Цель игры: поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности, выявить новые таланты.
Задачи интеллектуальной игры:
1) совершенствование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация),
2) развитие образного и логического мышления,
3) развитие речевых навыков (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умозаключения),
4) формирование умений интеллектуального планирования и прогнозирования (осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их на соответствие заданным правилам и алгоритмам, проявлять умения принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени).
Актуальность новогодней игры.
Разве есть какой-то другой праздник, который любят практически все независимо от возраста и места жительства? Новый год празднуют не только в России, но и во всем мире. Большинство людей занято подготовкой к празднику и все решают где, как и с кем праздновать. Новогодние игры с Дедом Морозом и Снегурочкой – это одно из самых долгожданных и веселых событий для всех, а для детей особенно. В серии интеллектуальных игр, новогодние игры занимают одно из важных мест.
Поэтому, я считаю, что на данный момент эта тема очень актуальна.
“Любимый праздник дарит
волшебство, любовь и
окрыление надеждой”.Ф.М. Тютчев.
ИКТ на образовательном мероприятии: использование ИКТ на данном мероприятии делает его ярким и содержательным. Идет воздействие на два важнейших органа (слух и зрение), что облегчает процесс восприятия. Электронный вариант игры способствует развитию внимания, памяти, сосредоточенности, наблюдательности, мышления. Применение презентации во время урока обеспечивает его динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.
План образовательного мероприятия-игры:
1) организационный этап (1 мин.);
2) операционный этап (35 мин.);
3) аналитический этап (4 мин.).
Практическая ценность игры.
Данная работа может быть применена на внеклассных мероприятиях.
Игровая деятельность учащихся внутри школы или класса способствует выявлению одаренных детей, путей организаций работ с ними.
Помогает создавать команды школьников для участия в различных интеллектуальных городских играх.
Способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Создает в детской душе глубокие и прочные социальные связи.
Условия игры.
В игре принимают участие 3 команды.
Игра включает три тура.
Право первого хода получает та команда, которая первой отгадает зашифрованное слово. Команды отгадывают слово, по очереди, называя буквы.
1 тур – “Традиции”. Разминка команд.
По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре. Команды отвечают на вопросы письменно и сдают свои ответы помощникам ведущего. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
2 тур – “Снежный ком”. Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
3 тур – “Новогодний сюрприз” - финал. Команды, согласно набранным баллам, открывают свой новогодний мешочек с сюрпризом. За правильный ответ команда получает пять баллов.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Содержание игры
Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 1. Организационный этап (1 мин.) Цель: контролирует готовность учащихся к мероприятию, приветствует их и определяет настрой ребят. |
Цель: контролируют свою готовность к игре, демонстрируют готовность к мероприятию, приветствуют ведущего. |
Мотивационный этап (2 мин.) Цель: обеспечение мотивационной готовности, положительного эмоционального настроя. “Новый год слетает с неба? Появился этот праздник давно – более, чем 2
тысячи пятьсот лет назад. Родился он в
Месопотамии. Правда, отмечали его тогда не 1
января, как мы с вами привыкли, а в марте. |
Цель: осознание того, почему и
для чего им нужно изучить данную тему. Дают ответы на вопрос. |
|
2 | Операционный этап (35 мин.) Цель учителя: формирует у учеников мотив достижения успеха, объясняет правила игры В игре принимают участие 3 команды. Игра включает три тура. Право первого хода получает та команда, которая первой отгадает зашифрованное слово. Команды отгадывают слово, по очереди, называя буквы. 1 тур. Разминка команд. По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре. Команды отвечают на вопросы письменно и сдают свои ответы помощникам ведущего. За каждый правильный ответ начисляется один балл. 2 тур. “Снежный ком”. Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл. 3 тур. “Новогодний сюрприз” - финал. Команды, согласно набранным баллам, открывают свой новогодний мешочек с сюрпризом. За правильный ответ команда получает пять баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. |
Цель учащихся: на данном этапе
происходит демонстрация того, что учащиеся уже
знают и умеют, то есть с создания “ситуации
успеха”. Каждый ученик в индивидуальном порядке
выполняет конкретно-практическую задачу и дает
констатирующую оценку своих достижений. Таким
образом, учащиеся убеждаются в своем успехе и
показывают его другим. Учащиеся делятся на команды заранее. |
3 | Вопрос: в Австралии вместо елки
используют дерево, цветущее красными цветами. Как оно называется? |
Команды отгадывают слово, по
очереди, называя буквы. Ответ: метросидерос. |
4 | 1 тур. Разминка команд. По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре. 1) в этой стране в первую новогоднюю ночь принято водить по улицам слонов 2) в какой стране к новогоднему столу подают куриную лапшу (бун) — длинную вермишель в качестве символа долголетия? 3) в какой стране есть традиция в момент, когда часы бьют 12, каждый должен съесть 12 виноградин? 4) в этой стране в знак особого внимания к хозяевам гости приносят в качестве новогоднего подарка толстое полено. |
Команды отвечают на вопросы
письменно и сдают свои ответы помощникам
ведущего. За каждый правильный ответ начисляется
один балл. Ответы: 1) Гвинея 2) Вьетнам 3) Испания 4) Франция |
5 | 1) у какого новогоднего дедушки
длинная шуба красного цвета, шапка-боярка,
окладистая белая борода и длинный посох в руках и
очень добрая улыбка? 2) у этого Деда Мороза белая борода, красная шапочка с помпончиком, яркие плавки на загорелом теле, солнцезащитные очки и доска для серфа. Откуда он? 3) в какой стране раздает подарки не сам местный Дед Мороз Боббо Натале, а фея Бефана с красным колпачком и в хрустальных башмачках? 4) В этой стране Новый год совпадает с праздником скотоводства. Дед Мороз приходит к детям в одежде скотовода, с лисьей шапкой на голове, длинным кнутом в руках, огнивом и табакеркой на боку. О какой стране речь? |
Ответы: 1) Россия. 2) Австралия. 3) Италия. 4) Монголия. |
6 | Найти кадры из фильмов: “12 месяцев”, “Морозко”, “Новые приключения Маши и Вити”, “Дед Мороз и лето”. | 1) “Дед Мороз и лето”. 2) “Новые приключения Маши и Вити”. 3) “Морозко”. 4) “12 месяцев”. |
7 | 2 тур. “Снежный ком”. Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл. |
|
8 | Вопросы: 1. В Японии о приходе Нового года возвещают 108 ударов в колокол, в России новогоднюю полночь отбивают куранты. А как возвещают о приходе Нового года в Великобритании? |
Ответы: 1. Лондонские часы Биг-Бен. |
9 | 2. Продолжительность жизни деревьев чрезвычайно разнообразна. Тополь живет 150 – 200 лет, береза до 250, баобаб до 5000 лет. Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом? | 2. Ель живет 300-400 лет. Елочки-долгожители могут жить до 500 лет. |
10 | 3. Дело было в январе, Стояла елка на горе, И возле этой елки Бродили злые волки. Назовите автора строк. |
3. А.Л. Барто. |
11 | 4. Родиной американского Санта-Клауса (Деда Мороза) считается Лапландия, резиденция белорусского Деда Мороза находится в Беловежской пуще. Какой город объявлен географической родиной российского Деда Мороза? | 4. Великий Устюг.
|
12 | 5. Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых. Самая крупная снежинка имела диаметр около 38 см. Сколько лучиков у снежинки? | 5. Шесть |
13 | 6. Скорость распространения звука в каучуке- 50, в воздухе - 330, в воде - 1450, а в стали - 5000 метров в секунду. Когда быстрее распространяются звуки: зимой или летом? | 6. Летом звуки распространяются быстрее, чем зимой, так как зимой воздух более плотен и, следовательно, скорость звука меньше. |
14 | 7. Северный полюс лежит на ледяных полях Северного Ледовитого океана, Южный полюс находится на высоте 2800 м над уровнем моря на ледниковом покрове Антарктиды. Где холоднее — на Северном или Южном полюсе? | 7. На Южном полюсе. |
15 | 8. Месяц Март получил свое название в честь римского бога Марса. Месяц май назван в честь римской богини весны Майи. Июнь – назван в честь богини Юноны.Какой месяц по предложению Марка Антония увековечил память о Юлии Цезаре? | 8. Июль. |
16 | 9. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? | 9. Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться. |
17 | 3 тур. “Новогодний сюрприз” -
финал. В допетровской Руси традиционным новогодним угощением праздничного застолья были яблоки. Почему? |
Команды, согласно набранным
баллам, открывают свой новогодний мешочек с
сюрпризом. За правильный ответ команда получает
пять баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Ответ: до календарной реформы Петра I Новый год отмечали 1 сентября — в то время, когда собирали яблоки. |
18 | На своей варежке вы увидели две снежинки разной формы. Одна — более простой, а другая — формы сложного ажурного узора. Можно ли по внешнему виду этих снежинок определить, какая из них упала с большей, а какая — с меньшей высоты? | Ответ: да. Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она падала, так как ее кружение в воздухе сопровождалось процессом кристаллизации — присоединения к ней новых частиц влаги, которые и обеспечили дополнительную изысканность ее формы. |
19 | Счёт года с 1 января был введён в
Риме Юлием Цезарем в 45 году до н.э., но 15 октября 1582
года появился другой календарь, которым мы
сейчас и пользуемся. Как называется календарь, по которому мы живём, в настоящее время, считая дни, месяцы, годы? |
Ответ: Григорианский. |
Аналитический этап (2 мин.) Цель: подведение итогов, награждение победителей. “Говорят, под Новый год |
Цель: осознание значимости своей деятельности на уроке, высказывают свое мнение о проведенной игре, самооценка деятельности на уроке. |