слайд 13
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же живая!
Ученица: Развесим плакаты.
Дети хором читают плакаты.
Слайд 14
Будь природе другом!
Берегите Землю! Берегите!
Будем охранять нашу природу!
Любите родную природу!
Охранять природу, значит охранять Родину!
Слайд 15
Ученик: Посадим деревца и кустарники.
Ученица: Разобьём клумбы.
Слайд 16
Ученик: Не будем оставлять мусор в лесу, на улицах города.
Ученица: А будем убирать его и просить окружающих тоже следить за чистотой.
Хозяйка леса: А я предлагаю развесить экологические знаки, напоминающие правила поведения в природе. У вас в лукошках есть такие знаки. Давайте расскажем, о чём говорит каждый из них.
Слайд 17 Дети достают знаки из лукошка, рассказывают и проверяют себя по образцу.
Хозяйка леса: А закончить наше занятие мне хочется песней.
Слайд 18 Звучит мелодия песни «Пусть всегда будет солнце», дети поют.
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне - верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Учитель сбрасывает наряд Хозяйки леса.
Учитель: А теперь, ребята, если вы думаете, что Хозяйка леса может сказать вам спасибо за вашу помощь в сохранении и бережном отношении к природе своего края, прикрепите лучики к солнышку (на доске). А если думаете, что она осталась не совсем довольна, то уберите лучики у солнышка (на доске).
Дети выполняют.
Вот теперь и видно, как мы поработали на сегодняшнем занятии.
Звучит весёлая мелодия.
Слайд 19 Спасибо за интересную работу!