Объект исследования: СНЕГ.
Цель работы: узнать, что такое снег, снежинка.
Задачи исследования:
- узнать, что такое снежинка и как она образуется;
- рассмотреть формы снежинок;
- определить его цвет;
- узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом;
- почему скрипит снег;
- изучить свойства снега.
Методы исследования:
- изучение литературы по данной теме;
- прямые и косвенные наблюдения;
- проведение опытов;
- анализ полученных результатов путём сравнения;
- использование интернет ресурсов;
- применение жизненного опыта.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Отгадайте загадку:
На всех садится,
Никого не боится (Снежинка.)
– Почему снег именно белого цвета, а не какого-то другого? Почему он приходит именно зимой? Почему все снежинки такие маленькие и разные? Эти и многие другие вопросы дети каждый день задают своим родителям. Нам тоже стало интересно узнать ответы на все эти вопросы.Как часто среди обычной суеты мы не замечаем прекрасного, не удивляемся маленьким чудесам, которые находятся совсем рядом. Стоит только протянуть руку.
II. Ход урока
Учитель: Давайте совершим сегодня необычное путешествие и прикоснёмся к тайнам природы.
Чтение стихотворений наизусть о снеге, снежинке. (Приложение 1)
Ответы детей.
– Что такое снежинка?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось, немало потрудится, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых. Снежинка – это ледяной кристалл с шестигранной симметрией. Снег – это осадки в виде ледяных кристаллов.
– Как образуются снежинки?
У матушки тучи, за белой горою,
Родилась снежинка холодной порою
Студёная буря дочурку качала,
В туманы ночные её пеленала.А выросла дочка и просит у тучки:
– Ах, мама! Покину я горные кручи!
Ах, матушка туча, я вниз полечу,
Я землю потрогать ладошкой хочу.
При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или крохотными частицами растений. Эта группа становится большой, тяжёлой и падает на землю. Мы называем её «снежинкой». Вовремя очень сильных морозов (–30о) ледяные кристаллы выпадают в виде «алмазной пыли».
– Почему у снежинок всегда шесть лучей?
Снежинки – картинки!
Взгляни поскорей
У каждой по шесть
Серебристых лучей.
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный лучик.
Потому что ядром снежинки является идеально симметричная, шестигранная молекула воды. От граней этой молекулы и начинают отрастать лучи будущей снежинки.
– Какого цвета снег?
Образующий снежинку лёд прозрачен, но когда их много, солнечный свет, отражаясь и рассеиваясь на многочисленных гранях, создаёт у нас видимость белой непрозрачной массы, которую мы называем снегом.
На дворах и домах
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Действительно, падают на снег лучи солнца – и он как золотой. В холодный зимний день, когда солнце запуталось в тучах, снег кажется сине-фиолетовым (серым), колючим, злым. А если выйдешь в солнечную погоду, снег слепит глаза, переливается всеми цветами радуги. Что за диво? То ли цветы, то ли огни, то ли звёзды так щедро волшебник рассыпал? Подхватишь горсть снега, бросишь к солнцу – долго стоит в воздухе лёгкая, алмазная пыль. Днём светит солнце, радостным цветом переливается весь снег. А на ели снег – будто искры. Когда улицы освещаются фонарями дневного света, снег становится голубым. Вечером, когда зажигаются огни, снег серебристый, а утром он светло-голубоватого цвета. Снег цвета разного: и серебристый, и голубой, и золотистый, и белый- белый. Цвет снега зависит от освещения, погоды, времени суток, ближнего окружения.
Свойства снега
Снежинки прозрачные, но когда их много, то отражающийся от них свет делает их белыми, непрозрачными. Он холодный, искрящийся. Бывает рыхлым, плотным, рассыпчатым, влажным (говорят, что у эскимосов 200 слов обозначающих свойства снега). В холодную морозную погоду снег рассыпается, он сухой, не липкий. А в тёплую погоду снег мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Он падает хлопьями, его можно скатать в комочки. Когда он только выпал, то пушистый. А когда долгое время лежит, на него светит солнце и дует холодный ветер, то снег твердеет. На его поверхности появляется наст, который может выдержать взрослого человека. Если его нагреть, то он растает и превращается в воду, легче воды.
Разнообразие снежинок
А снежинки кружатся –
Всё им нипочём!
В лёгких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Красивые, будто кружевные, с тонкими лучами и
лепестками, как у цветов, они все разные, и ни одна
не повторяется. Разглядеть красоту каждой
снежинки в отдельности можно только в тихий
снегопад, когда эти узорные звездочки не
подгоняет и не крутит ветер. Во время ветра
снежинки ломаются и превращаются в снежную пыль,
тогда их трудно разглядеть. Иногда снежинки
слипаются в воздухе и хлопьями падают на землю.
В ветреную погоду, когда ветер поднимает с земли
лёгкие и пушистые снежинки и несёт их, метёт, как
метлой. Поэтому ветер со снегом назвали метелью.
Бывает, что метель называют вьюгой.
Действительно, прислушайся к вою ветра, услышишь
«Вьююууу.. Я вьюууга…» Сильную метель называют:
снежная буря, пурга. Метель при ярком солнышке,
когда ветер не поднимает снег вверх, а несёт его
по низу, называют – позёмка. Особенно сердиты
вьюги в конце зимы – в феврале.
– Можно ли иней и изморозь считать снегом?
Иней – это пар, который замёрз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве – называется изморозь. Получается, что снег и иней – одно и то же. Только есть разница в том, что снежинки – это пар, который замёрз в облаках, а иней – это пар, который замёрз на стекле, ветках и других предметах.
– Может ли снег «петь»?
Снег скрипит под ногами
Не скрипит, а поёт.
Весь истоптан следами
Весь изрезан как лёд.
При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип или хруст. Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков. Скрип снега слышен при температуре ниже –5о. Выше этой температуры скрип не слышен. Основной причиной хруста снега считается ломание кристаллов.
III. Обсуждение сказки Эдуарда Шима «Снег и Кисличка»
1.Снег ждали повсюду с нетерпением, и вспоминали
о нём каждый день, почему? (Рано ударили морозы.
Стыли травы, скрипели деревья, негде спать
тетеревам, бродил злющий медведь, у которого не
было берлоги.)
2. Наконец выпал Снег. Какие изменения произошли в
природе? (Кругом посветлело, заискрились поля,
лес украсился кружевными хлопьями, пни
помолодели, люди развеселились, перестали
зябнуть озимые поля.)
3. О чём предупредили Ветры Снег? (Запомни: тебе
нельзя разговаривать! На земле ты должен лежать и
молчать, как мёртвый!)
4. Снег не разговаривал, всё равно узнал много
интересного из жизни растений и животных, а
вместе с ним и мы.
– Какое растение лечит людей? (Подорожник)
– Как и какое растение предсказывает дождь? (Одуванчик)
– Какое растение «может ходить»? (Земляника)
– Какое растение даёт возможность напоить птиц? (Манжетка)
– Какая птица выводит птенцов зимой, в лютые
морозы? (Клесты)
– Какая птица купается в проруби? (Оляпка)
– Кто из животных спит с открытыми глазами? (Заяц)
5. Как Снег помогал растениям и птицам? (Снег
старался получше укутать древесные корни,
поплотнее укрыть луга и поля, спрятать под
своей шубой птиц и зверей.)
6. Однажды снег забыл о предупреждении Ветра и
попросил о помощи Солнце. Что случилось в лесу? (Прокатился
студеный ветер, ночью подморозило, и Снег
покрылся ледяной коркой. Наступала весна.)
7. Какие первоцветы увидел Снег? (Розовую
хохлатку, подснежник)
– Какие деревья распустились первыми? (Ольха,
ива)
– Чему радовался Снег? (Что все звери и птицы
забыли про злую зиму, что расцветают цветы, что
зеленеют травы, а на деревьях лопаются почки.)
– Что осталось от Снега? (Сначала Снег растаял
наполовину, потом осталась лежать дырявая шуба,
затем уцелел только маленький горбатый сугробик
под лапами ели.)
8. Снег не хотел умирать? Он хотел, что он хотел? (Снег
помогал и беспокоился. Он хотел увидеть, как
птицы совьют гнёзда и выкормят птенцов, как
деревья оденутся листвой, а травы отцветут и
принесут семена.)
– Что произошло ночью? (Выросла Кисличка)
– На что был похож первый листочек Кислички? (На
снежинку, упавшую в траву)
9. О чём просила Кисличка? (Пить)
– Кто напоил Кисличку? (Снег. Он поступил
благородно.)
10. Действительно ли умер Снег? (Нет. Он поднялся
в белые облака и седые тучи. И высоко вверху, в
холодной сверкающей пустоте ждал следующую
зиму.)
11. Каким был Снег? (Добрым, чувственным,
великодушным, щедрым, дружелюбным, беспокойным,
мужественным, смелым, жизнерадостным, душевным,
любезным, волшебным, прекрасным, восхитительным,
заботливым, внимательным, благородным,
рассудительным)
Учитель. Готовясь к этому уроку, многие ребята решили написать сочинения и даже сочинили сказку. Давайте послушаем эти произведения.
(Дети читают свои сочинения)
Ещё мы собрали огромное количество стихотворений, загадок, поговорок, чистоговорок. Всё это мы собрали в отдельную папку и в любой момент можем почитать, рассмотреть картинки.
IV. Итог
– Пришло время подвести итог нашего урока. Предлагаю вам посмотреть слайды и узнать интересные факты о снеге. (Презентация)
Учитель. Зная о снежинках
удивительные факты не только, дети, но и взрослые
смогут посмотреть на это чудесное явление
совершенно другими глазами. А для кого-то это
станет смыслом жизни.
– Огромное спасибо за интересный урок,
потрясающие ответы.