Цель: познакомить с записью и названием круглых чисел, с их графическими моделями; научить сравнивать их, складывать и вычитать, отрабатывать счет в пределах 10; развивать речь, мышление, память, внимание.
Оборудование: магнитная числовая линейка, карточки на магнитной основе, счетный материал, карточки с названием круглых чисел.
Ход урока
Огранизационный момент
Математический диктант.
Ответы учащиеся дают с помощью цифрового веера, одновременно результаты фиксируются на доске.
Учитель: Укажите последующее число для числа 7.
- Укажите предыдущее число для числа 10.
- На сколько 5 меньше 8?
- Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Чему равна разность?
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, чему равна сумма?
-Уменьшите 9 на 8.
- Увеличьте 3 на 4.
- Задумали число. Из этого числа вычли 3 и получили 1. Какое число задумали?
- На сколько 10 больше 8?
Работа по теме урока.
Знакомство с круглыми числами.
На доске запись:
2д+4д= 8д-5д= 3д+7д=
Учитель: Найдите значения данный выражений. (Ученики на доске записывают значения данных выражений)
- Что мы складывали и вычитали?
Ученики: Десятки.
Учитель: Скажите, только такая существует запись обозначения десятков?
Ученики: Нет, существует другая запись обозначения десятков.
Учитель: Кто уже знает, как можно записать десятки? (Ученики по желанию на доске записывают свои примеры).
Учитель: Сегодня на уроке мы научимся записывать числа, выраженные в десятках. Для этого мы воспользуемся магнитной числовой линейкой и карточками, на которых указаны числа (круглые числа от 10 до 90).
Учитель: Посмотрите, какое число находится в начале числовой линейки?
Ученики: Ноль.
Учитель: Что вы еще можете сказать о числовой линейке?
Учитель: Числовая линейка поделена синими чёрточками на равные отрезки. В каждом отрезке содержится по десять кружков или по одному десятку.
Учитель: Как иначе можно назвать один десяток?
Учитель: Определите место числа десять на данной линейке. (Ученик берет магнитную карточку с изображением числа 10 и фиксирует ее место). Одновременно на доске учитель прикрепляет карточку с названием числа десять.
Учитель: Сколько всего десятков будет находиться в первом и во втором отрезке?
Ученики: Два десятка.
Учитель: Кто знает, как иначе можно назвать это число?
Ученики: Двадцать.
Учитель: Найдите место на числовой линейке, которое соответствует числу 20. (Ученик берет магнитную карточку с изображением числа 20 и определяет ее место)
Одновременно на доске учитель прикрепляет карточку с названием числа двадцать. Аналогично учитель организует работу с круглыми числами: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, т.е. на числовой линейке ученики находят определенное место круглых чисел, а на доске соответственно появляются названия данных чисел. Ученики четко проговаривают названия новых чисел.
Работа с учебником
Выполнить задание №1 на странице 48. Данная работа проводится с комментированием под руководством учителя.
Учитель: Для выполнения данного задания надо вспомнить, как графически обозначается десяток?
Ученики: Одним треугольником.
Учитель: В данном задании надо заполнить таблицу по образцу.
Ученики записывают круглые числа, которые соответствуют количеству треугольников, т.е. десятков.
Учитель: Почему эти числа называют круглыми? (Ученики высказывают свои предположения под руководством учителя и приходят к определенному вывыду)
Для обозначения числа, выражающего целое число десятков достаточно к числу десятков приписать 0. Поскольку ноль- круглый, то и числа, оканчивающиеся нулем стали называться круглыми.
Действия с круглыми числами
Задание №4 на странице 49.
Учитель: По рисунку объясните, как можно выполнять действия с круглыми числами. (Точно также как и действия с однозначными числами, выражающими число десятков, но на конце приписывается ноль).
Первую половину задания ученики выполняют коллективно: у доски с комментированием, вторую половину задания выполняют самостоятельно. После выполнения данного задания ученики осуществляют проверку тетрадей.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы сложить или вычесть круглые числа? (Чтобы сложить или вычесть круглые числа, можно сложить или вычесть десятки и приписать справа ноль).
Закрепление изученного
Задание №2 на странице 48. Ученики должны заполнить таблицу - обозначить десятки. Работа проводится в парах. В результате должна получится таблица <Приложение 1>.
Проверка задания.
Решение примеров на странице 49, задание №6. Работа выполняется с комментированием, с четким проговариванием названия круглых чисел:
20+50=70 | 70-10=60 | 10+60=70 |
50+10=60 | 80-40=40 | 50-20=30 |
70+20=90 | 90-30=60 | 90-90=0 |
Физкультминутка
Учитель: не мешало бы и отдохнуть. Вспомните физкультминутку, в которой есть слово десять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз!
Повторение пройденного
Задача №5 на странице 49 учебника [1]:
Учитель читает условие задачи: В спортивных соревнованиях участвовали 40 мальчиков и 30 девочек. Сколько всего детей участвовали в соревнованиях.
Учитель: Прочитайте условие задачи, условие задачи. Каким действием будем решать задачу и почему?
Ученики: Сложение, потому что надо найти целое.
Учитель: Как запишем решение задачи? Ответ?
Ученики: 40+30=70 (д.) Ответ: 70 детей. (Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради.)
Учитель: Какой другой вопрос можно поставить к данному условию? (На сколько больше мальчиков? На сколько меньше девочек?)
Пальчиковая гимнастика. (Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно).
Пальчики в гости приходили.
Тук-тук-тук стучались в дверь.
Только двери не открыли-
Думали, что страшный зверь.
Итог урока
Учитель: Что нового узнали на уроке? Кто понял, как надо выполнять действия с круглыми числами?
Ученики: Познакомились с записью и названием круглых чисел. Научились их складывать и вычитать.
Домашнее задание
Выучить названия и запись круглых чисел.
Литература:
Учебник Л.Г. Петерсон “Математика” для 1 класса в 4 частях. М.: “Ювента”, 2011.