Логоритмическое занятие "Животные жарких стран"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Развитие речи, музыкальных способностей и коммуникативных навыков у детей.

Задачи:

образовательные:

  • формировать умение координировать пение, речь и движение;
  • научить детей  выражать свои чувства и распознавать чувства других  через мимику, жесты, движения;

развивающие:

  • учить детей передавать в движении характер песни и музыки, развивать умение обыгрывать содержание песни;
  • развивать чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • формировать речевое и неречевое дыхание;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать слухоречевую и двигательную память;
  • развивать воображение;
  • развивать коммуникативные навыки, инициативность поведения, быстроту реакции;
  • закреплять представление о животных жарких стран;

воспитательные:

  • воспитание любви к природе;
  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к  животным;
  • воспитание личностных качеств, чувства коллективизма.

Оборудование. Музыкальные инструменты, музыкальные фонограммы, зеркала, проектор.

Презентация

Приложение (ноты)

Разделы занятия Ход занятия
1. Организационный момент.

Коммуникативная игра:

“Здоровалка” -

“Ты шагай”.

Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.

(Трек 1)

Педагог: “Давайте поздороваемся друг с другом”.

Дети врассыпную ходят по залу, поют:

(Трек 13)

“Ты шагай, ты шагай,
Своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай,
Себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой,
Плечиком и локотком,
И конечно язычком.
- Здравствуйте!
Ты шагай, ты шагай,
Своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай,
Себе пару выбирай.
Поздоровайся головкой,
Как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком,
И конечно язычком.
- Добрый день!

Дыхательно-артикуляционный тренинг “Гудок”. Педагог: (слайд 2) Наконец-то наступила весна, и мы ждем, не дождемся лета. А ведь есть страны, где все время лето, где солнце ярко светит круглый год. Вам бы хотелось там побывать? Я предлагаю отправиться в жаркие страны.

Поедем все, друзья, на юг,
И встретим море голубое.
Оно теперь — наш старый друг,
И нас нельзя разлить водою.
Поплывем по морю-океану на белом корабле. (Слайд 3)
Он уже гудок нам подает.

(Трек 2)

Дети подражают гудку парохода: “У-у!”

3. Эмоционально-волевой тренинг “Плывем по волнам” (Слайд 4)

Звучит фонограмма “Шум моря”. (Трек 3)

Педагог: Море шумит, корабль нас ждет!

Давайте сядем по удобней. Дует легкий ветерок, светит солнышко, корабль легко скользит по волнам. Вот ветер подул сильней, стало холодно.

(Трек 4)

Снова выглянуло солнце, погода замечательная.

(Трек 3)

- Ребята, посмотрите

Вдалеке видна земля!

(Смотрим в бинокль)

(Слайд 5)

(Дети садятся на ковер по-турецки. Музыка звучит тихо дети тихонько раскачиваются, музыка звучит громко дети раскачиваются сильнее, прикладывают руки к глазам, “смотрят вдаль”.)

5. Речевая игра “У моря” Педагог: Вот мы и приплыли к острову. Выходите на берег. Посмотрите, куда мы попали!

(Слайд 6)

Будем мы с вами загорать у моря и играть с песком.
К берегу бежит волна

Дети делают волнообразное движение рукой

Вслед за ней еще одна

То же другой рукой.

Эта — выше,

Поднимают руки.

Эта — ниже,

Опускают руки науровень груди

Эта — вовсе не видна

Касаются ладонями пола.

А на берегу морском
Будем мы играть с песком.

“Пересыпают” невидимый песок из одной руки в другую, постепенноподнимая руки.

Будет башня из песка,

Поочередно ставят один кулак на другой,

Как до неба, высока

Встают на носки и поднимают руки.

6. Пальчиковая гимнастика.

“Краб”

Железновы.

Педагог: Вы видите, какие здесь, на острове пальмы. Под пальмой кто-то спрятался. Давайте присядем и посмотрим кто прячется в песке. (Слайд 6, по щелчку появляется краб)

(Трек 5+, 6-)

Педагог и дети поют вместе:

Кисти рук прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает. (Слайд 7)

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Дети "машут" ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне. (Слайд 8)

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.

А под пальмой…

7. Упражнение на мелкую моторику и развитие речевого аппарата “Полосатые лошадки”:

сл. С.Маршака,

муз.М.Гоголевой

Педагог: На этом острове живут разные животные. Кого же мы здесь встретим? Отгадайте загадку.

По лужайке целый час,
Бегает игриво.
Полосатенький матрас,
Схвостиком и гривой.

(Слайд 9)

А вот и зебра (показывает игрушку)
Ну и цаца -
Полосатеематраца.

Зебры очень веселые, игривые лошадки. Мы знаем о них песню. (Ноты)

8. Игрогимнастика

“Львы” (К.Сен-Санс “Карнавал животных”)

“Антилопы”(К.Сен-Санс “Карнавал животных”)

Педагог: Кого мы дальше встретим, нам подскажет музыка. (Трек 7)

Дети слушают музыку, называют персонаж, музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности (мелодия размеренная, торжественная, важная.

(Слайд 10, 11)

Педагог:

Львы важно шагают на карнавал (дети изображают).

Педагог:

Отгадайте следующих гостей карнавала. (Трек 8)

Дети слушают музыку, называют персонаж музыкального произведения и средства музыкальной выразительности (музыка легкая, быстрая, стремительная, грациозная.)

(Слайд 12, 13)

Педагог:

Это на карнавал примчались легконогие антилопы. Они, словно порывы ветра, то взмывают вверх, то стремглав бросаются вниз, чтобы в следующий момент опять рвануться ввысь.

(Дети изображают).

9. Вокальное музицирование “Игра”:

муз. О. Насонова,

сл. Н. Гридчиной

Педагог: Вам нравится наше путешествие? Чтобы было веселей, давайте споем попевку. Сначала мы вспомним, как мы показываем гласные звуки руками.

(Дети пропевают гласные звуки с жестами).

(“Фонопедическая ритмика”

А – (слайд 14)

О – (слайд 15)

У – (слайд16)

И - (слайд 17)

Дети исполняют песню с движениями. (Трек 9) (Слайд 18, пиктограммы меняются по щелчку)

Ас – ас – ас – ас.
Ах, как весело у нас.
Ус – ус – ус – ус,
Выбирай игру на вкус.
Ос – ос – ос – ос,
Мчится быстрый паровоз.
Ис – ис – ис – ис,
А теперь споем на бис!
Ас –ас – ас – ас.
Ах, как весело у нас.
Ус – ус – ус – ус,
Выбирай игру на вкус.
Ос – ос – ос – ос,
Мчится быстрый паровоз.
Ис – ис – ис – ис,
Вот и спели мы на бис!

10. Инструментальное музицирование “Начинаем перепляс”:

сл.П.Синявского,

муз.С.Соснина

Педагог: Хорошо вы пели, а теперь мы продолжаем путешествовать по острову (слайд 19). Мы станеммузыкантами и весело сыграем на музыкальных инструментах для всех зверей.

(Ноты)

(Слайд 20)

11. Игровой массаж “Черепаха” Педагог: Кто же еще встретится нам на острове?

Кто ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят …….

Педагог:

(Слайд 21)

Черепаха отправилась купаться.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!

Пощипывают поочередно руки от кисти к плечу

Черепаха – дом ходячий!

Поглаживают руки

Голову под панцирь прячет

Поднимают руки над головой

Крепкий панцирь у неё

Стучат кулачками над головой

И защита и жилье!

Сцепляют руки над головой в замок

12. Дыхательно-артикуляционный тренинг. Педагог: У кого большой животик?

Это толстый … (Бегемотик)

(Слайд 22)

Давайте, как бегемотики, потрогаем свои животики.

Дети садятся на ковер, ладони кладут на область диафрагмы.

Педагог. Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох)

Дети ложатся на ковер, ладони остаются в том же положении.

Педагог.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох)

13. Вокальное музицирование

“Песенка пробегемотика”:
сл. и муз.Н.Глазковой.

Педагог: А еще, веселый бегемотик, очень любит песни петь.

Дети исполняют песню с движениями.

(Трек 11, ноты)

14. Гимнастика для глаз “Паучок” Педагог: Отгадайте мою следующую загадку.

Много ног и много рук.
Кружева плетет... (Паук).

(Слайд 23)

В жарких странах водятся громадные пауки.

Давайте проследим глазами за пауком, как он ползёт по своей паутине.

(Дети фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова) (Слайд 23, по щелчку дети следят за движением)

Пау-пау-паучок,
Паутиновый жучок.
Он на веточке сидел
Да на солнышко глядел
Паутинку натянул,
Покачался и уснул.
Здравствуй, здравствуй солнышко,
Солнышко-веселнышко!

15. Игроритмика “Мартышки” Педагог: В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них… (Обезьяны)

(Слайд24)

А еще обезьяны любят шалить и корчить рожицы.
Дети исполняют песню с движениями.

(Трек 10+, 21 -, ноты)

Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики - вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!

Педагог:

Как скажу я слово “три!”,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три!
Движения выполняются в соответствии с текстом.

16. Подвижная игра “Обезьянки и тигр” Педагог:

Вот из джунглей на полянку
Где резвятся обезьянки
Вышел тигр погулять,

(Слайд 25)

С обезьянками играть,
Обезьянок догонять.

(Ноты)

17. Артикуляционная гимнастика Педагог: (Слайд 26)

Мы по острову гуляем,
Разных мы зверей встречаем.
В этом мире каждый важен
Мы вам всех зверей покажем.
Вот зевает бегемот, “домик открывается”
Широко раскрыв свой рот.

(Слайд 27)

Жираф вытянул вверх шею “язык здоровается с верхней губой”.

(Слайд 28)

Очень он гордится ею.
Хобот вытянул слоненок – “хоботок”
Он совсем еще ребенок.

(Слайд 29)

А в траве грустит лягушка: “лягушка”
Промочила в луже брюшко.

(Слайд 30)

Дразнит с ветки обезьянка – “обезьянка”
Вот какая хулиганка.

(Слайд 31)

Завалившись на бочок, “покусаем язык”
Тигр кусает язычок.

(Слайд 32)

А у змейки язычок “змейка”
Тонкий, узкий, как смычок.

(Слайд 33)

Хорошо мы поиграли
Всех зверей мы показали.

18. Игротанец “Не зевай” Педагог:

А теперь все в круг вставайте,
Веселый танец начинайте.

(Трек 12)

(Слайд 34)

19. Организация окончания занятия. Педагог: Хорошо здесь тепло и весело, но пора нам возвращаться в детский сад. Наш корабль нас ждет, гудок подает, на борт нас всех зовет.

(Слайд 35)

(Звучит театральный шум “гудок парохода”.

Дети садятся на ковер по- турецки. Музыка звучит тихо (Слайд 25)

дети тихонько раскачиваются.)

20.Подведение итогов Педагог: (слайд 37) Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, каких животных мы встретили? Что вам больше всего запомнилось? Что вам больше всего понравилось?

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка, спрашивает, что больше всего понравилось, запомнилось, почему? Дети дают развернутые ответы.

Педагог: Ребята, посмотрите, что нам в корабль спрятали обезьянки. (Раздает детям бананы).

Приложения к уроку, не опубликованные в данной статье имеют большой объем. (Находятся у автора статьи)