Задачи:
- развивать зрительную память;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать глазодвигательные функции;
- развивать зрительно-пространственные представления;
- развивать восприятие силуэтных и контурных изображений;
- уточнять и развивать представления о насекомых, их значении в природе и жизни человека.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Детям предлагается отгадать загадки.
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу. (Пчела.)Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка.)Нос-то долог,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусается больненько. (Комар.)Имя взял у кузнеца,
Ну, а цвет – у огурца. (Кузнечик.)Это что за вертолет
Отправляется в полет,
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (Стрекоза.)В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи.)
После загадок детям предлагается вспомнить и повторить все отгадки. Далее задается вопрос:
- Как назвать всех перечисленных животных, одним словом?
Объявляется тема занятия: «Насекомые».
2. Основная часть.
Проводится беседа о насекомых.
Вопросы для беседы:
- Какие еще насекомые вам знакомы, кроме тех, о которых были загаданы загадки?
- В какое время года активны насекомые?
- Как и при помощи чего они передвигаются в природе?
- Чем питаются насекомые?
Детям предлагается игра «Кто спрятался?».
Рисунок 1
На зашумленном фоне спрятано изображение бабочки (рисунок 1) . Детям необходимо найти на картинке спрятавшееся насекомое и назвать его.
Задание 1. Найди такую же бабочку и отметь ее (рисунок 2).
Рисунок 2
Детям предлагается загадка:
В красном платье с черными горошками
На листке перебирает ножками.
Ну а если кто-то напугает –
То на небо сразу улетает. (Божья коровка.)
Задание 2. Обведи божью коровку, которая сидит под листом, в красный цвет, справа от листа – в желтый цвет (рисунок 3).
Рисунок 3
После выполнения этого задания, детям предлагается пояснить устно, где находятся остальные божьи коровки.
Далее проводится беседа по вопросам:
- Какова роль насекомых в природе?
- Каких вы знаете полезных и вредных насекомых?
- Какова роль насекомых в жизни человека?
Задание 3. Помоги пчелке найти дорогу к цветку (рисунок 4).
Рисунок 4
Зрительная гимнастика.
Предварительно детям предлагается вспомнить тип известных им линий (прямая, волнистая, зигзаг). Далее детям предлагается ответить на вопрос:
- Какой путь проделала пчела в поисках цветка?
При этом учитель рисует в воздухе указкой эти линии в различном направлении. Детям необходимо формулировать ответы в виде: «Полетела прямо, слева направо» или «Зигзаг, сверху вниз».
Задание 4. Физкультурная минутка. Помоги пчелке положить пыльцу в ячейку соты. Проводится подвижная игра с пособием «Парное бильбоке». Суть игры: вдвоем держась за ручки и раскачивая из стороны в сторону полотно пособия, дети должны постараться сделать так, чтобы подброшенный шарик (пыльца) попал в отверстие полотна (ячейка соты.) Игра способствует развитию зрительно-моторной координации (рисунок 5).
Рисунок 5
Проводится беседа по вопросам:
- Каких вы знаете насекомых, которые живут большими семьями?
- Как называются «дома», в которых они живут?
Задание 5. Какая тень принадлежит муравью (рисунок 6)?
Рисунок 6
Задание 6. Найди название насекомого в таблице (рисунок 7).
Рисунок 7
Далее детям предлагается ответить на вопросы:
- Где в таблице расположено найденное название насекомого (в каком ряду или столбике)?
- Где расположена первая буква слова (в каком ряду и столбике)?
- Где расположена последняя буква слова?
3. Завершающая часть занятия.
Впереди 3 летних месяца. Наступают долгожданные летние каникулы. Давайте нарисуем летнюю открытку с пожеланиями прекрасного и веселого летнего отдыха, и подарим ее своему соседу по парте.
Детям раздаются заготовки с изображением декоративной рамки, надписью пожеланием «Приятного летнего отдыха!» и изображением половины бабочки (рисунок 8).
Рисунок 8
Задание 7. Дорисуйте недостающую часть бабочки и раскрасьте ее. Подарите получившуюся открытку своему соседу по парте.
Примечание: задания 1-3 и 5-7 выполняются на индивидуальных карточках. Остальные задания – фронтально.