Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира на тему "Осенние деревья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Расширение знаний детей об осени, о красоте осенних деревьев, обогащать словарь детей, расширить творческие навыки детей.

Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального), развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках.

Материал к занятию: Мольберты, иллюстрации осенних деревьев, сундук, осенние листья, краски , кисти.

Ход занятия

Дети стоят на ковре полукругом.

Воспитатель: Ребята ! Посмотрите , сегодня нам в нашем занятии поможет сундук – помощник. А как вы думаете, что лежит в сундуке ?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Ой, сундук не открывается. На нем висит замок. Он, оказывается не простой, а с заданиями. Что надо сделать, чтобы сундук открылся ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно , отгадать загадки.

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)

Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья.)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Наш сундук – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит .

Дети подходят к сундуку и достают листья.

Воспитатель: Что это ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, а давайте с листьями поиграем.

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... листопад.

Игра с листьями. Правила игры:

  1. Листья брать понемногу.
  2. Аккуратно переносить их на стол.
  3. Не толкаться, подбрасывая листья..

Воспитатель: Мы поиграли с листьями, посмотрели на них. Какие они ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, осенние листья. Почему же мы играли с листьями ? О чем мы сегодня будем говорить ?

Ответы детей.

Воспитатель: Не просто о деревьях, а об осенних деревьях, об их красоте, многообразии, о буйстве осенних красок. А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.

Воспитатель: А давайте посмотрим пустой ли наш сундук – помощник? (В сундуке лежит еловая ветка.)

Ответы детей.

Воспитатель: Что же это ?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему же она зеленая ? Наверное, еще не пожелтела листва. Надо подождать,

Правда, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ! Но это тоже листья и называются они – хвоинки или по-другому как ?

Значит деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья ?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ! Все-то вы знаете. Посмотрите, РЕБЯТА, наш сундук – помощник что-то загрустил. Давайте посмотрим , может там еще что-то лежит ?

Воспитатель достает картинки с лиственными и хвойными деревьями.

Проводиться игра "Отгадай дерево".

Правила:

  1. Карточки лежат рисунками вниз.
  2. Выбирается двое детей.
  3. Нужно найти карточки с лиственными и хвойными деревьями и положить их на мольберт.
  4. Выигрывает тот, кто быстрее найдет нужные деревья.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А каких деревьев больше – лиственных или хвойных?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же происходит с деревьями осенью ?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение на тему осенних деревьев.

Лес осенний красок не жалеет –
Ярки грозди ягод и листвы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты

Воспитатель: Ребята ! Мы сегодня много говорили о осенних деревьях, об их убранстве. Вы знаете, что в нашем районе есть красивый парк. И сейчас там очень необыкновенной красоты деревья. Сейчас мы превратимся в художников и будем творить в своих мастерских и каждый изобразит осеннее дерево . Но сначала нам надо размять наши пальчики и руки.

Проводится пальчиковая гимнастика.

(Дети сидят на корточках.)

Осень листья золотит. (Дети медленно поднимаются, шевеля пальчиками.)

Ветер ими шелестит. (Качаем руками.)

Шур-шур-шур-шур. (Поглаживаем пальцы.)

И с деревьев их разносит. (Покружились.)

Поиграет, снова бросит. (Шевелим пальцами, садимся на корточки.)

Воспитатель: Отлично, Теперь вы готовы творить.

Обратите внимание на столы – наши дежурные уже все приготовили. Мы с вами заранее сделали заготовки деревьев. Сейчас спокойно садимся на свои места. Давайте проверим все ли у вас есть: кисточки, краски, заготовки, баночки с водой, подставка под кисточку, салфетка. Посмотрите какое красивое дерево получилось у меня. Что получится у вас мы скоро узнаем.

Сидим прямо, сильно не наклоняемся, друг другу не мешаем. И так, мы начинаем. Для того, чтобы создать осеннее настроение я включу вам музыку Антонио Вивальди "Осень".

После окончания работы Воспитатель говорит:

Какие вы все сегодня молодцы, а сейчас мы посмотрим какие красивые деревья у вас получились из них мы создадим осенний парк.

Дети приносят свои деревья на большой ватман. (Заготовки вырезаны из картона и обклеены сверху Ватой. Рисование происходит на смоченной водой вате. Краски выбираются по желанию детей – Красная, желтая, зеленая, оранжевая.)