Цель: повторить основные положения МКТ, дать представление о процессах плавления и кристаллизации, продолжить формирование представлений о строении вещества.
Тип урока: изучение нового материала; первичное закрепление знаний.
Методы проведения: репродуктивный, частично-поисковый, индивидуальная работа.
Личностные результаты:
1) сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы; интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к объектам природы.
Метапредметные результаты:
1) давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять;
2) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1) выделение существенных признаков физических процессов;
2) сравнение физических процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
3) овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов;
4) знание и соблюдение правил работы в кабинете физики;
5) соблюдение правил работы на компьютере.
Междисциплинарные связи: математика.
Внутридисциплинарные связи: первоначальные сведения о строении вещества, механика, тепловые явления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, компьютеры обучающихся с выходом в сеть Интернет, бланк опорного конспекта для каждого обучающегося <Приложение 1>
Демонстрации: плавление льда, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
приветствие;
подготовка аудитории к работе;
наличие обучающихся.
2. Повторение и активизация знаний учащихся
На этом этапе используется самостоятельная работа обучающихся с электронными образовательными ресурсами с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включение обучающихся в активную работу. Для повторения используются интерактивные тесты с возможностью автоматизированной проверки.
1. Строение вещества. Тест включает 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки.
<http://www.fcior.edu.ru/card/2379/stroenie-veshestva-atomy-i-moliekuiy.html>
2. Внутренняя энергия. Тест включает 8 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки. <http://www.fcior.edu.ru/card/12088/vnutrennyaya- energiya-i-teploperedacha.html>
3. Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы, цели и плана занятия
<Презентация. Слайд 1>
Сегодня на уроке мы рассмотрим и объясним различные агрегатные состояния вещества, условия протекания процессов плавления и кристаллизации вещества и связанные с ними явления.
Заполняется опорный конспект.
4. Изложение нового материала
Беседа по вопросам начинается с простейшей демонстрации: из термоса извлекается лёд и помещается в стеклянный сосуд с ледяной водой.
Учитель: Лед – это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Различные агрегатные состояния существуют практически у любого вещества.
<Презентация. Слайд 1. Переход по ссылке Агрегатные состояния вещества>
Учитель: А теперь внимание, вопрос:
1. Чем можно объяснить различные состояния вещества? Почему при различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние? (Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?)
Заслушиваются ответы обучающихся.
Учитель: Давайте рассмотрим особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях.
<Презентация. Слайд 1. Переход по ссылкам Газ, Жидкость, Твердое тело>
Делаются выводы: В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно. Различны и их кинетические и потенциальные энергии.
Заполняется опорный конспект.
Учитель: При определённых условиях вещества могут переходить из одного состояния в другое. Такие переходы называют фазовыми. Всего же в природе различают шесть процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества.
<Презентация Слайд 1 Переход по ссылке Фазовые переходы>
Заполняется опорный конспект.
Учитель: Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое играют важную роль в природе и в технике. Так, например, превратив воду в пар, мы можем использовать его затем в паровых турбинах на электростанциях. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность, изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь.
Для понимания этих процессов надо знать, что происходит с веществом при изменении его агрегатного состояния.
Рассмотрим процессы плавления и кристаллизации на примере льда.
Записываем определения плавления и отвердевания в опорный конспект.
Плавление – это процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.
Кристаллизация (отвердевание) – процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое. (Процесс обратный плавлению)
Эксперимент: плавление льда, наблюдение за изменениями температуры льда (воды).
В пробирку помещаем лед. В течение нескольких минут мы будем наблюдать, какие изменения будут с ней происходить, как будет изменяться её температура с течением времени. Затем постараемся сделать выводы по проведённому эксперименту. Консультант (один из учащихся) нам будет периодически сообщать время эксперимента, а мы будем фиксировать изменения температуры и состояния вещества.
Обсуждение результатов эксперимента: обучающиеся рассказывают о процессе плавления льда, о том, что при непосредственном плавлении температура не изменялась, изменение стало происходить только в момент, когда весь лёд превратился в воду.
Учитель: Рассмотрим, что происходит на каждом из этапов превращения льда <Презентация Слайд 1. Переход по ссылке Фазовые переходы.
Переход по ссылке График плавления.
Переход по ссылкам АВ, ВС (дополнительный переход по ссылке Механизм процесса. Просмотр фрагмента Плавление), СD, DE (дополнительный переход по ссылке Механизм процесса. Просмотр фрагмента Кристаллизация), EF, FK>
Выводы: Расплавить можно различные вещества, но при этом у каждого вещества есть температура, при которой это вещество уже не может находиться в твёрдом состоянии. Температура при которой вещество плавится или отвердевает называется температурой плавления кристаллического вещества.
Учитель: С точки зрения внутренней энергии об этом процессе можно сказать следующее. Что когда мы с вами занимаемся процессом плавления, то все подводимое тепло к данному телу идет на то, чтобы разрушать кристаллическую решетку тела, т.е. разрушать связи между атомами и молекулами вещества. Молекулы начинают быстрее двигаться, связи эти нарушаются, и этот процесс мы с вами рассматриваем как плавление. В результате температура тела не меняется, а вот структура тела изменяется. Изменяется его состав. Молекулы переходят в совсем иной вид своего расположения. При кристаллизации скорость молекул уменьшается и происходит обратный процесс.
При плавлении и кристаллизации температура вещества не изменяется.
Заполняется опорный конспект.
Учитель: Рассмотрим таблицу температур плавления и отвердевания некоторых веществ (учебник, стр. 32, таблица 3).
Металлы, плавящиеся при температуре выше 1650°С, называются тугоплавкими (титан, хром, вольфрам). Тугоплавкие металлы используют в качестве жаропрочных материалов в самолётостроении, ракетной и космической технике, атомной энергетике. В термометрах используют спирт и ртуть. Например, температура плавления спирта – (-114°С), т.е. он остаётся жидким при очень низких температурах. А так как принцип работы термометров основан на свойстве жидкостей расширяться при повышении температуры, то спиртовые термометры можно использовать для измерения температур ниже – 39°С (температура отвердевания ртути).
5. Закрепление изученного материала
Для закрепления и контроля используются интерактивные тесты с возможностью автоматизированной проверки.
<http://www.fcior.edu.ru/card/19844/stroenie-veshestva.html>
6. Сообщение домашнего задания: § 12–14, упражнение 7 (1-4)
Для желающих учеников:
<http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5275-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/>
7. Подведение итогов урока
Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время занятий.
Учитель: О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие новые понятия изучены?
Достигли ли мы цели урока?
Заслушиваются ответы обучающихся.
Список литературы:
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006.-368 с. -/ в помощь школьному учителю.
- Максимов Л.К., Максимова Л.В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009./ учебник для общеобразовательных учреждений.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.
Ресурсы Интернет:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Интернет порталы:
- http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс.