Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема: Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением игровых и мультимедийных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Цели:
- стремиться воспитать в детях целеустремленность, инициативность, любознательность;
- способствовать развитию логического мышления, развивать память, умения анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся, развивать представления о форме, размерах, цвете предметов;
- обеспечить формирование представлений о звездах и Солнце, показать, что Солнце — ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва;
- создать условия для формирования познавательной активности, повышения уровня учебной мотивации, интереса к изучению предмета.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда.
Оборудование:
для учителя: компьютер,мультимедийный комплект проектор + доска smart, компьютерная презентация “ Солнце ближайшая к Земле звезда”;
для учащихся: учебник “Окружающий мир 1”, автор А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса; компьютер MacBook,тесты по теме урока; разрезная мозаика (Солнце, Луна, звезды, Земля)
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Физкультминутка.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление и обобщение изученного материала. Работа с компьютером.
- Физкультминутка.
- Контроль знаний.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
- Ребята давайте все вместе улыбнёмся солнцу, которое пришло в гости к нам на урок. (Слайд 2)
- И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы: кто? что? где? когда? почему? и зачем?
- На предыдущем уроке окружающего мира мы говорили о профессиях взрослых людей. Давайте сейчас вместе с вами совершим путешествие в будущее и помечтаем, кем вы будете, когда закончите обучение в школе. (Ответы детей).
- Сегодня мы с вами отправляемся в новое далёкое путешествие.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
- А куда можно полететь на ракете?
- А как называется профессия человека, который занимается космосом? (Одеть шлемы, пристегнуть ремни)
- Отправляемся в путешествие …. где нас ждёт только самое удивительное. (Слайд 3, 4)
Начинам отсчет…..
- Вот мы и на месте… А знаете ли вы, что мы будем делать в космосе?
- Нет? Ну, тогда я предлагаю вам самим найти ответ на мой вопрос. У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. (Приложение 1) Если эти фигуры правильно сложить вместе то получится картинка, которая подскажет вам, о чем мы будем говорить сегодня. (Работа в парах)
- Какие картинки у вас получились?
- Вы догадались, о чем будем говорить сейчас? Правильно мы поговорим о Солнце, Земле и Луне и о звёздах.
- Но сначала разминка.
3. Физкультминутка
Вот как солнышко встаёт –
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт –
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеётся,
А под солнышком нам всем
Весело живется!
3. Объяснение нового материала.
- Сегодня “Муравьишка” приготовил новый вопрос, ответ на который мы попробуем найти. Прочитаем этот вопрос. (Слайд 5)
- Ребята, я прошу вас внимательно посмотреть на картинки, которые вы собирали. У кого получилось Солнце? Какие эмоции выражает ваше солнышко? (Ответы детей)
- Как вы думаете, в какое время суток солнышко улыбается? (Утром, днем)
- А какое заставляет его грустить и по какой причине? (Вечер, ночь)
- Земля поворачивается к Солнцу и наступает день – солнце улыбается, потом вечером Земля отворачивается от Солнца и оно грустит. (Слайд 6)
- Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды. (У кого на картинках получились Звезды)
- Солнце это тоже звезда просто она очень большая и светит ярче, чем другие звезды. (Слайд 7)
(У кого на картинках получилась Луна)
- Как вы думаете Луна это звезда? (Слайд 8)
- Луна сама не испускает свет, это холодное тело. Она словно зеркало отражает свет Солнца.
- Луну так же можно назвать младшей сестрой нашей планеты. Она всегда вращается вокруг планеты Земля. (Слайд 9)
- Возьмите свои космические фотоаппараты, давайте вместе сделаем космический снимок.
4. Закрепление и обобщение изученного материала. Работа на компьютерах.
Задание.
- Ввести код USER
- Открыть программу ЛОГО
- Выбрать фон – КОСМОС
- Одеть в Солнце —> +
- Одеть в планету Земля
- Одеть в Луну —> -
Физкультминутка.
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот).
Что это за шар? (Дети хором:“Солнце!”)
5. Контроль знаний.
-У вас на столах лежат листочки. (Слайд 14) Возьмите их. Я буду задавать вам вопрос, а вы подчеркните правильный ответ.
- Какая звезда светит ярче всех?
- Какой спутник постоянно вращается вокруг Земли?
- Внимательно послушайте загадку, найдите ответ на него на своих карточках и подчеркните его.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды)
Хорошо теперь отложите свои работы на середину стола.
6. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, что же нового вы узнали?
- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
- Почему звезды видны только ночью?
- Что такое Луна?
- Почему на Луне не живут люди?
Молодцы! Спасибо за помощь на уроке.