Цель.
- Способствовать формированию понятия “пресмыкающиеся”, углубление знаний учащихся о разнообразии животного мира путем включения дополнительных источников информации.
- Развитие речи, мышления, умения работать в группах.
- Воспитание интереса к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, презентация, кроссворд, рисунки с изображением животных.
Ход урока
I. Создание психологического комфорта. (Презентация. Слайд)
– Настроение каково?
– Во!
– Все такого мнения?
– Все без исключения!
– Может вы уже устали?
– Мы таких с собой не брали!
– Можем ляжем, отдохнем?
– Лучше мы урок начнем!
II. Актуализация знаний.
У. Проведем урок окружающего мира в форме передачи “В мире животных”. Будем путешествовать по миру животных и еще раз убедимся , что как разнообразна, красива и удивительна природа. (Слайд)
У. Ребята, у всех на партах лежат карточки с изображениями животных. Надо расставить их по классам. У кого представители класса млекопитающих, выходите к доске.
(Дети выходят к доске , называют у кого какое животное, карточки прикрепляют к доске.)
У. У кого представители класса птиц? У кого представители класса рыбы?
3) У. А на прошлом уроке о каких животных мы с вами говорили?
Д. О лягушках, жабах.
У. Как называется их класс?
Д. Земноводные.
У. Почему?
Д. Они могут ходить по суше и быть на воде.
У. Что интересного открыли для себя о земноводных?
(Выступают те обучающиеся, которые приготовили сообщения о земноводных.)
У. Можно было приготовить оригами лягушку. Кто выполнил, выходите вперед. Сейчас устроим соревнование лягушек. Постройте их в одну линию. Пускайте. Чья лягушка дальше всех прыгнет? Вот такую игру можно провести и дома.
III. Создание проблемной ситуации.
У. Сегодня на урок я пригласила обучающегося 5 а класса Хакимова Фархада. Когда он учился в первом классе, подготовил проектную работу о древних животных. Послушайте Фархада, и думайте, о представителях какого класса он рассказывает.
(Выступление Фархада.) (Слайды.)
У. О каких животных рассказал Фархад?
Д. О динозаврах.
У. В какой же класс относятся динозавры?
IV. Открытие новых знаний.
1) У. Обратите внимание, сколько ног у динозавров?
Д. Четыре ноги.
У. Может тогда динозавры млекопитающие, у них тоже две пары ноги.
Д. Но у зверей тело покрыто шерстью.
У. Обратите внимание, некоторые динозавры умеют летать, может тогда они птицы?
Д. Но у птиц тело покрыто перьями.
У. Обратите внимание, динозавры могут находиться и в воде, может они земноводные?
Д. А у амфибий гладкая кожа.
2) У. Выясним особенности строения динозавров. Чем покрыто тело у динозавров?
Д. ?
У. У динозавров тело покрыто роговыми чешуйками. А как двигаются?
Д. Тяжело ходят по суше, тащат за собой хвост, почти ползают.
У. Динозавры ходят как бы пресмыкаясь к земле. Кожа какая?
Д. Кожа у них сухая.
У. Где обитают?
Д. И на суше, и в воде могут находиться.
У. Чем питаются?
Д. Есть растительноядные, которые питаются только растениями. Есть хищники, которые питаются мелкими животными. Некоторые едят и то , и то другое.
У. Оказывается, ребята, надо исследовать животного со всех сторон, чтобы определить к какому классу оно относится, а называние только одного признака недостаточно.
3) У. Оказывается, динозавры и еще несколько видов животных относятся к отдельному классу. Как называется их класс? Открыли учебник страницу 80, прочитайте тему урока.
Д. Пре-смы-ка-ю-щи-е-ся. (Запись на Слайде)
У. Какую задачу перед собой поставим?
Д. Узнать побольше о пресмыкающихся.
У. По толковому словарю Ожегова нахожу слово “пресмыкающиеся” и читаю толкование: “…класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо за земле.”
У. А хотите узнать, как по другому называют пресмыкающихся?
Д. Да.
У. Для этого заполняем кроссворд. Читаем загадки и из данных букв составляем отгадку, работаем в группах.
(Загадка о черепахе, крокодиле, ящерице, змее.)
Дети отгадывают, заполняют клеточки кроссворда, начерченного на доске.
Д. Получилось слово “рептилии”.
У. Значит, пресмыкающихся по-другому называют рептилиями.
4) У. Мы с вами не ответили на один вопрос. Как же размножаются пресмыкающиеся? Может они детей рождают? Может икринки откладывают? Может из яиц вылупляются детеныши?
(Ответы детей.)
У. Проверяем ваши ответы. Открыли страницу 81. Раиль читает 1-ый абзац. Значит как размножаются рептилии?
V. Закрепление изученного. (Слайды.)
1) У. Дышат рептилии легкими, питаются растениями, насекомыми, рыбами, мелкими млекопитающими. Есть среди рептилий растительноядные, хищники и всеядные. Все они теплолюбивы. Зимой пресмыкающиеся залегают в спячку. Ящерицы полезные животные, которые помогают человеку в борьбе с вредными насекомыми. Змеи тоже приносят пользу человеку своим ядом., из которого делают лечебные препараты. У черепах панцирь растет всю жизнь. В Африке живут черепахи -гиганты. Некоторые так велики, что на спине у них спокойно может усесться даже взрослый человек. На Мадагаскаре обитают родственники ящерицы – хамелеон. Он любит менять цвет. Благодаря меняющейся окраске он может прятаться в зеленой листве или сливаться с коричневой корой деревьев.
Вид крокодила – аллигатор. Но они менее страшнее, чем крокодилы и меньше размером. Крокодилы на суше трусливы, в воде ведут себя агрессивно. Чрезвычайно своеобразную группу пресмыкающихся составляют змеи. Язык раздвоенный. Среди змей есть ядовитые, укус которых смертелен.
А в наших краях какие рептилии обитают?
Д. Змеи, ящерицы.
У. Как себя вести при встречи со змеей?
Д. Не двигаться, замирать. Дать ему уползти.
2) У. Выполняем тест по тетради, страница 25. Работаем парами.
У. Проверяем. Были ошибки? Какой вывод для себя сделали?
Д. Дома повторить о пресмыкающихся.
VI. Рефлексия.
У. Что интересного открыли для себя сегодня на уроке? О чем расскажете дома?
У. Хотите узнать как слышат змеи? Хотите узнать до сколько лет живут крокодилы?
Д. Да!
У. Чтоб побольше узнать о рептилиях и рассказывать друзьям , читайте энциклопедии, учебник страницы 80–84, посещайте музей “Мир тропиков”. (Слайд.)