Работу по формированию навыков владения английской грамматикой считаю одним из главных направлений в обучении английскому языку. С начала и до конца обучения в школе я постоянно подчеркиваю, что лишь хорошее владение грамматикой, а особенно английскими глаголами, позволят свободно говорить, самостоятельно и осознанно строить английскую речь.
Причинами страха перед общением на английском языке, как утверждают специалисты – носители языка, являются:
– недостаточное количество глаголов в обиходе;
– неумение употреблять их в разных аспектах и
временах.
С первого года обучения (2 класс) закладываю понимание того, что:
– английский язык относится к аналитическим
языкам: в нем все точно по схемам, структурам,
глаголы имеют формулы. Нельзя строить свою речь
как мыслишь по-русски. Этому необходимо учиться
постоянно;
– замечательно то, что английский язык является
нефлективным языком. Отсутствие огромного
количества окончаний у английских слов при
склонении и спряжении облегчает его освоение;
– все английские глаголы по важности делятся на
чаше весов (эту чашу изображаю наглядно) на to
be и все другие глаголы. И они уравновешивают
друг друга! Половина любого текста основана на to
be. Поэтому, навыки владения формами, спряжением
по лицам, временами и аспектами английских
глаголов, видами вопросов и ответов
отрабатываются с первого года обучения и
постоянно в дальнейшем. Важно привить любовь к
данной работе! Активно отрабатываем
употребление to be , to have при назывании,
описании животных, предметов. Накапливаем
запас глаголов и работаем по схемам.
Английский глагол – это ключ к успешному освоению английского языка! Далее я перечислю опорные таблицы в помощь освоению английских глаголов с краткими комментариями. Сложно перечислить все формы работы: каждый учитель ищет свои. Начну с главных опорных таблиц, сигнальных карточек, лото. В начале обучения (2 класс) рассказываю учащимся о наличии у человека 3-х видов памяти: слуховой, моторной и зрительной. Самая сильная из них – зрительная! Она дает 87% памяти из 100. Поэтому внимание на уроке, зрительное восприятие и просто хорошее зрение играют важную роль в учебном процессе. Наглядность опорных таблиц, сигнальных карточек положительно влияет на качество обучения. На протяжении всех лет работы в школе я всегда стремилась создать блоки опорных таблиц по разным направлениям обучения: «Грамматика», «Разговорная тематика»… Большую помощь в оформлении и распечатке всех таблиц мне оказывают родители и учащиеся. Первый блок лексических таблиц с русской транслитерацией учащиеся получают во 2 классе, затем с 4 класса появляются новые таблицы и накапливаются на протяжении всех лет обучения. Таблицы хранятся в файловых папках, которые увеличиваются по мере изучения грамматики. Наличие опорных таблиц позволяют экономить время на уроке, повторять и закреплять при необходимости. Учащиеся быстро начинают ценить свои папки, а во время учебы в высших учебных заведениях они часто обращаются к их таблицам
Опорные таблицы, сигнальные карточки, лото данного пособия могут распечатываться в разных программах (Microsoft Word, Microsoft Excel, AutoCAD) и разных форматах от А4 до А1 (размер ватмана). Надеюсь, что они помогут учителям и учащимся в учебном процессе.
Блок 1
1. Аспекты и времена английских глаголов (форматы А4,А1, цветная и черно-белая). Распечатывается индивидуально каждым учащимся с 5 класса. В кабинете имеется большая таблица в формате листа ватмана. В ней заложена большая информация. Помогают контрольные русские переводы в каждой форме аспектов. Осваивается постепенно: учим формулы, правила , спутники поаспектно. С 7 класса пишем контрольные по заполнению по памяти пустого шаблона данной таблицы. Эта работа дозирована: сначала 1 аспект, затем другие по очередности их освоения в активном залоге. К концу 9 класса большинство учащихся помнят и могут воспроизводить всю таблицу в 2-х залогах. Затем это помогает понять правила согласования времен. Мы легко «старим» второстепенные глаголы, двигаясь с 1 столбика о/т (наст. времена) вправо во 2 столбик прошедших времен , или уже прошедшие формы меняем на более прошедшие, двигаясь вниз по 2столбику вниз. Учащиеся склеивают эту таблицу: в центре аспекты глаголов, слева – крыло правил, справа таблицу спутников. Это помогает прослеживать аспект слева направо, от правила, формы и до спутников.
2. Сигнальные карточки формул аспектной таблицы позволяют зрительно отрабатывать, контролировать знание и практическое применение данных формул. В сокращенном варианте пособия дается список формул аспектной таблицы, но в полном электронном варианте даются сигнальные карточки в формате А-4 каждая, готовые для распечатки. Для удобства их можно заламинировать или наклеить на картон. Они позволяют работать с классом, тренировать зрительную память. Все учащиеся в 7 классе делают ЛОТО №3 (лото №1 – буквы, лото №2 – звуки) по формулам опорной таблицы: на белой стороне – только формулы, а с обратной, цветной стороны, подписи названия аспекта и времени, его контрольный русский перевод (Present Simple, кто-то делает). Лото помогает учащимся учить и проверять себя дома самостоятельно, затем они с удовольствием работают в паре на уроке, проверяя друг друга. Только лото позволяет понять, как качественно ты помнишь формулы. С помощью сигнальных карточек я провожу активный тренинг: глядя на сигнальную карточку с формулой, называем аспект и время и наоборот определяем формулу разных сказуемых, заменив смысловой глагол на форму V, делаем двусторонние переводы сказуемых. В 7 классе после освоения всех аспектов в активном залоге подводим итоги многолетней работы по освоению английских глаголов (1 важный этап – активный залог) на спаренном уроке – смотре знаний: «Its Majesty the English Verb». Мы демонстрируем знание общих сведений о глаголах, спряжение трех сильнейших и всех других глаголов в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах (см. приложение «Спряжение») по вертикалям, горизонталям в определенном лице и вразброс. Проводим конкурсы на знание правильных и неправильных глаголов(раздельно и смешанно в смысловых цепочках). Проверяем навыки употребления способов оформления речи: 1 – to be, 2 – there is/are, 3 – to have, 4 – can see Демонстрируем навыки понимания и практического применения аспектной таблицы, владения технологией постановки всех типов вопросов и ответов.
3. Правила и спутники аспектов ( индивидуальная о/т/). Разрезается и приклеивается для удобства в виде крыльев слева (правила) и справа (спутники) к аспектной таблице.
4, 4а. Спутники аспектов. В сокращенном варианте пособия предоставлен общий список спутников глаголов, которые можно распечатывать в увеличенном виде для карточки спутников, готовые для распечатки. Сигнальные карточки в формате А-4 разрезаются отдельно , также заламинированы и используются учителем для закрепления и контроля. В полном варианте пособия даны готовые сигнальные карточки в формате А-4.
5, 5а. Сказуемые в активном залоге .В сокращенном варианте пособия дан общий список сказуемых, но в полном электронном варианте имеются увеличенные ,готовые для распечатки карточки. Крупные сигнальные карточки использую для тренинга и контроля: глядя на них называем форму сказуемого, заменяя главный смысловой глагол на букву V ,переводим на русский язык, опираясь на контрольный русский перевод аспектной таблицы. Затем этот тренинг позволяет находить в тексте любое (полное) сказуемое, определять с помощью формул о/т его аспект , время и правильно переводить на русский язык. Хорошая зрительная память на формулы помогает и при русско-английском переводе.
6,6а. Сказуемые в пассивном залоге. Также дан общий список, но в полном варианте есть увеличенные варианты сигнальных карточек. Используем также, как в активном.
7. Виды вопросов. Схемы типов вопросов в цвете (для больших таблиц) и для учащихся.
На этой таблице заканчивается СОКРАЩЕННЫЙ вариант пособия. Причина: ограничение в размере работы. Далее хочу продолжить перечень всех таблиц пособия БЛОКА 1 и БЛОКА 2. В полном электронном варианте даны все таблицы, которыми я пользуюсь в работе. Считаю, что они все очень полезны в учебном процессе.
8. Личные местоимения и вопросительные слова. Сигнальные карточки (крупным шрифтом).
9. Вопросительные слова (для индивидуальной распечатки)
Блок 2. Таблицы для индивидуальной распечатки
1. Все о глаголе. Обобщаем в 7 классе. Общие сведения, три сильнейших глаголов, спряжение глаголов.
2. Выражения с глаголом to be. Модальные глаголы.
3. Формы правильных глаголов.
4. Неправильные глаголы. Группы по созвучию. Учим, сдаем зачеты. Всегда рассказываю об англ. детской сказке, где гувернантка советует маленькому принцу вместо игры со слугами пойти и повторить неправильные глаголы.
5. Цепочки правильных и неправильных глаголов близких по теме. 2стр.
6. Большой список неправильных глаголов. Требуется подпись сложной транскрипции.3стр.
7. Согласование времен.
8. Косвенная речь.
9. Пассивный залог.
10. Неличные формы глаголов.