Цели.
Образовательная – способствовать формированию у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова, опираясь на знания по учебным предметам физики и математики.
Развивающая – способствовать формированию элементов исследовательской деятельности, формированию у учащихся умения самостоятельно добывать знания и делать выводы, развитию умение соотносить общее и частное, развитию у учащихся логического мышления и навыков связного высказывания
Воспитательная – прививать любовь к малой Родине, чувство восхищения красотой Севера, уважение к коренному населению Кольского полуострова.
Оборудование: интерактивный комплекс, компьютерная презентация. (Приложение 1) раздаточный дидактический материал по математике.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово Ермаковой В.В. С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаха стреляют из лука и умеют колдовать. Коренные жители этой страны умудрились выжить в суровых климатических условиях благодаря трудолюбию и умению жить в гармонии с природой. В основе всех сказаний – реальное и мифическое представление о жизни, окружающем мире. Жители Кольского полуострова верили в сверхъестественную силу. Они пытались понять и влиять на различные явления природы. (Слайд 2)
3. Как называется эта страна? Физико-математический диктант. (Слайд 3). Описание задания: учащимся предлагается ответить на вопросы. Из первых букв ответов на вопросы составьте название таинственной страны саамов.
- Прибор для измерения силы тока (амперметр).
- Равенство двух отношений (пропорция).
- Прибор для измерения длины отрезка (линейка).
- Русский ученый, изобретатель лампы накаливания (Ладыгин).
- Первая буква латинского алфавита (А)
- Северное сияние – это физическое … (явление).
Лапландия. (Слайд 4)
4. “Имя бога-оленя”. Блиц – турнир по математике. (Слайд 5). “Мы – олений народ, мы произошли от оленя” - говорят саамы, и испещрённый “пляшущими человечками” огромный камень (I тыс. до н.э.), встречающий посетителей в музее Кольских саамов в посёлке Ловозеро, словно подтверждает это заявление. И бог у них - тоже олень.
Описание задания: на доске закреплены “перевернутые” карточки с буквами; учащимся предлагается устно решить задачи блиц-турнира, за каждую верно решенную задачу учитель открывает букву. В итоге получается слово МЯНДАШ (имя бога-оленя). (Слайд 6).
Задачи блиц-турнира:
- У Веры 9 карандашей, а у Тани на 4 меньше. Сколько карандашей Вера должна дать Тане, чтобы у обеих девочек карандашей стало поровну? (2 карандаша)
- Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? (6 кроликов)
- Из трех вариантов найди правильный ответ: 1/5 доля всей ткани составляет 30 метров. Сколько всего ткани в рулоне? (150 метров)
- Хозяйка принесла на рынок 100 яиц. Одному покупателю она продала 15 яиц, другому – 30. Сколько яиц купил третий покупатель, если у хозяйки осталось 35 яиц? (20 яиц)
- Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток? (На 1 час)
- У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати? (В среду)
5. Лапландский олень. Решение задач по физике и математике. (Слайд 8-9)
Олени достигают размеров до двух метров в длину, а в росте до метра- полутора. Масса оленя может быть до 190 кг.
Задачи.
1. Найдите вес оленя? (Физика)
2. Найти массу оленёнка? Какова продолжительность жизни оленя? (Математика)
Описание задания: учащимся предлагается устно решить задачу.
Чему равна масса олененка, если она в 40 раз меньше массы взрослого оленя?
3. Какова продолжительность жизни оленя? (Математика) Описание задания: учащимся раздаются листы с заданием №1 (заполнить схему). Конечный ответ – средняя продолжительность жизни оленей.
4 .Какова длина оленя? (Математика) Описание задания: учащимся предлагается пройти математический лабиринт (лист с заданием №2), решением которого и будет являться длина тела оленя.
5. Заполнив пропуски, решите цепочку задач и определите скорость оленя в последней задаче.
6. Легенды о камнях. Основной предмет древнего саамского культа — …, покровители охоты и рыболовства. Это большей частью каменные божества, священные камни. Обычно они располагаются на берегах рек и озер, у водопадов, на высоких горах — в наиболее живописных местах. (Слайд10)
7. Кроссворд по физике и математике. (Слайд 11). Описание задания: учащимся предлагается ответить на вопросы кроссворда. В результате в выделенных клетках они прочтут название основного предмета саамского культа: СЕЙДЫ
- Причина изменения скорости тел.
- Явление сохранения скорости, если не действуют другие тела.
- В пропорции, а:в=с:d, числа а и d называются … члены.
- Единица измерения времени.
Задание по математике … – это наскальное изображение саамского бога – гигантский “петроглиф” высотой 72 метра. (Слайд 12)
Описание задания: на доске закреплены карточки.
Учащимся нужно расположить карточки так, чтобы произведения возрастали и прочитать название священного камня: КУЙВА
8. “Заключительное задание - эстафета”. (Слайд 13)
Описание задания: члены двух команд по очереди записывают решение примеров, но вместо ответа ставят букву, соответствующую этому числу, которую находят на циферблате часов. Получают слово МОЛОДЦЫ (6, 9, 10, 12, 3, 8, 7).
540 : 90 = | 360 : 60 = | |
630 : 70 = | 810 : 90 = | |
800 : 80 = | 600 : 60 = | |
360 : 30 = | 240 : 20 = | |
81 : 27 = | 540 : 180 = | |
320 : 40 = | 640 : 80 = | |
420 : 60 = | 630 : 90 = |
9. Подведение итогов.
Рефлексия
Продолжи фразу:
Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …
Релаксация
Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …