Цель: Расширение знаний детей об осени, о красоте осенних деревьев, обогащать словарь детей, расширить творческие навыки детей.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального), развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках.
Материал к занятию: Мольберты, иллюстрации осенних деревьев, сундук, осенние листья, краски , кисти.
Ход занятия
Дети стоят на ковре полукругом.
Воспитатель: Ребята ! Посмотрите , сегодня нам в нашем занятии поможет сундук – помощник. А как вы думаете, что лежит в сундуке ?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Ой, сундук не открывается. На нем висит замок. Он, оказывается не простой, а с заданиями. Что надо сделать, чтобы сундук открылся ?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно , отгадать загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья.)Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Наш сундук – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит .
Дети подходят к сундуку и достают листья.
Воспитатель: Что это ?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, а давайте с листьями поиграем.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... листопад.
Игра с листьями. Правила игры:
- Листья брать понемногу.
- Аккуратно переносить их на стол.
- Не толкаться, подбрасывая листья..
Воспитатель: Мы поиграли с листьями, посмотрели на них. Какие они ?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, осенние листья. Почему же мы играли с листьями ? О чем мы сегодня будем говорить ?
Ответы детей.
Воспитатель: Не просто о деревьях, а об осенних деревьях, об их красоте, многообразии, о буйстве осенних красок. А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.
Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
Воспитатель: А давайте посмотрим пустой ли наш сундук – помощник? (В сундуке лежит еловая ветка.)
Ответы детей.
Воспитатель: Что же это ?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему же она зеленая ? Наверное, еще не пожелтела листва. Надо подождать,
Правда, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему ?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ! Но это тоже листья и называются они – хвоинки или по-другому как ?
Значит деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья ?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ! Все-то вы знаете. Посмотрите, РЕБЯТА, наш сундук – помощник что-то загрустил. Давайте посмотрим , может там еще что-то лежит ?
Воспитатель достает картинки с лиственными и хвойными деревьями.
Проводиться игра "Отгадай дерево".
Правила:
- Карточки лежат рисунками вниз.
- Выбирается двое детей.
- Нужно найти карточки с лиственными и хвойными деревьями и положить их на мольберт.
- Выигрывает тот, кто быстрее найдет нужные деревья.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А каких деревьев больше – лиственных или хвойных?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же происходит с деревьями осенью ?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение на тему осенних деревьев.
Лес осенний красок не жалеет –
Ярки грозди ягод и листвы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты
Воспитатель: Ребята ! Мы сегодня много говорили о осенних деревьях, об их убранстве. Вы знаете, что в нашем районе есть красивый парк. И сейчас там очень необыкновенной красоты деревья. Сейчас мы превратимся в художников и будем творить в своих мастерских и каждый изобразит осеннее дерево . Но сначала нам надо размять наши пальчики и руки.
Проводится пальчиковая гимнастика.
(Дети сидят на корточках.)
Осень листья золотит. (Дети медленно поднимаются, шевеля пальчиками.)
Ветер ими шелестит. (Качаем руками.)
Шур-шур-шур-шур. (Поглаживаем пальцы.)
И с деревьев их разносит. (Покружились.)
Поиграет, снова бросит. (Шевелим пальцами, садимся на корточки.)
Воспитатель: Отлично, Теперь вы готовы творить.
Обратите внимание на столы – наши дежурные уже все приготовили. Мы с вами заранее сделали заготовки деревьев. Сейчас спокойно садимся на свои места. Давайте проверим все ли у вас есть: кисточки, краски, заготовки, баночки с водой, подставка под кисточку, салфетка. Посмотрите какое красивое дерево получилось у меня. Что получится у вас мы скоро узнаем.
Сидим прямо, сильно не наклоняемся, друг другу не мешаем. И так, мы начинаем. Для того, чтобы создать осеннее настроение я включу вам музыку Антонио Вивальди "Осень".
После окончания работы Воспитатель говорит:
Какие вы все сегодня молодцы, а сейчас мы посмотрим какие красивые деревья у вас получились из них мы создадим осенний парк.
Дети приносят свои деревья на большой ватман. (Заготовки вырезаны из картона и обклеены сверху Ватой. Рисование происходит на смоченной водой вате. Краски выбираются по желанию детей – Красная, желтая, зеленая, оранжевая.)