(Приложение 1, слайд 2).
Цель урока: дать учащимся общее представление о строение и образе жизни приматов.
Задачи урока:
- Образовательная: рассказать учащимся об особенностях строения, внешнего вида и образа жизни приматов.
- Коррекционная: корригировать умение воспроизводить раннее изученный материал и правильно строить высказывание при ответе на вопрос.
- Развивающая: развивать навык коммуникативного общения.
- Воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру; чувство ответственности при выполнении заданий.
Оборудование:
- Энциклопедии «Атлас животных».
- Мультимедийная презентация «Приматы».
- Карточки-задания «Признаки млекопитающих»
- Схема «Животный мир»
- Названия приматов: мартышки, павианы, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение», 2008г.
Тип урока: урок изучения нового материла.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Отчет дежурного о прогнозе погоды (работа с сезонным календарем природы и труда).
II. Актуализация знаний
1. Заполнить цепочку «Животный мир» (от червей до млекопитающих)
ЧЕРВИ ––> … ––> РЫБЫ ––> ЗЕМНОВОДНЫЕ … ––> ПТИЦЫ ––> ... ––>
Ответ: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие.
2. Работа в парах
Выбрать из предложенных карточек признаки млекопитающих:
Признаки млекопитающих:
- Трёхкамерное сердце
- Семь шейных позвонков
- Тело покрыто перьями
- Рождают живых детёнышей
- Кожа покрыта слизью
- Выкармливают детёнышей молоком
- Сложное поведение
- Заботится о потомстве
(Ответ: 2, 4, 6, 7, 8)
3. Построить пирамиду «Отряды млекопитающих от грызунов до приматов» (работа у доски).
4. Сообщение темы и цели урока
– Почему в нашей пирамиде верхняя ступень не
заполнена?
– Мы поместим на первую ступень, вам необходимо
вспомнить басню И.А. Крылова. Какое слово
пропущено в следующих строках известной басни:
«… в зеркале увидев образ свой, тихохонько
медведя толк ногой…»? (Мартышка).
– Сегодня на уроке мы узнаем, к какой группе
животных относятся мартышки? Поговорим о других
обезьянах, о их строении, внешнем виде и образе их
жизни.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Прима – первый, высший. К приматам относятся различные обезьяны: мартышки, павианы, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы (названия обезьян вывешиваются на доску) (Слайды 3, 4).
2. Рассказы учащихся о приматах (сопровождение слайдами презентации)
Ученик 1 «Мартышки» (слайд 5)
Мартышки обитают в тропических лесах Африки. Длина их тела 32-87 см, длина хвоста 36-87 см. Сложение мартышек изящное, туловище удлиненное. Большую часть времени проводит на деревьях. Может совершать прыжки длиной 10 – 15 м. По земле передвигается быстро. У большинства очень большие защечные мешки, в которых обезьяны могут прятать разные съедобные и несъедобные вещи. Самцы обычно крупнее самок и нередко ярче окрашены. В целом окраска мартышек яркая: черных, рыжих, белых и зеленых тонов. Мартышки живут стадами от 6 до 30 особей, иногда до 200 во главе со взрослым самцом. Они молчаливы и неагрессивны. Мартышки легко переносят неволю, привязываются к хозяину, у которого живут до 35 лет.
Ученик 2 «Макаки» (слайды 6, 7)
Макаки – мелкие и средние представители
семейства. Длина тела 38-76 см. Длина хвоста
варьирует, у некоторых видов его нет совсем или
может достигать 61 см. Вес до 13 кг. Телосложение
плотное, конечности относительно короткие и
сильные. Лицевой отдел головы умеренно
удлиненный и округлый. Первый палец передних
конечностей большой и короткий. Волосяной покров
обычно средней длины и густоты, но, например, у
японского макака довольно длинный, густой и
мягкий. Окраска меха обычно желтовато-бурая на
спине и более светлая на брюхе, но некоторые виды
целиком оливковые или почти черные.
Обыкновенные макаки – обитатели лесов, но часто
встречаются также и на безлесых местах, в горах
среди скал и камней, некоторые обитают в
мангровых болотах. Ведут древесный и наземный
образ жизни. Активность главным образом дневная.
Питаются широким набором растительных объектов
и различными животными, в том числе насекомыми и
мелкими позвоночными. Длительность жизни в
неволе примерно 30 лет. Ареал обитания макак
охватывает Южную Азию, Индонезию и прилежащие
острова на восток до Филиппин, Хайнань, Тайвань и
Японию, Северную Африку.
Ученик 3 «Орангутанг» (слайды 8, 9)
Орангутанг — малайское слово, оно означает «человек лесной». Это крупные обезьяны. Орангутанги не имеют хвоста и защечных мешков. У них широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, вытягивающиеся губы. Масса тела самцов орангутангов с Калимантана 189 кг, самки имеют массу лишь 81 кг. Отдельные особи самцов в зоопарках могут достигать 200-250 кг. Длина тела 130-140 см у самцов, 110-120 см у самок. Шерсть орангутангов очень длинная, особенно на плечах и в верхних отделах рук (до 40 см). Цвет ее красновато-рыжеватый, с возрастом она немного темнеет. Орангутанг держатся небольшими группами. Состав таких групп очень разнообразен: самец и самка с детенышами или без них, самка с детенышем и подростком, 2-3 почти взрослые особи. Иногда попадаются одиночные самцы. Орангутанг довольно молчаливые животные и издают мало звуков.
Ученик 4 «Шимпанзе» (слайды 10, 11)
Шимпанзе — крупные обезьяны. Руки у шимпанзе значительно длиннее ног. По химическим и генетическим показателям шимпанзе ближе к человеку, чем другие обезьяны. У шимпанзе высокоразвитый интеллект, она использует инструменты, а также может их изготавливать. Шимпанзе в основном прыгает по деревьям, но может бегать по земле на двух лапах. Шимпанзе живут группами. Единственное животное, которое охотится на шимпанзе – это змея. Шимпанзе находится под охраной. Самки рождают по одному – два детеныша в год и очень трогательно заботятся о своем потомстве.
Ученик 5 «Горилла» (слайды 12, 13)
Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. Самки вдвое легче и меньше самцов. Туловище горилл массивное, с большим животом; плечи широкие; сильно развита мускулатура. Шерсть короткая, густая, черного цвета, у взрослых самцов на спине бывает серебристая полоса, есть небольшая бородка. Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см. Гориллы обитают в густых лесах Экваториальной Африки. Береговая горилла встречается в Камеруне, Экваториальной Гвинее, Габоне, Конго, Центрально-Африканской Республике.
Физминутка для профилактики и коррекции нарушений зрения: пальминг; вращение глазами вверх, вниз, влево, вправо; по значкам в углах доски.
IV. Закрепление изученного материала
1. Беседа «Общие признаки приматов»
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
– Итак, о каких приматах вы узнали? | Учащиеся перечисляют названия обезьян
с доски и одновременно записывают в тетрадь: Приматы. Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие: мартышки, павианы, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. |
– Вернемся к слайдам. Обратите внимание на внешнее строение приматов. | Просмотр учащимися слайда презентации (слайд 14). |
– Что общего в строение приматов? | Учащиеся при просмотре слайда называют общие признаки между приматами. |
Учитель подводит итог и называет общие признаки приматов (слайд 15). | Учащиеся записывают общие признак в тетрадь |
Общие признаки приматов Всех
этих животных, столь непохожих друг на друга,
объединяет целый ряд общих признаков. |
Работа в тетрадях: Общие признаки приматов 1. Пятипалые конечности. |
V. Итог урока
1. Рефлексия деятельности:
– Назовите тему урока. (Приматы)
– Перечислите, о каких приматах говорили?
(Названия приматов зачитывают с доски)
– Что общего у этих приматов? (Учащиеся
зачитывают общие признаки приматов из своих
тетрадей)
– Что особенно запомнилось на уроке о приматах? (Называют
варианты ответов)
2. Оценка деятельности учащихся за урок.
3. Дифференцированное домашнее задание:
I вариант – задание на слайде презентации.
II вариант – пересказ текста учебника.
III вариант – ответить на вопросы учебника.