Звучит якутская музыка, дети входят в зал, ведущая рассаживает детей, здоровается – Дорообо.
Ведущий: Ребята, скажите, в какой республике мы с вами живем?
Дети: В Якутии.
Ведущий: Вы наверно знаете, что в каждой республике есть свой гимн. Послушайте в исполнении воспитателей гимн Якутии (дети и взрослые встают).
Звучит Гимн Якутии.
Ведущий: Как называется столица нашей республики?
Дети: г. Якутск.
Ведущий: А как называется наш город?
Дети: г. Алдан.
Ведущий: И вы, конечно, знаете, как называется наш детский сад?
Дети: “Светлячок”.
Ведущий: Так давайте споем песню о нашем д/саде.
Дети исполняют песню “Хорошо у нас в саду”.
Ведущий: Скажите, наша республика большая?
Дети: Да, наша Якутия большая.
Ведущий:
“То в снегах, то в ливнях, то в туманах
Богатырской силы не тая
Возле двух великих океанов
Ты лежишь Якутия моя!”
Ребята, а чем богата наша республика?
Дети: Полезными ископаемыми: золотом, углем, алмазами; богата лесом, пушным зверем.
Ведущий: Да, наша тайга и тундра богата и зверем, и ягодой, но главное богатство нашей республики – люди, населяющие ее.
Какие народы населяют нашу республику? (Ответы детей.)
Ведущий: Наша республика многонациональна. Говорят, что раньше на Севере жили одни юкагиры, потом прибыли эвены и эвенки, затем якуты, а уж потом русские, и другие национальности.
Ребята, вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами полетели на север нашей республики – к юкагирам, посмотрим, как они там живут.
Закрыли глаза и “полетели”…
Появляется Хозяин Тайги.
Хозяин Тайги: Я – Хозяин Тайги. Дорообо. Наконец-то я вас нашел. Как вас много, какие вы все красивые, нарядные. Вы прилетели на дальний север. Здесь почти всегда зима, только на 3 месяца появляется солнце. Деревья здесь маленькие, они боятся сильных северных ветров. А весной, когда появляется солнце, деревья тянутся к нему, радуются солнцу. Зимой оно никогда не показывается, даже на 1 мин. Вот как у нас здесь холодно.
Появляется собака Чага.
Хозяин тайги: Как поживаешь, Чага?
Чага: Плохо, старая стала, плохо вижу. Лапы слабые.
Хозяин тайги: Ну, что ты, Чага, не унывай.
Чага: Как же мне не печалиться, я больше не могу охранять своих друзей.
Хозяин тайги: У тебя все будет хорошо, не унывай (Чага убегает).
Звучит хомус.
Появляются 2 лебедя.
Лебеди: Вот мы и дома, солнце нас встречает, кончилась полярная зима. (Появляется Чага.) Вот теперь я вижу, что в тундру пришла настоящая весна.
Чага: Дети, вставайте, гуси-лебеди прилетели!
Из чума выходят мальчик и девочка.
Мальчик: Новое солнышко встало! Новое солнышко встало!
Девочка: Новое солнышко теплое, ведь солнце всю зиму спало, теперь ему надо хорошо трудиться. Да?
Мальчик: Не надо было ему всю зиму лениться!
Чага: А теперь давайте быстренько умываться. Не хорошо с грязным лицом смотреть на новый мир!
Дети исполняют песню.
Девочка: Как весело! Как весело! Давай во что-нибудь поиграем… А давай играть в оленей. Папа говорит, что когда у оленей вырастают новые рога, то появляются новые мысли.
Мальчик: Я олень! Я олень! (Дети бегают друг за другом под якутскую музыку.)
Чага: А я побегу, всем ребятам расскажу. (Убегает.)
Вся группа исполняет “Песенку о льдинках”.
Девочка: Эта песенка про море. У каждого в тундре есть своя песня.
А я знаю пословицу о весне.
Рассказывает пословицу на якутском языке (ведущий переводит).
Ведущая: А наши дети тоже знают пословицы на якутском языке.
(Дети рассказывают пословицы.)
Мальчик: А я хочу загадать вам загадку.
Загадывает загадку на якутском языке, ведущая переводит.
Звучит музыка, вбегает олененок, танцует.
Мальчик: Густава, откуда ты здесь?
Девочка: Почему ты не в стаде?
Густава: Там скучно.
Мальчик: Как ты здесь очутилась?
Густава: Я бежала за ветром вдогонку, а ветер убежал от меня.
Мальчик: Так не хорошо, Густава, (грозит пальцем), нужно ходить в стаде с пастухом.
Девочка: Смотри, Густава, в округе появился злой песец, он тебя изловит.
Густава: А я убегу от него (бегает, все за ней). Смотрите, смотрите (показывает на ветки березы), рожки растут.
Мальчик: Какая смешная ты, Густава, это просто почки распустились.
Густава: Не смешная я, а маленькая и рожки у меня совсем маленькие (мальчик и девочка трогают их). А вы про меня песенку знаете?
Мальчик: Знаем, только громко звенит ручей.
Девочка: Тише, тише (гладит ручей), погоди звенеть, успеешь еще назвенеться.
Все дети исполняют песню об олененке (олененок танцует).
Густава: Хорошая песенка, мне нравится, что в ней пелось о моих рожках.
Мальчик: А теперь, Густава, отправляйся в стадо, мы тебя проводим.
Девочка: Нам тоже пора домой (уходят).
Появляются гуси.
Гуси: Весна! Весна! Просыпайся тундра! – 2 раза.
Звучит хомус в грамзаписи (гуси улетают).
Ведущий: Сегодня из далекого севера к нам приехала танцевальная группа со своей музыкальной композицией.
Группа детей исполняют танец “Эскимосы”.
Ведущий: А еще к нам приехали гости, они хотели представить нам свои номера:
Игра на хомусах.
Стихотворение.
Танец
Песня “Якутяночка” – исполняют воспитатели д/сада.
Ведущий: Скажите, ребята, вам понравилось в гостях у юкагиров?
А теперь мы с вами представим, что мы полетели на юг нашей республики в стойбище к оленеводам – якутам (закрыли глаза).
Выходит воспитатель (якуточка) в национальном костюме, здоровается на якутском языке, угощает гостей якутским напитком – молоком из чарона..
Воспитатель: Чарон – это национальный сосуд. С этими прекрасными чаронами, для всех гостей, наши девочки станцуют танец..
Девочки исполняют “Танец с чаронами”.
Воспитатель:
“Прикосновеньем нежных рук
И ты ожил вдруг мой хомус.
Летит напев твой над долиной
Подобно песне журавлиной”.
В исполнении воспитателя. звучит хомус.
Ребенок:
“Люблю Якутию родную,
Равнины светлые ее, полей колючее жнивье,
Всю, всю цветущую земную
Люблю Якутию родную!”
Ведущий: А сейчас (имя ребенка) прочитает считалку, которой выберет ведущего для проведения якутской национальной игры.
Считалка.
Проводятся якутские национальные игры:
- “Перетягивание палок”;
- “Бой соколят”.
Ведущий: Ребята, мы с вами побывали на юге Якутии – в стойбище у якутов. Как вас встретила Хозяйка чума? (Ответы детей.) А теперь нам нужно вернуться на Алданскую землю, в наш родной г. Алдан.
Дети встают в круг, исполняют “Алданский хоровод”.
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами сделали доброе дело, побывав у народностей Севера, познакомившись с ними и их жизнью. Мы побывали на севере у юкагиров, на юге – у якутов. И я уверена, что сегодняшнее путешествие вам понравилось и вы теперь еще больше захотите узнать о жизни северян и о нашей республике.
А теперь приглашаем всех гостей на хоровод “Осуохай”.
Воспитатель: Дорогие наши гости, примите наше угощение (угощает всех лепешками).
Звучат якутские песни.