Занятие "Дифференциация звуков [Б], [П] и букв "Б, П""

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • развитие фонематического анализа;
  • уточнение, расширение и систематизация словарного запаса по теме “Домашние животные и их детеныши”;
  • развитие, закрепление временно-пространственных представлений;
  • развитие мыслительной деятельности.

Оборудование: зеркала, мяч, карточки с заданием.

Демонстрационный материал: презентация к занятию.

Ход занятия

Вводная часть

Слайд №2. Упражнения активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, улучшающие внимание, восприятие речи.

Логопед: Ребята, давайте выполним зарядку для мозга, чтобы лучше воспринимал, обрабатывал и запоминал информацию (слайд №2).

Основная часть

Логопед: Посмотрите на картинки (слайд №3). Какие времена года изображены?

Дети: Лето, осень, зима.

Логопед: Назовите, признаки, по которым, вы определили время года.

Дети называют признаки того или иного времени года.

Логопед: Какое время года пропущено?

Дети: Весна.

Логопед: Правильно, назовите признаки весны.

Игра “Четвёртый лишний” (слайд №4). Посмотрите на рисунки, определите, к какому времени года они относятся, а какой рисунок лишний, объясните почему.

Логопед: А теперь мы с вами прогуляемся на ферму (слайд № 5). Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, какое домашнее животное я загадала. Назовите животное и его детеныша. Картинки вам в этом помогут.

Загадки.

  • Голодная мычит, сытая – жуёт. Всем ребятам молоко дает (корова-теленок).
  • У коровы в Новый год родился ребёнок и прозвали его все ласково – телёнок.
  • С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица (коза-козлёнок).
  • По горам, по долам ходят шуба да кафтан (овца – ягнёнок).
  • Мохнатая, усатенькая, молоко пьет песенки поёт (кошка-котёнок).
  • Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел).
  • Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку (кролик).
  • Во дворе поставлен дом. На цепи хозяин в нём (собака-щенок).
  • Грациозна и красива. Ножки, спинка, шейка, грива. Резво скачет по утру, Хвост как шарфик на ветру. Прокатись на спинке шаткой.Кто красавица?… (Лошадка)

Логопед: Кого мы с вами вспомнили.

Дети: Домашних животных и их детенышей.

Физкультминутка (слайд №6).

Введение в тему занятия. Слайд №7

Логопед: послушайте скороговорку: барабан подарили барану – больше нету того барабана. Какой звук чаще всего встречается? Дайте характеристику звуку Б. Назовите ему парный мягкий звук.

Какой звук чаще всего встречается в следующей скороговорке? Папа пулял из пушки - папа попал по подушке. Дайте характеристику звуку П. Назовите ему парный мягкий звук.

Вывод о теме занятия: на сегодняшнем занятии мы будем различать звуки {Б} {П} и буквы Б, П.

Посмотрите в зеркало, произнесите сначала звук {Б}, а затем звук {П}. Чем они похожи и чем отличаются?

Развитие фонематического восприятия, определение местоположения звука. (Слайд № 8)

Посмотрите на картинки, ваша задача, распределить их в две колонки, в одну колонку со звуком {Б}, в другую со звуком {П}. Используя цифровой ряд, определить какими по счету стоят звуки {Б} {П}.

Физкультминутка. (Слайд № 9)

Упр. 1. Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро , сжать в кулак.

Упр. 2. Пальцами одной руки массируются ногтевые фаланги пальцев другой руки (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия смена рук.

Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов. (Слайд №10) Приложите ладонь тыльной стороной к шее, прочитайте слоги.

Дифференциация звуков и букв словах, словосочетаниях (устно). Игра "Наоборот" преобразование слов (с мячом) (слайд №11).

Послушайте, произнесите, заменяя звонкую согласную Б на глухую П и наоборот.

Письменно. (Слайд №12)

Карточка. Вставь пропущенные буквы Б, П.

...очка,

...о...еда

...ара...ан

ка...уста

...а..ушка

...о...лавок

....улка

..одушка

ра...ота

Логопед, бросает мяч, называя признак предмета. Дети подбирают подходящее существительное из карточки.

Зелёная..., деревянная..., вкусная...., добрая..., мягкая...., упрямый..., новый..., трудная ....

Дифференциация звуков и букв в  предложении. Слайд № 13.

Логопед: Составьте предложения, отвечая на вопросы: кто? что сделал? кому? что?. Каждое слово в предложении должно начинаться на звук Б или П. Пример: Паша принес папе булку. Запишите предложение в тетрадь.

Слайд №14. Прочитайте предложение, найдите ошибку, исправьте, запишите правильный ответ в тетрадь.

Слайд № 15. Итоги занятия, оценка деятельности учащихся.

Итоги занятия.

  1. Чему учились на занятии?
  2. Какие задания были интересными?
  3. Что показалось трудным?

Оценка занятия.

Используемая литература:

1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с: ил.