Цель: Средствами музыки обобщение знаний детей о жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), о цвете и настроении, о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
- Средствами музыки (песни) закреплять умение детей различать жанры изобразительного искусства.
- Углублять представления детей о соответствии цветовой гаммы образу, настроению музыки, средствам музыкальной выразительности.
- Развивать исполнительские навыки (пение, движение, музицирование).
- Развивать творческое воображение, фантазию в изобразительной деятельности, умение импровизировать в музыкальной и танцевальной деятельности.
- Воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
- Воспитывать коммуникативные качества: дружелюбие, умение помогать, уступать другу.
Ожидаемый результат: Отражение детьми в рисунках жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт). Восприятие красоты окружающего мира (навеянной музыкой) с помощью выразительных средств цветовой палитры.
Интеграция образовательных областей: “Музыка”, “Познание”, “Художественное творчество”, “Коммуникация”.
Интеграция продуктивных видов детской деятельности: музыкально-художественная, двигательная, изобразительная.
Пособия | Атрибуты | ТСО | Для детского творчества |
– Карточки к м.д.и. “Цвет и настроение”, – схемы движения мелодии, – картинки - “эмоции” на стойках. |
– Цветик – семицветик, – ваза, – доска из оргстекла, – кисть, – разноцветные ленты и шарфы, – веревочки, – музыкальные инструменты. |
– Фортепиано, – музыкальный центр, – синтезатор, – ноутбук, – экран, – проектор для демонстрации слайдов. |
– Акварельные краски, – гуашь, – кисти, – листы цветной бумаги. |
Оформление зала – красочное, с использованием детских рисунков.
Ход занятия
Под музыку песни “Точка, точка, запятая” (1) дети свободно вбегают в зал.
Воспитатель обращает внимание на то, что в зале нет музыкального руководителя, а на экране его портрет (Приложение, Слайд 2). На полу – “рисунки” из веревочек (кораблик, Баба Яга, человечек). Дети высказывают свои предположения, что изображено на “рисунках”. Воспитатель предлагает детям позвать музыкального руководителя, чтобы он помог во всем разобраться. (Дети зовут музыкального руководителя по имени и отчеству.)
Музыкальный руководитель: (входит в зал в костюме художника)
Здравствуйте, ребята! Вы попали в цветомузыкальную страну. Музыка превратила меня в музыканта– художника. Оказывается, когда звуки музыки и краски встречаются на листе бумаги, они начинают разговаривать друг с другом на своем цветомузыкальном языке, рисовать образы, выражать чувства и настроения. Тогда получаются красивые цветомузыкальные рисунки и картины.
Воспитатель побуждает детей к вопросам по поводу “рисунков” на полу.
Музыкант-Художник: Эти бесцветные рисунки говорят о том, что кто-то хочет с нами пообщаться и, может быть, подружиться. Ребята, вы готовы поделиться своими знаниями и умениями с другими детьми?
Дети отвечают согласием и интересуются, кто хочет с ними познакомиться.
Музыкант-Художник: Вы все узнаете сами, но сначала нам надо “раскрасить рисунки” – по прослушанному музыкальному фрагменту подобрать цвет к рисункам из веревочек. Как это сделать?
Дети высказывают свои предложения: внимательно послушать музыку; услышать, как она звучит, как движется мелодия; взять разноцветные карточки; подумать, посоветоваться с друзьями, какие подобрать цвета.
Музыкант-Художник: Как лучше выполнить это задание? (Дети говорят, что можно по одному, можно всем вместе.) Вы разделитесь на две подгруппы. Каждая подгруппа получит набор цветных карточек. Задание выполнять будете коллективно, советуясь друг с другом, а потом выскажете и обоснуете свое решение, почему вы для своего рисунка из веревочки выбрали одну или несколько цветных карточек. Лишние, по вашему мнению, цветные карточки можно убрать в сторону.
Самое трудное задание я попрошу выполнить Надю и Дениса. Им нужно будет подобрать цветные карточки к рисунку из веревочек и к пьесе П. Чайковского “Баба Яга”.
Игра “Подбери цвет к музыке и рисунку”.
В записи звучат фрагменты пьес для каждой подгруппы детей. “Море” Н. Римского-Корсакова – к “рисунку” кораблик. “Детская полька” М.Глинки – к “рисунку” человечек. “Баба Яга” П. Чайковского – к “рисунку” Баба Яга (2).
Дети, прослушав короткие музыкальные фрагменты, выполняют задание в соответствии со спокойной, радостной или тревожной музыкой. Объясняют, почему выбрали такие цвета, опираясь на средства музыкальной выразительности. Оценивают правильность выполнения всех заданий.
Музыкант-Художник: А теперь возьмите веревочки, потанцуйте с ними и попробуйте что-нибудь изобразить сами.
Дети, танцуя под музыку, придумывают движения с веревочкой, а с окончанием музыки подбрасывают веревочку вверх и, когда она упадет на пол, пытаются, проявив фантазию, назвать получившийся из веревочки рисунок. Музыкант-Художник и воспитатель побуждают детей к взаимооценке и самооценке. Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Музыкант-Художник: Теперь нам можно совершить путешествие на чудесную детскую планету изобразительного искусства “Каля-Маля” и рассказать о себе. Попасть туда поможет нам музыка, песня!
Дети поют песню “Планета “Каля-Маля” сл. и муз. З.Роот (3)
На экране появляется изображение планеты Каля-Маля (Слайд 3).
Звучит вступление к песне “Волшебный цветок” муз. В Шаинского (4). В зал входит девочка в костюме Цветика-Семицветика. В руке у нее цветок с семью разноцветными лепестками.
Девочка Цветик-Семицветик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Цветик-Семицветик. Добро пожаловать на планету “Каля-Маля”.
Дети: Здравствуй, Цветик-Семицветик!
Девочка Цветик-Семицветик: Мне очень понравилась ваша песенка о моей планете. Давайте дружить! Ведь все на свете дружат, как дружат цвета радуги и музыкальные звуки. Как птицы – с небом, земля – с дождями. Как дружит солнце со всеми нами! А выражается эта дружба через разные эмоции, чувства и настроения людей.
Дети принимают предложение дружбы.
Музыкант-Художник: Как красиво на твоей планете, Цветик-Семицветик! Сколько интересных рисунков! Наши дети тоже любят рисовать.
Девочка Цветик-Семицветик: Расскажите, что изображают на своих рисунках дети планеты Земля. Как, чем, на чем они рисуют? (Рассказы детей, ответы на вопросы.)
Музыкант-Художник: А вот о жанрах изобразительного искусства тебе расскажет песенка.
“Песенка о картинах” муз. Г.Гладкова, сл. А. Кушнера (5).
Дети-солисты поют запевы, а остальные дети заканчивают куплет. В это время на экране появляются слайды с изображениями, соответствующими словам куплетов песни (Слайды 4 – 17).
Девочка Цветик-Семицветик: Я все поняла. Вы любите рисовать природу, овощи, фрукты, цветы, портреты своих друзей и любимых животных. Правильно?
Музыкант-Художник: Да. А теперь ты, Цветик-Семицветик, расскажи о себе. Почему тебя так назвали? Что ты любишь рисовать? Какое у тебя бывает настроение?
Девочка Цветик-Семицветик: Какое настроение у меня бывает – расскажут линии. Линии очень хорошо передают характер, настроение человека, музыки или картины.
Девочка сухой кисточкой (без краски) рисует на доске из оргстекла линии “с характером”: волнистую, прямую, отрывистую, точки. (Дети называют линию и соотносят ее с тем, какое настроение она может изобразить, как может двигаться мелодия.) Для детей, у которых недостаточно развито воображение, рядом доской на мольберте стоят карточки-схемы движения мелодии.
Девочка Цветик-Семицветик: – Рисовать, как и вы, я люблю все, что меня окружает. А назвали меня в честь цветка, имеющего лепестки семи цветов. Отгадайте-ка загадку! Разноцветное коромысло над землею повисло. Что это такое?
Дети: Радуга! (Слайд 18)
Девочка Цветик-Семицветик: Правильно! В радуге семь цветов.
Музыкант-Художник: Я хочу вам сказать, что радугу можно нарисовать не только красками. Ее можно нарисовать звуками музыки. Как это сделать? (Дети высказывают предположения – сыграть на музыкальных инструментах, спеть.)
Музыкант-Художник предлагает желающим детям изобразить радугу звуками, сыграв ее на металлофоне любым приемом (постепенное движение мелодии вверх – удары по пластинкам или глиссандо). Дети выполняют задание. Остальные дети на звук “ля” поют гамму в восходящем движении, как будто “взошла” радуга. Затем – вниз, как будто радуга исчезла, “растаяла”.
Музыкант-Художник предлагает детям из семи детских шумовых и музыкальных инструментов выбрать тот, который по звучанию подходит одному из цветов радуги: от самого темного, фиолетового цвета, соответствующего низкому звучанию до самого яркого, красного, соответствующего высокому звучанию. Желающие дети выбирают себе инструмент. Слушают звучание каждого инструмента. Определяют высоту звучания в сравнении с другими инструментами. Для того чтобы детям легче было выполнить задание, взрослые помогают им встать в нужном порядке: от самого низкого звучания инструмента к самому высокому. Затем дети по очереди пытаются сыграть на инструментах “музыкальную радугу”. Звучат барабан, деревянные ложки, маракас, бубен, колокольчик, треугольник, металлофон.
Девочка Цветик-Семицветик: Какая чудесная радуга из звуков получилась у вас!
Музыкант-Художник: Наши девочки знают песню о радуге. Разучи ее и спой вместе с нами!
С детьми и девочкой Цветиком-Семицветиком разучиваются слова и мелодия припева песни “Радуга” муз Архиповой сл. Р. Голосовой (6).
Затем песня исполняется с солистами под минусовую фонограмму. Певческая установка “стоя”.
Солисты поют запевы куплетов песни, остальные дети подпевают припев, слегка покачиваясь с ноги на ногу. Желающие дети на проигрыш музицируют на музыкальных инструментах.
Девочка Цветик-Семицветик: Замечательная, солнечная песня! Я дарю вам разноцветные ленты и шарфы. Потанцуем с ними!
Дети сами выбирают атрибут (разноцветный шарф или ленту), импровизируют в танце под песню “Раз, два, радуга!” муз. О. Хромушина, сл. В. Семернина (7).
Девочка Цветик-Семицветик: Яркий, разноцветный танец у нас, ребята, получился!
Музыкант-Художник: Цветик-Семицветик, очень жаль, но скоро нам нужно будет возвращаться домой на планету Земля. Мы все подружились с тобой. (Просит детей поделиться впечатлениями от посещения планеты “Каля-Маля”.)
– Ребята, что можно нарисовать и оставить в подарок (на память о себе) Цветику-Семицветику и всем жителям планеты “Каля-Маля”?
Дети рассуждают, фантазируют и высказывают варианты рисунков-подарков, на которых можно изобразить, например, пейзаж (природу планеты Земля или планеты “Каля-Маля”). Свой портрет, портрет своей семьи, своего друга, любимого животного или портрет девочки Цветика-Семицветика. Нарисовать натюрморт. Например, “Волшебный цветок” в вазе в композиции с необыкновенными овощами и фруктами, растущими на планете “Каля-Маля”.
Музыкант-Художник: Постарайтесь использовать цвета и краски, соответствующие вашему настроению, которое подарила музыка, встреча с Цветиком-Семицветиком и само пребывание на планете “Каля-Маля”.
Ребенок:
Как приятно, как приятно
Кисти, краски в руки взять,
На листе простой бумаги
Все, что хочешь рисовать!
Фоном звучит музыка (8). Дети выполняют творческую работу красками или гуашью (на свое усмотрение), используя разные приемы рисования, выбирая цвета красок, придумывая сюжет рисунка. Воспитатель индивидуально напоминает приемы рисования.
Музыкант-Художник: Мои маленькие художники! Расскажите Цветику-Семицветику, что вы хотели сказать своими рисунками, какие чувства выразить? Как вы оцениваете свои работы и работы друзей? Дети говорят о своих рисунках, в каком жанре выполнены, какие цвета использовали, для чего они рисовали рисунки (чтоб сделать приятный подарок, чтобы украсить “картинами” детей помещение). Рисунки на память дети оставляют Цветику – Семицветику. (Рисунки)
Девочка Цветик-Семицветик: Спасибо вам, ребята, за рисунки. Я покажу их своим друзьям. Буду ждать новой встречи с вами!
Музыкант-Художник: Дети, приглашайте Цветика – Семицветика к нам в гости на планету Земля. (Дети общаются с девочкой, приглашают ее в гости). А мы еще вернемся, чтобы нарисовать новые рисунки о чудесной детской планете.
Девочка Цветик-Семицветик: Я очень рада! Принимаю ваше приглашение!
(Слайд 19) С пением 1го куплета песни “Планета – Каля – Маля” муз. и сл. З. Роот (3) дети “возвращаются” в д/сад.
Музыкант-Художник: Вот и закончилось наше путешествие на планету “Каля-Маля”. Мы вернулись в родной детский сад. Скажите, что больше всего понравилось в путешествии. (Высказывания детей.) С чем вам легко было справиться, что показалось трудным? (Ответы детей.) То, какое у вас настроение, какие эмоции вас переполняют, покажите, пожалуйста, мимикой или подойдите к стойкам с изображением эмоций. Раз, два, три – настроение покажи!
Музыкант-Художник: А мне понравилось то, как вы обменивались с Цветиком-Семицветиком своими знаниями и умениями; понравилось ваше старание и настроение, с которым вы выполняли все задания: пели, танцевали, рисовали; понравились ваши яркие, красочные, веселые рисунки, и еще то, какие вы были дружные. До свидания, ребята! До новых встреч в цветомузыкальной стране! (Слайд 20)
Дети прощаются с музыкантом-художником и, обмениваясь впечатлениями, уходят с воспитателем в группу.
Используемая литература, пособия:
- CD “Буратино № 95.
- Аудиокассета “Мир звуков и настроений”.
- Журнал “Музыкальный руководитель” № 3 – 2007– стр. 68.
- Аудиокассета “Ритмическая мозаика” № 1.
- Журнал “Музыкальный руководитель” № 4 – 2005-стр. 47.
- Журнал “ Дошкольное воспитание” № 4 – 1996– стр. 109.
- Аудиокассета “Супердискотека для детей” № 3.
- CD “Музыка Игоря Крутого”.