Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время область применения методики проектной деятельности в образовании существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали школьном и среднем профобразовании, то теперь она начинает приобретать популярность и у педагогов дошкольного образования. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:

– развитие у ребенка познавательных интересов, мышление;
– формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения);
– развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Детская проектная деятельность хорошо раскрыта в статьях кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника института развития дошкольного образования г.Москвы Любовь Матвеевны Клариной, которая вот уже несколько лет занимается пропедевтикой проектной деятельности детей на начальном этапе образования (то есть в детском саду).

Актуальность.В новых социально-экономических условиях развитие нашего общества, изучение цели образования детей детского сада становится одним из самых актуальных направлений. Изменение цели образования влечет за собой изменения содержания обучения, то есть формы образовательного процесса. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях.

Цель работы: разработка системы работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Для достижения цели предполагалось решение следующих задач:

– изучить теоретические основы проектной деятельности;
– проанализировать существующий опыт использования проектной деятельностив условиях ДОУ;
– организовать проектную деятельность для детей старшего дошкольного возраста;
– разработать модель системы работы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

К особенностям организации проектной деятельности входят:

– личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
– тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка;
– повышение педагогического мастерства.

Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован на:

– осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
– приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение их планировать;
– формирование таких качеств, как умение договариваться.

Формы организации проектной деятельности

Образовательная деятельность с педагогами ДОУ

С детьми

Совместная деятельность с родителями

Семинары, тренинги Познавательные центры в группах Эксперимент, наблюдение
Конкурсы проектов Детские коллекции Пополнение коллекций
Информационно-образовательная служба Маршруты путешествий Тематические вечера-досуги
Совместные проекты Библиотека познавательной литературы Совместные проекты
Мастер-классы Материалы проектов и детского творчества Защита проектов на конференции

Педагогическая деятельность опирается на следующие принципы организации проектной деятельности:

– учета игры и продуктивных видов деятельности;
– свобода выбора деятельности;
– целостности восприятия ребенком окружающего мира;
– культуросообразности;
– учета развивающей предметно-пространственной среды детей;
– учета естественного темпа развития ребенка;
– субъективности.

В МБДОУ ЦРР Д/с №89 «Парус» практикуются разные виды проектной деятельности: семейные, индивидуальные, групповые. Обобщающее мероприятие, которое мы проводим с детьми – это конференция по итогам работы «Я – исследователь». Участвуют юные исследователи старшего дошкольного возраста. Задачей конкурса является: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущим способом развития познавательной активности и мышления. Программой конкурса было предусмотрено проведение презентаций и защиты исследовательских работ.

Приводим примеры проектов, подготовленные участниками: «От зернышка – к хлебу», «Космос», «Собака – друг человека», «Свойства воды», «Кролики – наши любимые животные», «Якутская лошадь», «Я – путешественник», «Откуда берется молоко», «Птицы, которые живут в городе», «Мой город».
Разработали модель системы работы по организации проектной деятельности в ДОУ:

Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет:

– повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;
– развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
– развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность;
– создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).

Между тем, устанавливаются тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком:

– повышается интерес к познанию;
– повышается самооценка;
– учатся планировать;
– идет общение на равных;
– становятся активными;
– учатся беречь свой и чужой труд.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанникови организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую активность.

Литература:

1. Кисилева Л.С. и др., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М: АРКТИ, 2003,
2. Истанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004;
3. Казанова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ, 2004.