Тип урока: обобщение изученного.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Цели:
- обучающая: обобщить знания по заданной теме; обучать правильному и обоснованному подбору синонимов; формировать умения находить прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; учить использовать прилагательные при описании природы; работать над орфографической зоркостью; продолжать работу по анализу текста;
- развивающая: развитие творческих способностей учащихся, монологической и диалогической речи, развивать память, наблюдательность, познавательный интерес к предмету; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;
- воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к предмету, воспитывать чувства прекрасного; содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя.
2. Работа по теме урока.
– Сегодня мы продолжим изучение темы, но особое внимание обратим на употребление прилагательных в разных стилях речи. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
“Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”
К. Паустовский.
– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)
– Для чего нужны прилагательные в речи? (Делают нашу речь более яркой, точной, выразительной.)
– Сегодня на уроке мы посмотрим как “ работают прилагательные в разных стилях речи.
а) – Прочитайте предложения.
1. Широкий двор был весь покрыт белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Тяжелыми шапками снега покрыты темно-зеленые ветви елей. Синеватые тени лежат на белых сугробах.
Скажите эти предложения можно назвать текстом? Почему? К какому типу и стилю можно отнести этот текст? (Тип повеств., стиль художествен.).
– Выпишите из текста в тетрадь прилагательные в ед. ч. Т.п. (Белым, мягким.) Укажите их постоянные и непостоянные признаки (кач., полн. ф., Т.п., ед.ч., м.р.).
– А есть еще прилагательные в этом тексте? Назовите их (широкий, морозный, тонкий, тяжелыми, темно-зеленые, синеватые, белых).
– Посмотрите как много прилагательных в этом небольшом тексте. Какова же их роль ?(прил.помогают увидеть красивую зимнюю картину, точнее описать предметы, передают отношение автора, делают текст более выразительным, ярким, точным).
б) – Мы работали с прозаическим текстом, а теперь давайте посмотрим как “работают” прилагательные в поэтическом тексте.
– Давайте вспомним известное стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Ребята, а вы знаете, где было написано это стихотворение?
– В тверской области, в Старицком районе есть деревенька Павловское. В это тихое, уютное, живописное селение любил приезжать поэт. Однажды, выйдя из дома, Александр Сергеевич был очарован увиденным зимним пейзажем. И в минуты творческого подъема Пушкин создает шедевр пейзажной лирики – “Зимнее утро”.
– Давайте его вспомним.
2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
На встречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Задание для 1-го вар. – найти в этой строфе обращения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Задание для 2-го вар. – найти основы предложений, сосчитать их.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Задание для 3-го вар. – найти в этой строфе опасные места.
Прежде, чем мы начнем работать с этим текстом, скажите, что такое эпитеты? (Красочные определения.)
– А сейчас поработаем по вариантам (3-й варианта) 1-й вар. – 1 строфа; 2-й вар. – 2 строфа; 3-й вар. – 3 строфа (тексты на партах). Нужно выписать из стихотворения эпитеты, определить их разряд. Каждому варианту дано дополнительное задание (см. приложение).
– Давайте проверим. 1-й вариант – ваши эпитеты, их разряд (чудесный, прелестный, качественные). Вам нужно было найти обращения (друг прелестный, красавица). 2-й вар. (Мутном, бледное, мрачные, печальное, качественные.) Нужно было объяснить знаки препинания.
3-й вар. (Голубыми, великолепными, прозрачный, качественные.) Какие опасные места в словах вы нашли?
– Прилагательные, которые вы назвали по разряду – качественные. А с какой целью автор использовал эпитеты в этом тексте? (Показать настроение радости, выразить возвышенное, восторженное чувство поэта.)
– А какую картину помогли нарисовать? (Картину чудесной природы, очень красочно, выразительно.)
– Какой вывод можно сделать? (В поэтическом тексте тоже много прилагательных. Они создают не только красочную картину, но и передают наши чувства.)
– На примерах этих текстов мы увидели, какую роль играют прилагательные в художественном стиле и пришли к выводу, что употребление прилагательных придает речи яркость, образность, точность описания. Прилагательные помогают раскрыть отличительные свойства предмета, могут передавать отношение автора к данному предмету.
в) А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: к какому стилю речи он относится?
Метель, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.)
Буран, пурга, вьюга, метелица бывают при северном, сильном ветре. Буран снизу, когда, вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег. (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.)
– А как вы думаете, в научном стиле много прилагательных? Почему? (В текстах научного стиля не ставится задача создать картину, описать ее. Прилагательные конкретизируют предметы, а не описывают их. Основная функция научного стиля – передача информации, объяснение научных результатов, здесь нужна точность, конкретность, однозначность.)
г) – Я заранее давала задание проанализировать тексты официально-делового стиля и посмотреть как там “работают” имена прилагательные. (Читается два текста.) Делается вывод, что в таких документах как заявления, инструкции, законы прилагательные используются редко, потому что официально-деловой стиль обслуживает сферу деловых отношений. Здесь важна точность, однозначность выражений. Прилагательные в таких текстах используются для конкретизации предмета, для характеристики человека. Роль прилагательных в этом стиле невелика.
Вывод. Мы сейчас посмотрели какую роль играют имена прилагательные в художественном, научном и официально-деловом стилях. Какой вывод можно из этого сделать? (Больше всего прилагательные употребляются в художественном стиле, так как они придают нашей речи точность, меткость, выразительность, помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету. Меньше прилагательных встречается в научном стиле и официально-деловом, потому что в таких текстах не нужно создавать красочную картину, описывать какие-то предметы, явления.)
3. – Очень часто при построении текста мы используем одни и те же слова. Чтобы избежать повторов, какие слова-помощники нам помогут? Давайте вспомним, что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов.)
– А сейчас поиграем. Я показываю цвет, а вы подбираете и записываете синонимы.
Фиолетовый (баклажановый, сиреневый, лиловый).
Красный (багровый, багряный, алый, пунцовый, пламенный, рубиновый, огненный, кровавый, пурпурный).
Желтый (золотой, золотистый, лимонный, солнечный, янтарный, песочный).
Синий (бирюзовый, голубой, сапфировый, небесно-голубой, лазурный, небесный, васильковый).
Зеленый (изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной).
– Недавно мы работали с картиной Крымова “Зимний вечер”. В ваших работах были допущены речевые ошибки – повторы. Я выписала несколько таких предложений (предложения на доске).
Кругом видны белые сугробы. Кустарники и тропинка укутаны белым снегом. Верхушки деревьев укутаны белым кружевом.
Кругом видны белые сугробы. На кустарниках и тропинке лежит нежно-голубой снег. Верхушки деревьев укутаны синеватым кружевом.
– Прочитайте. Найдите ошибки и запишите уже отредактированный текст.
– Давайте проверим, что у вас получилось. Что нужно делать, чтобы избегать таких речевых ошибок? (Использовать синонимы.)
5. – А теперь творческое задание. Я предлагаю на выбор два задания. Первое задание – напишите мини-сочинение по темам: “Однажды зимним днем”, “В красивом заснеженном царстве”, “Снег идет!”. Второе задание – в тексте (на партах) вместо пропусков вставьте имена прилагательные и запишите полученный текст.
– Давайте проверим. У кого получилось лучше?
6. Итоги урока
7. Домашнее задание. Повторить контрольные вопросы, подготовиться к контрольному диктанту.