Занятие по профессионально-трудовому обучению (профиль "швейное дело") в коррекционной школе VIII-го вида. 6-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель. Добиться усвоения знаний и умений по обработке нижнего среза фартука подкройной обтачкой.

Задачи.

  1. Ознакомить уч-ся с видами обработки нижней части фартука, учить обрабатывать нижнюю часть подкройной обтачкой.
  2. Развивать подвижность, увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий.
  3. Воспитывать профессионально-важные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие.
  4. Корригировать умение анализировать ход выполнения работы, работать по плану и сравнивать с образцом.

Наглядность и оборудование.

Крой фартука, предметно-технологическая карта “План работы по пошиву фартука с нагрудником”, предметно-операционная карта “Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой”, словарные слова, перфокарты для проверки знаний учащихся, индивидуальные перфокарты для очень слабых учащихся, кроссворд “Хлопчатобумажные ткани”, мультимедийный проектор, карточки для дидактической игры.

Тип занятия комбинированный.

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к занятию.
  2. Упражнения на восстановление дыхания, настрой на деловой лад.

II. Повторение.

Мы продолжаем работу по изготовлению наших изделий. Достаньте свои работы. Объявление цели этапа занятия: повторение пройденного материала.

Фронтальная беседа.

– Назовите полное название изделия, пошивом которого вы заняты.

– Каким требованиям должна отвечать ткань для фартука?

– Какие ткани лучше использовать для пошива фартука?

Кроссворд “Хлопчатобумажные ткани”, разгадывание названий х/б тканей. Впишите в пустые клетки названия известных вам хлопчатобумажных тканей. (Приложение 1)

Для построения чертежа необходимо снять мерки.

– Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука с нагрудником?

Работа с перфокартами. Написать обозначения мерок для фартука. (Для слабых учащихся, у которых слабая техника чтения, перфокарта дана с изображением.)

(Приложение 2)

Работа с мультимедийным проектором.

Покажите и назовите основные детали фартука с нагрудником.

Покажите и назовите все детали выкройки фартука с нагрудником.

Анализ двух разных образцов фартуков с нагрудником. Чем отличается этот фартук от того, что мы шьем? (Формой нагрудника и карманов, еще они обработаны подкройной обтачкой.) (Приложение 3, 4)

Задание. Распределите названия деталей фартука с нагрудником на парные и одинарные.

(На доске крепятся таблички “Детали парные” и “Детали одинарные”, девочки должны распределить детали по группам.)

Вопрос к учащимся.

Какие швы применяют при пошиве фартука?

Работа с мультимедийным проектором.

Назовите и покажите условные изображения этих швов.

Каким швом обработаны бретели и нагрудник? (Приложение 4)

Работа с перфокартам

Цель нашей с вами работы с перфокартами – это вспомнить и составить план работы по пошиву фартука с нагрудником на перфокарте. Для сильного и слабого уч-ся перфокарты даны в виде поэтапных рисунков, сильному – нужно написать этапы работы, а слабому уч-ся просто расставить номера этапов работы. (Приложение 5)

Сравнить результаты работы детей с помощью предметно-технологической карты. (Учитель крепит на демонстрационный щит этапы работы, а уч-ся сравнивают свои ответы.)

Выставление оценок за повторение, комментирование качества ответов учащихся и оценок.

III. Изучение нового материала.

1. Девочки! Какой этап работы нам необходимо выполнить?

Объявление темы и цели занятия.

Запись числа и темы занятия в тетради.

“Обработка нижнего среза фартука подкройной обтачкой”.

2. Объяснение нового материала и работа в тетрадях.

Нижнюю часть фартука можно обработать двумя разными способами. Первый – это швом вподгибку с закрытым срезом. Второй – подкройной обтачкой. Сколько способов существует, чтобы обработать нижнюю часть фартука? Назовите их. Правильно. Запишите в тетради следующее предложение: “Нижнюю часть фартука можно обработать подкройной обтачкой или швом вподгибку с закрытым срезом”.

3. Объяснение учителя с опорой на предметно – операционную карту “Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой”.

– подготовить обтачку к работе: сделать надсечки на внутренних углах обтачки на 5–7 мм, подогнуть срезы на изнаночную сторону на 5–7 мм, заметать по сгибу;
– наложить обтачку лицевой стороной на изнаночную сторону детали, уравнять срезы, приколоть и приметать;
– обтачать на расстоянии 5-7 мм от срезов по детали обтачки, поворачивая деталь в углах на игле;
– удалить нитки строчек временного назначения, срезать уголки, на 2 мм не дорезая до машинной строчки;
– вывернуть обтачку на лицевую сторону, выправить шов и углы, выметать кант из обтачки, равный 1-2 мм
– наметать подогнутый край обтачки на деталь
– настрочить обтачку по краю подгиба, удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить. (По ходу объяснения нового материала учитель поэтапно прикрепляет на демонстрационном щите элементы предметно – операционной карты).

4. Практический показ приемов работы учителем на образце.

Во время практического показа приемов работы самим учителем проговаривается необходимость о соблюдении правил ТБ, организации рабочего места и т.д.

5. Вводный инструктаж по началу работы: какая цель стоит перед вами на практической части занятия; с чего вы начнете работу; как необходимо подготовить обтачку к работе; какой следующий этап работы; где вы будете выметывать кант и т. д.

6. Инструктаж по ТБ. Учащиеся по одному вслух рассказывают правила ТБ.

7. Практическая работа. Целевые обходы учителя: при этом контролируется соблюдение правил ТБ, организации рабочего места, правильности выполнения операций, технических условий и правильных приемов работы. Проводится текущий инструктаж, кому это необходимо.

IV. Закрепление.

1. Работа с перфокартами. Прочитайте план работы по обработке нижней части фартука подкройной обтачкой. Пункты плана перепутаны. Наша с вами цель работы – это еще раз вспомнить план и проставить цифры в соответствии с правильным порядком работы. Перфокарты даны в двух вариантах: для сильных учащихся необходимо прочитать этапы работы и проставить цифры в соответствии с правильным порядком работы, а для слабых учащихся этапы работы даны в виде рисунков. (Приложение 6)

2. Кроссворд. Впишите в пустые клетки названия ручных и машинных работ, которые вы выполняли при обработке нижней части фартука подкройной обтачкой. (Кроссворд вычерчен на классной доске).

V. Итог занятия.

Анализ практических работ учащихся.

Проверка качества работы проводится с опорой на учебник “Швейное дело: учебник для 6 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – М.: Просвещение, 2006.”, страница 107. Сначала взаимопроверка (девочки делятся на пары), а затем комментирование и выставление оценок за работу учителем.

Дидактическая игра. Девочки делятся на две команды. Каждая получает задание: кто быстрее украсит рисунок подходящими пуговицами по размеру и цвету. (Приложение 7)