Пояснительная записка.
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на четыре года обучения.
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны воспитанников детского дома-школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В детский дом-школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Программа «Путешествие в мир русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
- формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
- развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Путешествие в мир русского языка» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
- Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
- Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
- Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
- Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
- Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
- Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Упражнения и задания, используемые в программе «Путешествие в мир русского языка», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).
Курс рассчитан на 135 занятий в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Для обучающихся 1-х классов продолжительность учебного года составляет 33 недели. Ступенчатый характер постепенного наращивания внеурочной деятельности согласно нормам СанПиНа: в сентябре – в декабре по 35 минут, в январе – в мае – по 45 минут.
Для обучающихся 2-4 классов продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет 34 недели, а занятий внеурочной деятельности – 45 минут.
Таблица 1
Объём и сроки изучения программы
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Продолжительность занятий |
1 | 1 | 33 | 35(45) мин |
2 | 1 | 34 | 45 мин |
3 | 1 | 34 | 45 мин |
4 | 1 | 34 | 45 мин |
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.
- Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.
- Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
- Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.
- Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
- Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.
- Воспитывать языковое чутье.
В структуре изучаемой программы в каждом классе выделяют следующие основные разделы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Разделы программы «Путешествие в мир русского языка» по классам
Класс | Название раздела |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Показателями эффективности занятий будут являться критерии:
- самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
- активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
- результаты выполнения итоговых форм контроля.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
- развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
- повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
- развитие личности первоклассников.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
- участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
- заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
- приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
- участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
- стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса» (см. Приложение 1), «Уровень развития познавательных процессов» (см. Приложение 2); в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса (см. Приложение 3);
- текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
- итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Этапы педагогического контроля
Класс | Название раздела | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
1 | «В мире звуков» | Различать звуки, давать им характеристику. | Игра-конкурс «Мир звуков» |
«В гостях у Слова» | Выделять многозначные слова, слова-сорняки в тексте, находить синонимы, антонимы, омонимы. Использовать в речи «вежливые» слова. | КВН «Да здравствует слово!» | |
«В царстве предложений» | Правильно конструировать предложения, употреблять их с нужной интонацией. | Практическая работа «Строим диалог» | |
2 | «Чистоговорки, скороговорки, тараторки» | Правильное произношение скороговорок, чистоговорок, четкое выговаривание звуков и звукосочетаний. Умение отличать выразительную речь от невыразительной. | Игротека «Мы говорим правильно» |
«К истокам слова» | Верное толкование и точное употребление слов в речи. Установление взаимосвязей. Составление предложений. | Презентация альбома | |
«Пословицы, поговорки, крылатые выражения» | Умение отличать пословицу от поговорки, находить в тексте крылатые выражения. Употреблять в речи пословицы и поговорки. | Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я» | |
3 | «Изучаем кроссворд» | Составление кроссворда с установленными правилами. | Презентация кроссвордов |
«Поговорим о загадках» | Составление загадок с учетом полученных знаний. | Презентация альбома загадок | |
«Шаги в науку» | Сообщение устное и письменное. Письмо и оформление доклада. | Занятие-отчет «Наши выступления» | |
4 | Встречи с фразеологизмами | Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности. | Презентация «Словаря фразеологизмов» |
Русский народ – носитель языка | Ориентирование в мире слов, их отличительные особенности. | Презентация «Справочника слов» | |
Юные исследователи | Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям. | Исследовательская конференция |
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Путешествие в мир русского языка». Результаты проверки фиксируются в оценочных листах учителя, в создании портфолио младших школьников.
Содержание программы 1-4 класса. Учебно-тематический план для 1-4 класса (Приложение 4).
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности (Приложение 5).
Словарь (Приложение 6).
Список литературы для учителя:
- Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
- Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
- Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
- Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
- Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
- Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
- Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
- Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
- Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
- Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
Список литературы для обучающихся:
- Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
- Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
- Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
- Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).
- Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
- Орфографический словарь.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
- Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
- Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123 с.
- Этимологический словарь.