Урок биологии по теме "Приматы". 8-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 8


(Приложение 1, слайд 2).

Цель урока: дать учащимся общее представление о строение и образе жизни приматов.

Задачи урока:

  • Образовательная: рассказать учащимся об особенностях строения, внешнего вида и образа жизни приматов.
  • Коррекционная: корригировать умение воспроизводить раннее изученный материал и правильно строить высказывание при ответе на вопрос.
  • Развивающая: развивать навык коммуникативного общения.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру; чувство ответственности при выполнении заданий.

Оборудование:

  • Энциклопедии «Атлас животных».
  • Мультимедийная презентация «Приматы».
  • Карточки-задания «Признаки млекопитающих»
  • Схема «Животный мир»
  • Названия приматов: мартышки, павианы, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение», 2008г.

Тип урока: урок изучения нового материла.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Отчет дежурного о прогнозе погоды (работа с сезонным календарем природы и труда).

II. Актуализация знаний

1. Заполнить цепочку «Животный мир» (от червей до млекопитающих)

ЧЕРВИ ––> … ––> РЫБЫ ––> ЗЕМНОВОДНЫЕ … ––> ПТИЦЫ ––> ... ––>

Ответ: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие.

2. Работа в парах

Выбрать из предложенных карточек признаки млекопитающих:

Признаки млекопитающих:

  1. Трёхкамерное сердце
  2. Семь шейных позвонков
  3. Тело покрыто перьями
  4. Рождают живых детёнышей
  5. Кожа покрыта слизью
  6. Выкармливают детёнышей молоком
  7. Сложное поведение
  8. Заботится о потомстве

(Ответ: 2, 4, 6, 7, 8)

3. Построить пирамиду «Отряды млекопитающих от грызунов до приматов» (работа у доски).

4. Сообщение темы и цели урока

– Почему в нашей пирамиде верхняя ступень не заполнена?
– Мы поместим на первую ступень, вам необходимо вспомнить басню И.А. Крылова. Какое слово пропущено в следующих строках известной басни: «… в зеркале увидев образ свой, тихохонько медведя толк ногой…»? (Мартышка).
– Сегодня на уроке мы узнаем, к какой группе животных относятся мартышки? Поговорим о других обезьянах, о их строении, внешнем виде и образе их жизни.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Прима – первый, высший. К приматам относятся различные обезьяны: мартышки, павианы, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы (названия обезьян вывешиваются на доску) (Слайды 3, 4).

2. Рассказы учащихся о приматах (сопровождение слайдами презентации)

Ученик 1 «Мартышки» (слайд 5)

Мартышки обитают в тропических лесах Африки. Длина их тела 32-87 см, длина хвоста 36-87 см. Сложение мартышек изящное, туловище удлиненное. Большую часть времени проводит на деревьях. Может совершать прыжки длиной 10 – 15 м. По земле передвигается быстро. У большинства очень большие защечные мешки, в которых обезьяны могут прятать разные съедобные и несъедобные вещи. Самцы обычно крупнее самок и нередко ярче окрашены. В целом окраска мартышек яркая: черных, рыжих, белых и зеленых тонов. Мартышки живут стадами от 6 до 30 особей, иногда до 200 во главе со взрослым самцом. Они молчаливы и неагрессивны. Мартышки легко переносят неволю, привязываются к хозяину, у которого живут до 35 лет.

Ученик 2 «Макаки» (слайды 6, 7)

Макаки – мелкие и средние представители семейства. Длина тела 38-76 см. Длина хвоста варьирует, у некоторых видов его нет совсем или может достигать 61 см. Вес до 13 кг. Телосложение плотное, конечности относительно короткие и сильные. Лицевой отдел головы умеренно удлиненный и округлый. Первый палец передних конечностей большой и короткий. Волосяной покров обычно средней длины и густоты, но, например, у японского макака довольно длинный, густой и мягкий. Окраска меха обычно желтовато-бурая на спине и более светлая на брюхе, но некоторые виды целиком оливковые или почти черные.
Обыкновенные макаки – обитатели лесов, но часто встречаются также и на безлесых местах, в горах среди скал и камней, некоторые обитают в мангровых болотах. Ведут древесный и наземный образ жизни. Активность главным образом дневная. Питаются широким набором растительных объектов и различными животными, в том числе насекомыми и мелкими позвоночными. Длительность жизни в неволе примерно 30 лет. Ареал обитания макак охватывает Южную Азию, Индонезию и прилежащие острова на восток до Филиппин, Хайнань, Тайвань и Японию, Северную Африку.

Ученик 3 «Орангутанг» (слайды 8, 9)

Орангутанг — малайское слово, оно означает «человек лесной». Это крупные обезьяны. Орангутанги не имеют хвоста и защечных мешков. У них широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, вытягивающиеся губы. Масса тела самцов орангутангов с Калимантана 189 кг, самки имеют массу лишь 81 кг. Отдельные особи самцов в зоопарках могут достигать 200-250 кг. Длина тела 130-140 см у самцов, 110-120 см у самок. Шерсть орангутангов очень длинная, особенно на плечах и в верхних отделах рук (до 40 см). Цвет ее красновато-рыжеватый, с возрастом она немного темнеет. Орангутанг держатся небольшими группами. Состав таких групп очень разнообразен: самец и самка с детенышами или без них, самка с детенышем и подростком, 2-3 почти взрослые особи. Иногда попадаются одиночные самцы. Орангутанг довольно молчаливые животные и издают мало звуков.

Ученик 4 «Шимпанзе» (слайды 10, 11)

Шимпанзе — крупные обезьяны. Руки у шимпанзе значительно длиннее ног. По химическим и генетическим показателям шимпанзе ближе к человеку, чем другие обезьяны. У шимпанзе высокоразвитый интеллект, она использует инструменты, а также может их изготавливать. Шимпанзе в основном прыгает по деревьям, но может бегать по земле на двух лапах. Шимпанзе живут группами. Единственное животное, которое охотится на шимпанзе – это змея. Шимпанзе находится под охраной. Самки рождают по одному – два детеныша в год и очень трогательно заботятся о своем потомстве.

Ученик 5 «Горилла» (слайды 12, 13)

Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. Самки вдвое легче и меньше самцов. Туловище горилл массивное, с большим животом; плечи широкие; сильно развита мускулатура. Шерсть короткая, густая, черного цвета, у взрослых самцов на спине бывает серебристая полоса, есть небольшая бородка. Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см. Гориллы обитают в густых лесах Экваториальной Африки. Береговая горилла встречается в Камеруне, Экваториальной Гвинее, Габоне, Конго, Центрально-Африканской Республике.

Физминутка для профилактики и коррекции нарушений зрения: пальминг; вращение глазами вверх, вниз, влево, вправо; по значкам в углах доски.

IV. Закрепление изученного материала

1. Беседа «Общие признаки приматов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Итак, о каких приматах вы узнали? Учащиеся перечисляют названия обезьян с доски и одновременно записывают в тетрадь:
Приматы.
Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие: мартышки, павианы, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
– Вернемся к слайдам. Обратите внимание на внешнее строение приматов. Просмотр учащимися слайда презентации
(слайд 14).
– Что общего в строение приматов? Учащиеся при просмотре слайда называют общие признаки между приматами.
Учитель подводит итог и называет общие признаки приматов (слайд 15). Учащиеся записывают общие признак в тетрадь
Общие признаки приматов

Всех этих животных, столь непохожих друг на друга, объединяет целый ряд общих признаков.
1. У всех приматов пятипалые конечности, кисть руки свободно сгибается и разгибается, большой палец, как правило, противопоставлен остальным.
2. Передвигаясь,
приматы опираются на всю ступню.
3. На пальцах рук и ног обезьяны имеются плоские ногти.
4. Почти у всех приматов хорошо развит мозг.
5. Обоняние довольно слабое, но хороший слух, а зрение не только объемное, но и цветное. Глаза направлены вперед.
6. Сложное поведение, забота о потомстве, живут семьями.

Работа в тетрадях:

Общие признаки приматов

1. Пятипалые конечности.
2. Передвигаясь, опираются на всю ступню.
3. Имеются плоские ногти.
4. Хорошо развит мозг.
5. Обоняние слабое, хороший слух, а зрение не только объемное, но и цветное. Глаза направлены вперед.
6. Сложное поведение, забота о потомстве, живут семьями.

V. Итог урока

1. Рефлексия деятельности:

– Назовите тему урока. (Приматы)
Перечислите, о каких приматах говорили? (Названия приматов зачитывают с доски)
– Что общего у этих приматов? (Учащиеся зачитывают общие признаки приматов из своих тетрадей)
– Что особенно запомнилось на уроке о приматах? (Называют варианты ответов)

2. Оценка деятельности учащихся за урок.

3. Дифференцированное домашнее задание:

I вариант – задание на слайде презентации.
II вариант – пересказ текста учебника.
III вариант – ответить на вопросы учебника.