Летний лагерь – это радость общения с друзьями, познание окружающего мира. Детство – особая пора в жизни человека, время самого интересного и активного развития личности. Период детства должен быть временем мира и здоровья, духовно-нравственного, интеллектуального становления и роста. В летнее время тема сохранения здоровья особенно актуальна.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: “Лето – это маленькая жизнь!”, а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России.
Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого нал собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем “извлечения” из книг или чужого опыта.
На базе летнего оздоровительного лагеря “Дружба” существует отряд “Юность”, девизом которого является “Мы самые юные, самые смелые. Все говорят, а мы, делаем”. Отряд посещают учащиеся 7 класса. Программа этого отряда является частью патриотического воспитания. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, посвятить свою жизнь лужению ей – все это является одним из основополагающих принципов государственной политике в области образования, закрепленных в Законе РФ “Об образовании”.
Были поставлены и успешно реализованы цели и задачи лагеря дневного пребывания.
Цель:
- развитие творческих способностей и активизация научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся по изучению достопримечательностей р.п. Мокроус, биографий замечательных людей;
- организация досуга учащихся через претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций по сохранению и приумножению культурного наследия;
- оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым жителям поселка, благоустройство территории около школы, около памятника погибшим воинам- землякам, организация отдыха учащихся, создание условий для формирования здорового образа жизни.
Задачи:
- воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа;
- воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
- пропаганда подвигов защитников Отечества;
- использование культурных и исторических ценностей для развития интеллектуального потенциала детей;
- экскурсионная работа с учащимися, населением, тесная связь с ветеранами;
- пополнение фонда школьного музея и обеспечение его сохранности;
- развитие общественной активности учащихся, овладение практическими навыками поисковой исследовательской работы;
- формирование интереса к истории родного края, уважения к традициям, обычаям, культурному наследию;
- воспитание гражданских позиций личности, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
- развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
- сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи;
- формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Направления работы
- Гражданско-патриотическое.
- Краеведение.
- Нравственно-эстетическое.
- Оздоровительное.
Формы работы
- Коллективные творческие дела.
- Экскурсии.
- Выходы в культурные учреждения.
- Встречи (с медицинскими работниками, работниками РОВД).
- Походы к ветеранам и престарелым людям.
- Прогулки в природу.
- Трудовые и экологические десанты.
- Конкурсы и конкурсные программы.
- Просмотр видеофильмов.
- Выставки.
- Беседы.
Этапы реализации плана
1. Подготовительный этап
- разработка плана;
- определение целей и задач;
- налаживание взаимодействия с учреждениями микросоциума.
2. Основной этап
- Реализация основных целей и задач воспитательного плана лагеря, по средствам выбранных форм работы, взаимодействия с социумом.
3. Заключительный этап
- Подведение итогов и анализ результатов плана.
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, повышение их энергетического потенциала и расширение социального опыта.
- Формирование патриотического и экологического самосознания.
- Формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга.
- Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Группой была проведена большая работа, в которой применялись разнообразные формы проведения занятий, такие как:
- Экскурсии и посещение музея –
Для того чтобы дети в отряде чувствовали себя уютно, не скучали, чтобы им было интересно, были организованы различные мероприятия.
Для ознакомления с делами, которые ожидают их в течение смены, была оформлена план-сетка, оформлен информационный уголок, в котором помещены правила поведения детей в отряде, распорядок дня.
Программа каждого дня была насыщенной, интересной и полезной для детей в плане интеллектуальном и оздоровительном. День начинался с утренней зарядки.
Календарный план отряда “Юность” выполнен полностью. По рефлексии, проводимой в последний день работы группы, дети отметили, что каждый день пребывания в лагере был полон эмоций, насыщен мероприятиями и зарядом бодрого настроения и здоровья. Ребята устроили на прощание костр дружбы и с удовольствием рассказали, как им понравилось отдыхать в лагере. Ну, а самое главное они пообещали пропагандировать и сами вести здоровый образ жизни, формировать интерес к истории родного края, уважения к традициям, обычаям, культурному наследию.