Тип урока: комбинированный.
Технология: изучение нового материала с элементами информатики.
Цель:
- создание условий для ознакомления с геометрическим телом на примере прямоугольного параллелепипеда;
- научить решать задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда;
- развитие практических навыков учащихся в работе с графическими изображениями (Paint, Word).
Задачи:
- Образовательные:
–
– ознакомит, с инструментами Paint, Word.
Оборудование: компьютер.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация знаний учащихся – 3 мин.
- Изучение нового материала – 10 мин.
- Физкульминутка – 2 мин.
- Закрепление нового материала – 15 мин.
- Учебная диагностика – 10 мин.
- Итог урока – 3 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель этапа: приветствие, готовность к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся
Цель этапа: Актуализация знаний учащихся, подготовка учащихся к изучению нового материала (файл приложения открывается в программе Paint).
– Какое слово у вас получилось?
(Отвечая на вопросы, учащиеся составляют ключевое слово «параллелепипед»).
– Это будет темой нашего урока.
– Что обозначает это слово?
Учащиеся высказывают свои предположения.
3. Изучение нового материала
Цель этапа: познакомить учащихся с элементами прямоугольного параллелепипеда, научить схематически изображать, используя программу Paint.
1. Устный опрос
Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Учитель демонстрирует разные предметы, приготовленные к уроку.
– Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
– Какую форму они имеют?
– Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
– Какую форму они имеют?
– Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?
– Сколько у него вершин?
– Посмотрите, сколько ребер сходиться в одной вершине?
– Это три его измерения: длина, ширина и высота.
Для того чтобы учащиеся научились правильно «видеть» все элементы прямоугольного параллелепипеда, надо научить их изображать его схематически.
2. Работа за компьютером. (Файл приложения открывается в программе Paint)
Устно:
– Назовите грань, на которой стоит параллелепипед. -Назовите грань которая лежит напротив. Такие грани называются противоположными.
– Назовите еще пары противоположных граней. -Что вы можете о них сказать?
– Что можете сказать об их площадях?
– Если мы найдем сумму площадей всех граней, это значит мы узнаем площадь всей поверхности параллелепипеда.
– Назовите ребра которые « встречаются» в вершине О. Какое из них может быть длиной, шириной и высотой?
Письменно (выполняется также в файле приложения 2):
6 граней – АВСР, ABEO, PCDK, APOK, OEDK.
8 вершин – А, Р, С, В, Е, D, К, О.
12 pe6ep – AB, BC, CP, AP, OE, ED, DK, KO, AO, BE, CD, PK.
4. Физкультминутка
Цель этапа: снятие психологического и эмоционального напряжения.
Комплекс упражнений для глаз.
Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Упражнение 1:
Взгляд направлять последовательно влево – вправо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо без задержек в отведенном положении.
(Повторить 10 раз.)
Упражнение 2:
Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.
Упражнение 3:
Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а затем как можно медленнее.
Упражнение 4:
Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.
Презентацию “Параллелепипеды вокруг нас” можно получить у автора статьи.
5. Закрепление новых знаний:
Цель этапа: закрепление учащимися полученных знаний на тему: “Прямоугольный параллелепипед”.
Задание (на карточке).
– Найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если три его измерения: 6 см, 5см и 3 см.
– Как найти площадь грани, на которой параллелепипед стоит?
Сколько таких граней?
Аналогично с другими гранями.
2S2 = 6 * 3 * 2 = 36 (см2)
2S3 = 5 * 3 * 2 = 30 (см2)
Sповерхности = 60 + 36 + 30 = 126 (см2)
6. Учебная диагностика
Цель этапа: получение информации для сравнения достигнутых результатов учебного занятия с первоначально запланированными задачами.
Задание на компьютере (файл открывается в программе Word).
7. Итог урока
Цель этапа: подведение итогов урока, достижение целей урока.
8. Домашнее задание
В текстовом редакторе Word построить параллелепипед.
Выражение | Результат | |
35 * 11 | И | |
720 – 120 | А | |
120 + 120 | Е | |
125 – 25 | Д | |
9999 : 11 | П | |
40 – 24 | Л | |
(675 + 34 * 9) * 0 | Р |
Решите примеры. Во втором столбике запишите результат с помощью кнопки выделения .
Выделите фигуру с буквой и переместите ее в таблицу под соответствующий результат.
909 | 600 | 0 | 600 | 16 | 16 | 240 | 16 | 240 | 909 | 385 | 909 | 240 | 100 |
Построение прямоугольного параллелепипеда
1. Начертите прямоугольник
2. Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки.
3. Концы отрезков соедините между собой.
4. Обозначьте вершины латинскими буквами.
Задание.
Построить прямоугольный параллелепипед из данных фигур и вычислить площадь поверхности параллелепипеда при условии, что площадь основания – 55 см, площадь боковых граней – 33 см и 15 см.
Построение.
-
Из трех граней строим нижнюю часть нашего параллелепипеда.
-
Затем аналогично выполняем! построение верхней части параллелепипеда.
-
Соединяем, обе части параллелепипеда.