Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- закрепить знание основных понятий и терминов;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения;
- решать познавательные биологические задачи;
- умело применять знания по физиологии, анатомии, зоологии и ботанике;
- использовать электронно-образовательные ресурсы (мультимедийный проектор, интерактивную доску).
Организационные моменты.
- Учащиеся делятся на две группы (делегации 1 и 2 медицинских институтов).
- Кабинетные парты составляются в два ряда, чтобы выступающие видели друг друга.
- Все ученики сидят в белых халатах, к которым прикреплены бейджики с указанием профессии: врач-кардиолог, врач-терапевт, врач-гематолог, врач-хирург, врач-диетолог, ботаник, зоолог.
- Присутствующим гостям раздается брошюра с планом проведения симпозиума.
Ход урока
Руководитель симпозиума.
Сегодня мы проводим симпозиум в форме ролевой игры, тема которого “Кровь – носительница жизни”. На симпозиуме присутствуют врачи разных специальностей.
Эпиграфом к симпозиуму прозвучат слова китайского мудреца:
“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь”.
И мы сегодня будем говорить, показывать и действовать сами.
Далее ведущий симпозиума предоставляет слово врачу терапевту, который выходит к интерактивной доске, объявляет тему доклада “Форменные элементы крови”. Показывает презентацию, и видеосюжет о тромбоцитах и работах русских ученых в области иммунитета.
Примерный план доклада врача терапевта:
Состав крови.
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Строение, форма, количество, функции (показывает слайды).
Далее предлагается посмотреть видеосюжет о тромбоцитах (смотрят сюжет на экране телевизора).
Таблица 1.
Форменные элементы крови.
Наименование | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Строение | Безъядерная клетка покрыта мембраной, содержит гемоглобин | Бесцветная клетка, содержит ядро | Кровяные пластинки, без ядра |
Количество в 1 мм3 | до 5 млн. | 4–9 тыс. | 180–320 тыс. |
Продолжительность жизни | 120 дней | От 1 дня до нескольких дней | 5–8 дней |
Функции | Переносит О2 и СО2 | Защитная (фагоцитоз, иммунитет) | Свертывание крови, восстановление сосудов |
Руководитель симпозиума.
Предоставляет слово следующему ученику, который выступает в роли врача кардиолога.
Ученик сообщает тему своего доклада “Строение сердца”, показывает слайды по строению сердца.
Второй врач делает доклад на тему “Переливание крови”. При рассказе используется схема переливания крови.
Примерный план доклада:
1. История открытия групп крови.
Причины неудач и тяжелых осложнений при переливании крови были выяснены в 1901 г. австрийским ученым К. Ландштейнером и в 1903 г. чехом Янским.
Карл Ландштейнер в 1901 г. установил наличие в эритроцитах людей агглютиногенов (антигенов, участвующих в реакции агглютинации) и предположил наличие в сыворотке соответствующих агглютининов. Были обнаружены два агглютиногена “А” и “Б” и два агглютинина (“α” и “β”).
В крови разных людей они могут быть по одному вместе, либо отсутствовать. В крови каждого человека находятся разноименные агглютиногены и агглютинины. У людей имеются четыре их комбинации или четыре группы крови.
I (О) группа – в эритроцитах агглютиногенов нет, в плазме содержатся агглютинины “α” и “β”.
II (А) – в эритроцитах находится агглютиноген “А”, в плазме агглютинин “β”.
III (В) – в эритроцитах обнаруживается агглютиноген “В”, в плазме агглютинин “α”.
IV (АВ) – в эритроцитах содержатся агглютиногены “А” и “В”, в плазме агглютининов нет.
За открытие групп крови австрийский врач К. Ландштейнер получил Нобелевскую премию.
2. Правила переливания крови.
Схема переливания крови.
Людям I группы можно переливать кровь только этой группы. Кровь I группы можно переливать людям всех групп. Поэтому людей с I группой крови называют универсальными донорами. Людям с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, поэтому их называют универсальными реципиентами.
В настоящее время известно, что помимо четырех групп существует множество разновидностей групп крови. Некоторые из них так редки, что встречаются у одного, двух человек во всем мире.
3. Rh – фактор.
4. Значение донорства для медицины.
Руководитель симпозиума.
Сегодня у нас на симпозиуме присутствует лаборант со станции переливания крови и есть уникальная возможность определить группу крови у студентов.
Лаборант со станции переливания крови.
Определяет группу крови у учеников, используя одноразовые инструменты.
Все вместе делают вывод о группе крови. При этом лаборант рассказывает и показывает методику определения группы крови.
Руководитель симпозиума.
Предлагает каждой делегации решить познавательные задачи. Именно эти задачи делают урок ярче, интереснее и эффективнее.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
Задача № 1.
Экологическая ситуация в Москве непростая в воздухе уменьшается количество кислорода и накапливается углекислый и сернистый газы.
Все это снижает иммунитет, влияет на кровь и работу сердца. Что можно посоветовать каждому человеку, чтобы укрепить защитные силы организма, т.е. иммунитет?
Ответ.
Врач-терапевт: вести здоровый образ жизни; закаливание организма; занятие спортом; соблюдение режима труда и отдыха.
Врач-диетолог: употреблять в пищу экологически чистые продукты; каждый день есть лук, чеснок, они содержат фитонциды и способствуют укреплению иммунитета; проводить витаминотерапию, есть фрукты, пить соки и витаминный чай.
Задача № 2.
В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?
Ответ хирурга.
В роли пострадавшего выступает любой ученик. Другой учащийся, например, врач хирург демонстрирует свои знания по оказанию первой медицинской помощи. Поясняет ответ своими действиями и рассказом, используя инструменты для оказания первой медицинской помощи.
Задача № 3.
Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Ответ криминалиста.
После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входившего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.
Задача № 4.
У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов, находящихся на столе.
На столе лежат таблетки от кашля, анальгин, витамины “Ревит”, гематоген; из фруктов – яблоки, хурма, гранаты и помидоры.
Ответ терапевта.
Дает характеристику каждому лекарственному препарату. Таблетки от кашля – при кашле, “Ревит” – при авитаминозах и т.д. предлагает гематоген и фрукты – яблоки, гранаты, хурму.
Дополняет ответ другой ученик.
Рекордсменом по количеству железа среди фруктов является хурма. Родина Китай. В Европу была завезена в XVI веке.
Задача № 5.
У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разнообразной окраски крови.
Ответ зоолога.
Пигмент голубого цвета – гемоцианин, содержит много меди, он и придает голубой цвет.
Задача № 6.
Свертывание крови – защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей?
Ответ кардиолога.
Эти заболевания опасны, так как затруднено движение крови. Инсульт – тромбоз, закупорка сосудов мозга. Инфаркт – тромбоз венечных сосудов сердца.
Руководитель симпозиума.
Благодарит всех и предлагает решить кроссворд гостям:
Примерные вопросы кроссворда.
Руководитель симпозиума.
Предлагает разделиться на подгруппы, где каждый выполняет свое задание. Ребята показывают навыки работы с тонометром, компьютером и микроскопом.
Задание подгруппы № 1 (работа у компьютера).
Человек заболел. Врач подозревает по характеру и месту боли, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендикс). Больному делают срочный анализ крови (который на экране компьютера). Почему врач решил оперировать больного?
Ответ.
Посмотрев анализ крови на экране компьютера, делается вывод, что у больного повышенное содержание лейкоцитов (15 тыс. мм3). Врач будет оперировать больного.
Задание подгруппы № 2
Измерить кровяное давление с помощью тонометра. Чему равно у здорового человека артериальное давление? Что такое гипертония, гипотония?
Задание подгруппы № 3
На интерактивной доске слайд с эритроцитами лягушки и человека. Выяснить различия и предположить, как они могли возникнуть.
Руководитель симпозиума.
Предлагает перейти к рубрике “А знаете ли вы?”
Эта рубрика помогает обогатить знания учащихся новой интересной информацией. Каждая из команд заранее готовилась к этой рубрике.
Например, некоторые из них:
А знаете ли вы, что в настоящее время 28 тыс. американских врачей принимают по таблетке аспирина (в течение 5-ти лет). Они надеются подтвердить или опровергнуть сообщения о том, что аспирин предохраняет сердце от инфаркта.
А известно ли вам, что цепочкой эритроцитов можно трижды!!! опоясать земной шар?
А знаете ли вы, что суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400 м2?
А знаете ли вы, что у сербского жителя Рамо Османи в груди бьется два сердца. Этот человек отличается большей выносливостью, но есть недостаток, устав, сердце нуждается в более длительном отдыхе.
А известно ли вам что в истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза?
А знаете ли вы, что кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньшую, чем волос?
А знаете ли вы, что у человека общая длина капилляров свыше 100 тыс. км?
А знаете ли вы, что каждую секунду в организме человека разрушается от двух до 10 млн. эритроцитов?
А знаете ли вы, что РН крови составляет 7,36 – 7,42 (слабощелочная)?
А знаете ли вы, что гемолиз наблюдается при укусе ядовитых змей, скорпионов, множественных укусах пчел, при малярии, при переливании несовместимой в групповом отношении крови?
А знаете ли вы, что потеря 1/3 количества крови может привести организм к гибели?
А известно ли вам что для осуществления всех фаз процесса свертывания крови необходимы ионы кальция?
А знаете ли вы, что витамин “К” улучшает свертывание крови? Он содержится в листьях салата, капусты, в томатах.
Подведение итогов.
Подводятся итоги проведенного симпозиума, и в качестве профилактики анемии всем раздается гематоген.
Список используемой литературы.
- Исмаилов С.Т. Энциклопедия для детей Москвы “Аванта+”. 1996.
- Модестов С.Ю. Творческие задачи по экологии.
- Модестов С.Ю. Творческие задачи по биологии, экологии и ОБЖ. – С.П.: АКЦИДЕНТ, 1998.
- Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 2000.
- Беркинблит М.Б., Жердяев А.В., Тарасов О.С. Задачи по физиологии человека и животных. – М.: Мирос, 1995.