Урок письма на тему "Звонкие и глухие согласные "С–З""

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: развитие умение правильно узнавать на слух звонкие и глухие согласные.

Задачи:

  • Образовательные:
    • развитие умение правильно узнавать на слух звонкие и глухие согласные.
  • Коррекционные:
    • развитие анализа и синтеза, через задание «Четвёртый лишний».
    • развитие фонематического слуга, связанно с упражнениями на дифференцировкуглухого  Си звонкого З (слоговые цепочки, слова, отличающиеся одной буквой).
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса к предмету, через задания связанные с окружающим миром.

Оборудование:

  • компьютерная техника;
  • картинки с временами года;
  • веера с буквами.

ХОД УРОКА

1. Коррекционное задание: «Кто лишний» (Приложение 1. Слайды 2-3)

2. Пальчиковая гимнастика с суджоком,  речевое сопровождение:

«Ёжик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.»
Ёжиголки отряхнул, завернулся и заснул.

3. Запись числа, классной работы

4. Минутка чистописания. Заглавная и строчная  с, з. (Приложение 1. Слайды 5-8)

В слове заяц – какой первый звук. З давайте запишем Зз
Вспомним, как нужно записать з. 2 полуовала. Верхний и нижний  с закруглением вправо. Крючок с закруглением вправо и петелька вниз. (Приложение 1)
В слове слон – какой первый звук? С– давайте запишем Сс.
Вспомним, как нужно записать с. Большой полуовал с закруглением влево. Полуовал с закруглением влево.

5. Сообщение темы

– Сегодня на уроке мы будем различать звуки С – З.
Как вы думаете, почему мы записали эти буквы в паре? Это парные согласные. Сейчас мы вспомним, как произносятся эти звуки. И найдём отличия и сходство.  Запишем тему урока: Парные согласные С-З.

  • Уточнение артикуляции. Произнесём С: губы в улыбке, зубы сближены, горло не дрожит.Звук С – глухой.
  • Произнесём звук З губы в улыбке, зубы сближены. Горло дрожит. Это звонкая согласная.

6. Сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы» нам понадобится веер с буквами. Я буду называть слово, а вы определять на слух звук и поднилать веер с данной буквой.
Полоса, колесо, зоопарк, сковорода, фасон, скороговорка, здоровье, незабудки, пузырь.

7. Распределение слов на столбики (Приложение 1. Слайды 10-15)

Я буду загадывать загадки или называть слова, вы должны записать слова в нужный столбик. Если вы отгадаете, то я показыжу вам картинку с этим временем года.

С

З

осень Зима
весна Забор
колесо Зонт
Сосна зубы
Сахар роза

Дел у меня не мало:
Я белым одеялом всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна)

Зима, осень, весна – как мы обобщим? (Это времена года) А какого времени года не хватает? (Лето) Есть в этом слове С или З?

8. Офтальмотренаж

  • «День – ночь» На слово «ночь», крепко закрыть глаза на 5с. На слово «день» открыть глаза на 5с. Повторить 5-8 раз.
  • «Серёжки» Массировать мочки ушных раковин. (Зажать мочки большим и указательным пальцами)
  • Выполняется сидя. Руки на поясе. Повернуть голову в сторону левой руки, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову в сторону правой руки. Посмотреть на правый локоть.

9. Работа с учебником (Приложение 1. Слайд 17)

Я читаю. Показываю картинки.(коза, коса) На доске записаны эти же предложения, по очереди каждый по одному слову вставляет буквы.

В лесу ко(с,з)а. У ко(с,з)ы ко(с,з)а.
Звенит ко(с,з)а– сено косит ко(с,з)а.

Всё записать в тетрадь.

10. Физминутка

– А теперь ребята встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево. Быстро сели, вновь за дело.

11. Какие согласные на уроке нам сегодня встречаются чаще всего? С-З, Какие они? (Парные, глухие и звонкие)
У каждого из вас на листах рассказ. Я вам его сейчас прочитаю. Сейчас прочитаем вместе. Читаем вместе. Вы его списываете и подчёркиваете парные согласные С и З.

Зима

Наступила зима. На земле много снега. Дети в саду.Зоя и Соня взяли санки. Саня и Лиза слепили снеговика.

12. Игра (Приложение 1. Слайд 19)

– Давайте поиграем. Вспомните какие животные нам встречались в начале урока.? (Слон и заяц)  Посмотрите на картинке. На одной слон, на другой заяц. Как назовём одним словом? (Животные). Чем они отличаются? (Слон большой, живёт в жарких странах.)
– Сейчас встаньте в круг. Я бросаю мяч каждому, вы отвечаете на мои вопросы и бросаете мне обратно мяч.

Заяц:
У зайца дети – зайчата, зайчонок.
Мама – зайчиха
семья – зайчья.
Ласково – зайчик, зайка, заинька
Слон:
Слонёнок, слонята.
Слониха

Слоник.

– Молодцы!

13. Подведение итогов

– Какие согласные сегодня мы изучали. (Парные, глухие, звонкие)
– Вы молодцы, а сейчас минутка доброты. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.