Урок математики на тему "Решение задач" (УМК "Гармония"). 3-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Закреплять умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки.

  • Развивать умение рассуждать, мыслить.

  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, учить беречь и укреплять свое здоровье.

Оборудование:

  • учебник Н.Б. Истомина «Математика», 3 класс, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.;

  • рабочая тетрадь, Н.Б. Истомина «Математика», 4 класс, ч.1, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 гг.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья. 
 (Все легонечко вздохнем,
 наш урок сейчас начнем)

II. Проверка дом. задания (с. 63 з. 191).

– Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте условие задачи.

– Какая из двух схем соответствует условию задачи, почему? («Правильную» схему открыть на доске.)

Рисунок 1.

– Сколько действий получилось при решении задачи?
– Что узнали в первом действии?
– Что узнали во втором действии?
– В третьем действии?
– Как записали ответ, прочитайте?
– Кто решил правильно задачу поставьте на полях 1 очко.

Постановка цели.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит отгадать ребусы. Отгадав ребус, откроется буква.

(Открывается слово «задача».)

– Правильно, сегодняшний урок мы посвятим решению задач.

– На уроке мы будем не только решать задачи, но и говорить о здоровом образе жизни. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? (Ответы детей.)

Девиз нашего урока:

Путь к здоровью лежит через зарядку,
Делайте с нами все по порядку.
Плаванье, бег, скакалка, батут
Здоровье и силу всем нам дадут!

III Устный счет.

Это ни для кого не новинка,
Перед стартом нужна «Разминка». 
Внимание, внимание!
Начнем соревнование. 

(Запись ответов в тетради в строку.)

1. У взрослого человека 6 л крови, а у ребенка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребенка? (6:2=3л)

2. Аптека продала 8 упаковок ваты, а бинтов в 9 раз больше. Сколько бинтов продала аптека? (8Х9=72б.)

3. Во время футбольного матча игроки команды «Зенит» забили в ворота команды «Спартак» 8 мячей, а футболисты «Спартака» забили в ворота противника только 2 мяча. Во сколько раз больше мячей забили в ворота противника футболисты из команды «Зенит», чем игроки из футбольного клуба «Спартак»? (8 : 2 =4р.)

4. Альпинисты поднимались в гору 12 ч., а спускались на 7 часов меньше. Сколько часов альпинисты спускались с горы? (12-7=5)

5. За все лето мальчики провели 42 игры в баскетбол, а девочки – 6 игр. Во сколько раз меньше сыграли в баскетбол девочки, чем мальчики? (42:6=7р.)

Проверка:

Карточки с числами ответов на доску: 3, 72, 4, 6, 7

– Кто допустил ошибку?
– Какая по счету задача решена неправильно?
– Поможем разобраться.
– Кто безошибочно выполнил задание, поставьте на полях 5 очков (5).

IV. Работа над темой урока.

Решение задач.

Русский народ всегда уделял своему здоровью большое внимание. В устном народном творчестве много пословиц:
– Здоров будешь – все добудешь.
– Здоровьем слаб, так и духом не герой.
– Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Придумывал подвижные игры, которые развивают ловкость, быстроту движений. Даже обычные прыжки со скакалкой.

Задача 1:

– Хочу предложить вам задачу, условие которой мне подсказало стих А. Барто "Веревочка" :

Звукозапись отрывка:

Это с нашего двора 
Чемпионы, мастера. 
Носят прыгалки в кармане, 
Скачут с самого утра. 
Во дворе и на бульваре
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду, 
И с разбега, на месте,
И двумя ногами

вместе:

Примерный вариант задачи:

Во время тренировочных упражнений в прыжках со скакалкой ребята выполнили с разбега 20 прыжков, прыжков на месте в 3 раза больше, а на двух ногах на 13 прыжков меньше. Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята??

  • С разбега – 20 прыжков.

  • На месте – ? в 3раза больше.

  • На двух ногах – ? на 13 прыжков меньше, чем на месте.

Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята?

Работа в парах

– Выберите схему, соответствующую условию задачи.
– Объясните свой выбор

Рисунок 2.

Решите эту задачу удобным для вас способом.

– Поднимите руку те, кто может решить задачу самостоятельно?
– Поднимите руку те, кому необходима моя помощь? (пригласить детей к доске, чтобы составить план решения задачи:

1) o хo =o (пр.)

2) oo =o (пр.))

Проверка.

Пригласить для проверки записать и объяснить задачу по действиям.

Пригласить для проверки записать задачу выражением.

– Какой еще можно поставить вопрос к условию задачи?

(Сколько всего прыжков на скакалке выполнили дети?
На сколько больше / меньше прыжков сделали дети на двух ногах, чем с разбега?)

– Кто решил правильно задачу поставьте на полях 2 очка

– Как мы следим за здоровьем в учебном процессе?

1) делаем по утрам зарядку;
Зарядка каждому нужна
2) посещаем уроки физкультуры;
3) посещение бассейна;

Физкультминутка.

Чтоб успешно развиваться, 
Нужно спортом заниматься. 
От занятий физкультурой 
Будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья, 
Все, что связано с движеньем. 
Вот, поэтому, ребятки, 
Будем делать мы зарядку. 
Будем вместе мы играть,
Бегать, прыгать и скакать.

«Плавание» – очень распространенный вид спорта в нашем поселке, укрепляет мышцы всего тела, развивает выносливость, быстроту.

– Попробуйте по предложенной схеме составить условие задачи про плавание, сформулировать вопрос к ней и решить:

Задача.

Рисунок 3.

Пример:

В плавательном бассейне в группе здоровья занимались 20 человек. Из них 6 студентов, школьников начальных классов в 2 раза меньше, остальные – школьники старших классов. Сколько школьников старших классов занималось в группе здоровья?

Решение:

I способ:
6:2 = 3(ч.)-школьн. мл. кл.
6 + 3 = 9(ч.) – студентов и шк.мл.кл.
20 – 9 = 11(ч.) – школьн. ст. кл.

 

20 – (6 + 6:2) = 11(ч.)

II способ:
6:2 = 3(ч.)
20 – 6 = 14(ч.)
14 – 3 = 11(ч.)

 

20 – 6 – 6:2 = 11(ч.)

 

Проверка.

– Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 3 очка.

Логическая задача. (Запись на доске.)

В соревнованиях по бегу Валера, Гриша и Сережа заняли три первых места.

Обозначьте римскими цифрами I, II, III, какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Сережа – не третье место.

Валера – ?

(III)

Гриша – ?

(I)

Сережа – ?

(II)

Проверка:

(По мере определения места каждого из ребят открывать римскую цифру.)

– Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 1 очко

Подведение итогов.

Посчитайте общее количество своих очков.
– У кого 12 очков, поставьте себе отметку «5».
– У кого 10 очков, поставьте себе отметку «4».
– Все ваши работы я проверю и оценю, поставлю отметку.

Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

Одному мудрецу задали вопрос: "Что для человека важнее – богатство или слава?" Он ответил: "Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля". Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

– Вспомним, под каким девизом мы с вами работали.
– На доске я разместила «Пьедестал настроения».
– Поднимите руки, кто на уроке: испытывал(а) трудности.

– Кому:

  • пришлось задуматься
  • интересно, комфортно