Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока.
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
Прозвенел и смолк звонок, (Слайд 1. Презентация)
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
Девизом нашей работы будут следующие слова. (Слайд 3)
Начнём урок с загадки. (Слайд 4)
Где можно найти, что обозначает слово дорога? (В толковом словаре)
Узнаем, как в словаре даётся объяснение этого слова. (Слайд 5, 6)
Какими близкими по значению словами можно заменить слово?
Как называются эти слова? (Синонимы - путь, тропинка). (Слайд 7)
2. Объявление темы и цели урока.
А мы идём с вами по дороге знаний.
- Прочитайте предложение, назовите пропущенные орфограммы и объясните их правописание. (Слайд 8)
- Назовите вопросы к словам.
- К каким словам нельзя поставить вопросы?
- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге". (Слайд 9)
3. Работа над новым материалом. Определите местоположение зверей, (Слайд 10)
- Где сидит белка?
- Где спрятался заяц?
- Около чего лежит лиса?
- Перед чем идёт медведь?
- Какие слова помогли узнать местоположение зверей?
Это предлоги, (Слайд 11, 12)
Чистописание. (Слайд 13)
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- А если бы не было предлогов, то мы бы понять смысл предложения? Запишите любое предложение, подчеркните предлог. (Слайд 14)
Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. (Слайд 15)
- А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
Составление предложений с предлогами. (Слайды 15-19)
Вывод. (Слайд 20)
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
Ещё об одной особенности предлогов мне скажите, выполнив задание.
*Физминутка (Слайд 21)
Нахождение предлогов. (Слайд 22)
- Прочитайте предложения. Может быть, кто-то догадался, почему одинаковые по звучанию слоги пишутся по-разному?
- А хотите узнать?
Ответьте на вопросы.
- Перед какими частями речи стоят предлоги?
- Перед какой частью речи предлогов нет?
- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
Почему предлоги пишутся раздельно? (Слайд 23, 24)
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Запишите одно предложение, подчеркните предлог.
Вывод. (Слайд 25)
4. Закрепление изученного.
Отработка навыка употребления предлога в речи. Найдите предлоги. (Слайд 26)
Предлоги вы знаете, значит можете самостоятельно выполнять задания. Проверка. Молодцы (Слайд 27) Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи. Списать текст, раскрывая скобки.
- Почему написали раздельно? (Между предлогом и словом можно вставить подходящие по смыслу слова). (Слайд 28)
Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.
Самостоятельная работа и взаимопроверка. Тест-опрос. (Слайд 29)
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
Как пишутся слова: (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно. Б. Слитно.
Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. По танцевал Б. За школой В. На писать
В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Взаимопроверка. (Слайд 30). 1-2 ошибка - “4”, 3 ошибки - “3”.
Рефлексия. (Слайд 31)
5. Итог урока. (Слайд 32)
6. Домашнее задание. (Слайд 33)
Написать рассказ о животных, используя предлоги.