Цели:
Оборудование: зеркала, мяч, карточки с заданием.
Демонстрационный материал: презентация к занятию.
Ход занятия
Вводная часть
Слайд №2. Упражнения активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, улучшающие внимание, восприятие речи.
Логопед: Ребята, давайте выполним зарядку для мозга, чтобы лучше воспринимал, обрабатывал и запоминал информацию (слайд №2).
Основная часть
Логопед: Посмотрите на картинки (слайд №3). Какие времена года изображены?
Дети: Лето, осень, зима.
Логопед: Назовите, признаки, по которым, вы определили время года.
Дети называют признаки того или иного времени года.
Логопед: Какое время года пропущено?
Дети: Весна.
Логопед: Правильно, назовите признаки весны.
Игра “Четвёртый лишний” (слайд №4). Посмотрите на рисунки, определите, к какому времени года они относятся, а какой рисунок лишний, объясните почему.
Логопед: А теперь мы с вами прогуляемся на ферму (слайд № 5). Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, какое домашнее животное я загадала. Назовите животное и его детеныша. Картинки вам в этом помогут.
Загадки.
- Голодная мычит, сытая – жуёт. Всем ребятам молоко дает (корова-теленок).
- У коровы в Новый год родился ребёнок и прозвали его все ласково – телёнок.
- С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица (коза-козлёнок).
- По горам, по долам ходят шуба да кафтан (овца – ягнёнок).
- Мохнатая, усатенькая, молоко пьет песенки поёт (кошка-котёнок).
- Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел).
- Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку (кролик).
- Во дворе поставлен дом. На цепи хозяин в нём (собака-щенок).
- Грациозна и красива. Ножки, спинка, шейка, грива. Резво скачет по утру, Хвост как шарфик на ветру. Прокатись на спинке шаткой.Кто красавица?… (Лошадка)
Логопед: Кого мы с вами вспомнили.
Дети: Домашних животных и их детенышей.
Физкультминутка (слайд №6).
Введение в тему занятия. Слайд №7
Логопед: послушайте скороговорку: барабан подарили барану – больше нету того барабана. Какой звук чаще всего встречается? Дайте характеристику звуку Б. Назовите ему парный мягкий звук.
Какой звук чаще всего встречается в следующей скороговорке? Папа пулял из пушки - папа попал по подушке. Дайте характеристику звуку П. Назовите ему парный мягкий звук.
Вывод о теме занятия: на сегодняшнем занятии мы будем различать звуки {Б} {П} и буквы Б, П.
Посмотрите в зеркало, произнесите сначала звук {Б}, а затем звук {П}. Чем они похожи и чем отличаются?
Развитие фонематического восприятия, определение местоположения звука. (Слайд № 8)
Посмотрите на картинки, ваша задача, распределить их в две колонки, в одну колонку со звуком {Б}, в другую со звуком {П}. Используя цифровой ряд, определить какими по счету стоят звуки {Б} {П}.
Физкультминутка. (Слайд № 9)
Упр. 1. Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро , сжать в кулак.
Упр. 2. Пальцами одной руки массируются ногтевые фаланги пальцев другой руки (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия смена рук.
Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов. (Слайд №10) Приложите ладонь тыльной стороной к шее, прочитайте слоги.
Дифференциация звуков и букв словах, словосочетаниях (устно). Игра "Наоборот" преобразование слов (с мячом) (слайд №11).
Послушайте, произнесите, заменяя звонкую согласную Б на глухую П и наоборот.
Письменно. (Слайд №12)
Карточка. Вставь пропущенные буквы Б, П.
...очка, |
...о...еда |
...ара...ан |
ка...уста |
...а..ушка |
...о...лавок |
....улка |
..одушка |
ра...ота |
Логопед, бросает мяч, называя признак предмета. Дети подбирают подходящее существительное из карточки.
Зелёная..., деревянная..., вкусная...., добрая..., мягкая...., упрямый..., новый..., трудная ....
Дифференциация звуков и букв в предложении. Слайд № 13.
Логопед: Составьте предложения, отвечая на вопросы: кто? что сделал? кому? что?. Каждое слово в предложении должно начинаться на звук Б или П. Пример: Паша принес папе булку. Запишите предложение в тетрадь.
Слайд №14. Прочитайте предложение, найдите ошибку, исправьте, запишите правильный ответ в тетрадь.
Слайд № 15. Итоги занятия, оценка деятельности учащихся.
Итоги занятия.
- Чему учились на занятии?
- Какие задания были интересными?
- Что показалось трудным?
Оценка занятия.
Используемая литература:
1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с: ил.