Цели:
- создать условия для работы над понятием «Кто такие богатыри?» при работе с художественным текстом;
- продолжить работу по развитию способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
- продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств, патриотизма и гордости за своё Отечество.
Оборудование:
- отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- портрет А.С. Пушкина
- выставка книг русских былин.
- фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
- картина В.М.Васнецова «Богатыри»
- мультимедийный проектор
- Презентация (иллюстрации к теме урока).
- выставка рисунков детей на тему «Как я представляю себе русского богатыря».
Задачи урока:
- развивать умение работать над историческим понятием;
- воспитывать чувство патриотизма,
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
Тип урока: работа с художественным текстом
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов, эссе.
На доске: высказывание о героях-богатырях
Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.
Н. Добронравов
Богатырская сила
То не грозное небо хмурится
Не сверкают в степи клинки
Это батюшки Ильи Муромца вышли биться ученики
За победу их ветры молятся
Ждут их тернии и венцы
Разгулялися добры молодцы
Распотешились молодцы
Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила волиБогатырское наше правило надо другу в беде помочь
Отстоять в борьбе дело правое
Силой силушку превозмочьЭх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила волиЭх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова
Звучит музыка М.И.Глинки.
Предлагается синквейн без первой строчки
1. ___________
2. Герой былин
3. Мужественный воин
4. Защитник родной земли
5. Витязь
Вулкан. Красный, горячий. Извергается, пылает, спасаются. Страх, катастрофа, гибель, опасность. Ад.
Вопросы:
– Определите первое слово синквейна? (Богатырь)
– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили ?
– А есть ли они сейчас?
– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
– Богатырь – герой русских былин, воин,
отличающийся необычной силой, удалью, мужеством
и умом.
– Как сейчас понимается это слово?
– Сейчас это слово употребляется в переносном
значении: человек большого роста и крепкого
телосложения, сильный, смелый.
– Каких русских богатырей вы знаете?
– Подумайте, чем они могли заниматься? (Охраняли
русскую землю.)
– Вспомните, что вы ещё о них знаете?
– Как одеты они, на чём и с чем шли на битву? (Доспехи:
латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
– Обратите внимание на картину В.М. Васнецова
«Три богатыря».
– Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд?
(Определить, кто такие богатыри)
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» .
– Как вы думаете, о чём может быть это
произведение? (Фиксирую на доске ответы
учащихся) (О сражении, о подвиге витязя
Руслана.)
– Мы прочитаем текст, делая остановки, и
попытаемся понять, почему именно этот
отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на
уроке.
Читает текст учитель, используя приём технологии КМЧЧП, – «чтение с остановками». Дети делают пометки на полях: + – 0
– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан? Как автор относится к
своему герою?
– Попробуйте описать Руслана самостоятельно.
– Как вы думаете, чем закончилось сражение?
Победой киевлян.
– Кто сыграл самую главную роль в этой победе?
Витязь Руслан.
Первая часть. «Дремало поле боевое»
- чтение первых 2-х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
- после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое? (Ничего не происходило.)
- после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.
2 часть. «Внезапный крик сражений грянул»
- После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись? (Услышали внезапный крик.)
– Что же случится дальше? Чтение до конца.
– Какую картину вы представили себе? Бой,
сражение, киевляне в испуге и вдруг – «Блистая в
латах, как в огне, чудесный воин на коне.»
3 часть «Наш витязь пал на басурмана»
– Как вы думаете, что такое латы ? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)
Найдите в 3 фрагменте сравнения
- Блистая в латах, как в огне.
- Как божий гром, наш витязь.
Подумайте, зачем автор использует сравнения?
– Я думаю, что сравнения нужны для более яркого
описания событий, предметов, героев.
– Как автор относится к своему герою? (Он
восхищён подвигом Руслана, его смелостью,
мужеством).
– Попробуйте определить своё отношение к герою.
Ответы детей:
– Настоящий герой, сильная личность,
победитель, мужественный витязь, храбрый воин.
– Наш витязь пал на басурмана.
– Он обрушил свой меч на головы врагов
неожиданно и стремительно.
– Вы заметили как меняется темп, интонация от
части к части? (Темп ускоряется.)
II. Стадия рефлексии
Вопросы:
– Сделайте вывод о том, кого считали богатырями
на Руси.
– Чудесных воинов, сильных, храбрых,
одерживающих победы.
– Скажите, как вы думаете чем они занимались?
– Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
– Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан
и Людмила»? (Момент боя, где витязь Руслан
одерживает победу над басурманами.)
– Так кто же сам Руслан? (Богатырь, чудесный
воин.)
– Хочется ли вам больше узнать о богатырях?
Задание: cоставьте синквейн – свое понимание слова «богатырь».
У детей получилось так:
1. Богатырь.
2. Храбрый, сильный.
3. Побеждает, сражается, бьётся.
4. Чудесный воин на коне.
5. Витязь.
(Муленко Виолетта.)
Домашнее задание:
Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?
Отрывки из работ учащихся:
«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни
были такие герои-воины, на которых всегда
можно было положиться.» (Евдокимова Настя.)
«… Когда я вырасту, то стану военным, потому что,
я считаю, что богатырями в наше время можно
назвать только военнослужащих». (Торох Даниил.)
«… А я считаю богатырями всех мужчин, у которых
есть чувство долга перед Родиной, детьми,
родителями». (Амелин Александр.)