Цели:
Образовательная
Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.
Развивающая
Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Развивать умение учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать.
Воспитательная
Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 1. Презентация
Слово учителя:
Посмотрите на карту: пред вами страна.
“Великая Лингва” зовется она.
Слово “Язык” мы в значенье найдем.
Кто же в стране этой, Лингве, живет?
Кто наш язык, нашу речь создает?
- Ребята, вам интересно узнать, кто живет в стране языка, нашей речи?
Ответ ученика: Да, интересно.
Учитель: Жителями страны Великая Лингва являются звуки, слова, словосочетания и предложения. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этой стране. Помощником вашим буду я.
Учитель: Первая остановка в крае Поэзии.
II. Вы уже знаете, что слова употребляются в прямом и переносном значении, обратите внимание на экран и давайте вместе прочтем стихотворение В. Орлова, а вы мне скажете, где слова “ни пуха ни пера” употребляются в прямом, а где — в переносном значении?
Слайд 2
Рано утром
Мама Квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
- Не дерись,
- Не дразнись,
- Не петушись.
Поспеши -
Уже пора -
Ну, ни пуха ни пера!
Через час еле живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?
Ответ ученика: Когда на нем нет ни пуха, ни пера - в прямом значении.
Учитель: А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении?
Ответ ученика: Эти слова можно заменить словом “Удачи”.
Учитель: Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера - это пожелание удачи?
Ответ ученика: Да, можем.
Учитель: А может быть такое пожелание “Ни пера”?
Ответ ученика: Нет, так не говорят.
Учитель: Значит, из сочетания ни пуха ни пера нельзя убрать слова, не изменив значения всего сочетания. Такие сочетания называются устойчивыми. И их, как мы выяснили, можно заменить синонимами.
III.
Учитель: А теперь из края Поэзии мы переезжаем в город Фразеологию.
Учитель демонстрирует ученикам две картинки, на которых проиллюстрированы фразеологизмы.
Слайд №3
Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит вешать лапшу на уши?
Ответ ученика: Это значит врать, обманывать.
Учитель: Правильно.
Учитель обращает внимание детей на слайд №4.
Слайд №4
Учитель: А что значит мастер на все руки?
Ответ ученика: Это фраза значит — умелый.
Учитель: Ребята, такие фразы, как “Вешать лапшу на уши” и “Мастер на все руки” называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами. Фразеологизмы и есть тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и вид нашей работы: “Классная работа”. Тему урока:
“Фразеологизмы”
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, так как в составе фразеологизма нельзя заменить ни одно слово. Фразеологизм можно заменить синонимом. А что такое синоним?
Ответ ученика: Синоним — это близкое по лексическому значению слово или выражение.
Учитель: Верно.
IV.
Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Обратите внимание на экран.
Слайд №5
Душа в пятки...
Хоть шаром...
Как сыр в масле...
Закадычный...
Заклятый...
Учащиеся дополняют фразеологизмы.
Учитель: Отлично, ребята, путь на гору Словосочетаний открыт!
V.
Учитель: После трудного восхождения приятно охладиться. Вот перед нами озеро Правил. Давайте посмотрим, о чем нам расскажут авторы учебника.
Ученик читает правила.
Учитель: Выберите из учебника определение фразеологизма и ответьте на вопрос: “Что является фразеологизмом?”
Ответ ученика: Фразеологизм — это устойчивое сочетание.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них?
Ответ ученика: Фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более образной.
Учитель: Значит, фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более эмоционально-окрашенной. Сравните:
- Сережа на уроке работал плохо.
- Серёжа на уроке работал спустя рукава.
VI.
Учитель: Из озера Правил мы попадаем в реку Синонимов. Ребята, подберите синоним к фразеологизму за тридевять земель.
Ответ ученика: Синонимом к фразеологизму за тридевять земель является слово “далеко”.
VII.
Учитель: Из реки синонимов мы взбираемся на Синтаксическую равнину. Записываем предложение и разбираем его по членам предложения:
Кощей унес царевну за тридевять земель.
Один ученик у доски подчеркивает слова как члены предложения.
Учитель: Не забудьте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения. Чем же является за тридевять земель?
Ответ ученика: Обстоятельством места.
VIII.
Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: сделать рисунок к понравившемуся фразеологическому обороту.
IX.
Учитель: Ребята, а теперь мы запишем отгадки к картинкам.
X. Итог урока.
Учитель: Мы подобрали синонимы к картинкам, а теперь еще раз вспомним, что такое фразеологизм.
Ответ ученика: Фразеологизм — это устойчивое сочетание, которое можно заменить синонимом.