Основная задача использования метода круговой тренировки на занятиях физической культуры – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени. При этом развитие двигательных качеств тесно связано с освоением программного материала, поэтому в комплексы круговой тренировки мы включили физические упражнения (подводящие упражнения), близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы.
Это способствует положительному переносу двигательного действия при развитии и совершенствовании умений. Использование их в комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет важное прикладное значение.
Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
При организации занятий методом круговой тренировки все учащиеся после подготовительной части распределяются по группам (2-3 человека) в зависимости от уровня физической подготовленности. На месте проведения занятий определяются «станции» для выполнения физических упражнений.
На каждой «станции» находится карточка-задание, в которой определены задачи и способы их решения. По команде преподавателя учащиеся начинают одновременно выполнять упражнения каждый на своей «станции». По окончании запланированного времени учащиеся переходят на следующую «станцию».
Таким образом, они перемещаются от «станции» к «станции», от снаряда к снаряду. Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. При составлении комплексов круговой тренировки мы делаем акцент на развитие различных мышечных групп.
Комплексы упражнений круговой тренировки
Комплекс упражнений, используемый при обучении волейболу
1-я станции. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с поворотом на 180° .
2-я станция. Верхняя передача волейбольного мяча в стену на высоту – 2,5-3м.
3-й станция. В низком приседе прыжки с продвижением вперед.
4-я станция. Стоя в 1м от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим отталкиванием.
5-я станция. Имитация нападающего удара.
6-я станция. Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем верхняя подача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и повторением упражнения.
7-я станция. Нижняя передача волейбольного мяча в стену.
8-я станция. Верхняя передача волейбольного мяча над головой стоя на месте и во время передвижения по площадке.
Комплекс упражнений скоростно-силовой подготовки, используемый при обучении легкой атлетике
1-я станция. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Присед руки вперед, и.п.
2-я станция. И.п.– выпад левой ногой вперед, руки на пояс. Три пружинистых покачивания в выпаде, прыжком сменить положение ног.
3-я станция. И.п. – О.С. руки вперед ладони вниз. Присед на правой ноге, левая вперед. Тоже на левой ноге.
4-я станция. Бег с высоким подниманием бедра на месте.
5-я станция. Бег с захлестыванием голени назад с продвижением вперед.
6-я станция. Быстрая смена ног прыжками. Из положения вперед правой – левой ногой.
7-я станция. Бег с подскоками и приземлением на толчковую ногу.
8-я станция. И.п. стоя боком у опоры. Свободное размахивание ног вперед-назад.
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой выносливости
1-я станция. Прыжки на месте на двух ногах.
2-я станции. И.п. лежа на спине, руки слегка разведены за головой. Сед ноги вверх, коснуться руками стоп. Лечь, опустить ноги.
3-я станция. И.п. лежа на животе. Прогнуться, руки вверх – вперед, приподнять ноги. Покачивания.
4-я станция. И.п. сидя, руку на поясе, ноги согнуты. Круговые движения ногами поочередно вперед и назад («езда на велосипеде»).
5-я станция. Бег на месте со скакалкой. Подскок на каждом шаге.
6-я станция. И.п. в висе на перекладине: поднимание прямых ног к перекладине,
7-я станция. Прыжки через скакалку назад обеими ногами с подскоками.
8-я станция. И.п. сед ноги вытянуты и чуть подняты. Одновременные махи руками влево, ногами вправо, и наоборот.
Круговую тренировку с иллюстрациями см. в Приложении 1.
Из опыта работы можно сделать следующие выводы:
1. Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений. Она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
2. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга, квадрата, т.д.).
3. Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически несложных, предварительно хорошо разученных движений.
4. В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.
5. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные имеют возможность добиться тех же успехов, что и более сильные.
6. Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
7. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует учащихся.
8. Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, круговая тренировка имеет широкую сферу применения.
Особо отмечаем, что в использовании метода круговой тренировки на занятиях физической культурой большую роль играет психологическая подготовка учащихся к занятию: адаптировать учащегося, чтобы он смог во время занятий максимально использовать свой потенциал, накопленный на самостоятельных занятиях. Целью тренировки является подготовка учащегося к сложным ситуациям, к преодолению физиологических и психологических барьеров. Организм учащегося представляет собой единый комплекс. Поэтому нельзя функциональную и психологическую сторону рассматривать отдельно, как нельзя разделять отдельные части спортивной тренировки. Психологическая подготовка не может возместить недостатки, допущенные в отдельных элементах занятий. Она приносит максимальный результат только в тех случаях, когда в комплексе для роста спортивной формы учащегося используются следующие педагогические методы.
Словесный метод. Слово – важное средство психологической подготовки и воздействия на занимающегося. Влиять словом можно по-разному: в форме дружеского разговора, поддержав учащегося шуткой, а порой полезно и повысить требовательность к учащемуся при выполнении задания.
Наглядный метод. Он помогает воздействовать на занимающихся, которым необходимо точно выполнить задание преподавателя. В конкретных случаях это наблюдение за игрой, видеозаписей, игровых ситуаций.
Метод моделированной тренировки. Это основной метод практического воздействия на сознание учащегося. Главная задача, которую решает метод – это помочь учащимся адаптироваться, научить их противостоять возможным отрицательным воздействиям. Решение ее в конечном итоге позволяет добиться высокой спортивной результативности.
Использование этих методов в работе помогает регулировать и положительно влиять на психологическое состояние учащихся.