Цель урока:
- знать
Оборудование урока: мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
На уроке мы выучим, что такое проценты, решим несколько задач на проценты с интересным содержанием, поговорим о знаке “Качество. Кубань”.
2. Объяснение.
Сегодня я познакомлю вас с новым важным математическим понятием – проценты. Проценты были известны индейцам еще в 5 веке и это закономерно, так как в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый С.Стевин. В 1584 г. он впервые опубликовал таблицу процентов. Введение процентов было удобным для определения содержания одного вещества в другом; в процентах стали измерять количественное изменение производства товара, рост денежного дохода и т. д.
Итак, вспомним единицы длины, массы и площади: 100см. = 1м., 100а = 1га., 100кг. = 1ц.
– А какую часть метра составляет 1см? 1кг от 1ц? 1а от 1га?
– 1/100.
– 1/100 часть числа называется процентом. Записывается это так: 1%= 1/100 = 0,01. Тогда вся величина, т.е. 1=100%.
Примеры:
1) 2% = 2/100 = 0,02, 87% = 87/100 = 0,87, 125% = 125/100 = 1,25
2) Устно. Заполнить таблицу (высвечивается на экране мультимедийного проектора):
% | 1% | 5% | 10% | 20% | 25% | 50% | 75% | 100% | 200% |
дробь |
Так как наша школа работает по программе “Качество”, то на классных часах и уроках вы рассматривали вопросы здорового образа жизни, качества употребляемых продуктов, изучался спрос на продукты со знаком “Качество. Кубань”. Все употребляют молочные продукты. А что означает на пакете “Кубанская буренка” надпись: 3% жирности?
Решим эту задачу: 1000г. молока – 100%
Хг. жира – 3%
1000:100*3= 30 (г.) – жира содержится в 1литре молока.
Чем выше жирность, тем качественнее молоко.
Знак “Качество. Кубань” вы можете увидеть на таких продуктах: “Кубанская буренка”, “Дары Кубани”, минеральные воды “Архыз”, “Горячеключевская” и др. (Высвечивается на экране мультимедийного проектора.)
3. Закрепление (Задачи высвечиваются на экране):
Задача № 1. Фермер засеял 84га кукурузой, что составляет 50% планируемого. Сколько гектаров должен засеять фермер по плану?
Решение. 50%=50/100=0,5
84:0,5=840:5=168(га)
Ответ: 168га.
Задача № 2. В 2010 году в г.Краснодаре было высажено 5000000 цветов. Сколько цветов было высажено в 2009 году, если они составили 55% высаженных цветов в 2010 году?
Решение. 55%=55/100=0,55
5000000*0,55=2750000 (штук).
Ответ: в 2009 г. было высажено 2750000 цветов.
Задача № 3. В 5б классе 15 учеников, а девочек –7. Какой процент составляют девочки?
Решение. 1)7: 15=0,47 2) 0,47 * 100%=47%.
Ответ: 47% девочек в классе.
3. Закрепление: №1538, 1539. Ответы на вопросы по теме “Проценты”, которые проецируются на экран.
4. Итог урока: Мы познакомились с математическим понятием – проценты. Научились решать задачи на нахождение числа по его проценту и процент от числа. Узнали, что с помощью процентов вычисляют количественный состав добавок и натуральных веществ в продуктах, процент натуральных ниток (хлопка) в тканях, процент денежных доходов и т.д. Что товары со знаком “Качество. Кубань” содержат высокий процент качественных составляющих. Пользоваться товарами с этим знаком и употреблять продукты с этим знаком, значит вести здоровый образ жизни.
Выставляются оценки за урок.
5. Домашнее задание:
1-й вариант задания – п.40, стр.328 – ответы на вопросы, №1600, 1598,
2-й вариант задания – п. 40, стр. 328 – ответы на вопросы, № 1600, № 1. Определить процент потребляемых продуктов семьей со знаком “Качество. Кубань” в течение дня.