Профилактика гнева в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1


Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в настоящее время, занимает проблема психического и физического здоровья детей. Многочисленные подходы к ее решению чаще всего основываются на изучении качеств медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучением экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и другим внешним факторам.

Каковы же внутренние факторы, влияющие на здоровье детей, становлении исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В последнее время эти вопросы становятся предметом серьезных теоретических обсуждений В.П. Вингенко, А.Б. Орлова, С.Д. Смирнова, В.И. Слободчикова и многих других психологов. И в качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, рассматривают эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка (А.В. Запорожец), как фактор становления его исходно благополучной психики.

Работая в детском саду, мне часто приходится сталкиваться с многочисленными эмоциональными нарушениями в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов и не составляющих клинических форм заболеваний: эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей настроения (раздражительного, гневливого).

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза дворов, но и несчастное существо: его никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессия – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, одно и неадекватных способов психологической защиты».

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку, например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Для данного ребенка это единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения.

Наша задача заключается в умении помочь такому ребёнку сформировать новый эмоциональный опыт, а родителей научить понимать и взаимодействовать с ними.

Комплексный подход к работе над эмоцией гнева.

  Содержание Приложение
Условия работы Физические Комфортная организация режимных моментов Приложение 1
Оптимальная двигательная деятельность Приложение 2
Психологические Успешное взаимодействие ребенка с взрослым

Приложение 3
Успешное взаимодействие ребенка со сверстниками Приложение 4
Профилактическая работа Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме Приложение 5
Обучение детей приемам саморегуляции Приложение 6
Отработка навыков общения Приложение 7
Формирование позитивных качеств личности Приложение 8
Работа с родителями Просвещение и взаимодействие Приложение 9

Работая над эмоциональной сферой детей по предложенной схеме мною было разработано сказкотерапевтическая программа.

Сказкотерапевтическая программа

Тема: Миролюбие (агрессивность).

Цель: моделирование в условиях группы вариантов, социально приемлемых способов, выражения гнева.

Задачи:

  1. Эмоциональное вовлечение детей в ситуацию выбора модели поведения (агрессивное, миролюбивое).
  2. Создание специальных игровых ситуаций для ребенка с возможностью открытого проявления чувств гнева социально приемлемыми способами.
  3. Расширение личностного опыта взаимодействия за счет приемов неагрессивного типа реагирования в конфликтной ситуации переноса сказочных эпизодов в реальные условия жизни.
  4. Формировать навыки социального поведения.
  5. Воспитывать нравственные чувства добра и зла.
  6. Показать успешность решения создавшейся проблемы доброжелательным путем.
  7. Показать преимущества доброжелательного поведения.
  8. Создание ситуации выбора.

Занятие №1

Материал:

  • карандаш «волшебный»;
  • клубочек ниточек со встроенным во внутрь фонариком;
  • маски медведя (3 шт.), зайца, лисы, белки;
  • платочек на голову;
  • карточки с контуром медведя.

Ход занятия

I. Пропуск в сказку.

Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправимся в волшебную страну «Сказалию».

Это страна сказок и волшебных историй. Там есть много удивительных предметов. Например, волшебный карандаш, который любит дарить подарки, клубочек, указывающий дорогу и многое другое.

- Хотите попасть в эту страну?

- А вот и наш верный помощник, клубочек. Он укажет нам верный путь.

Игра «Согрей клубочек».

Ребята сидят на коврике в кружочке.

- Чтобы клубочек смог нам указать дорогу в Сказалию надо мысленно попросить его об этом. Сказать про себя слово «пожалуйста» и, подержав его в своих ладошках, передать тому, кто сидит рядом.

Как только клубок обойдет весь круг и почувствует тепло ваших ручек, он оживет, а мы с ним отправимся в путь.

(Дети аккуратно передают клубок друг, другу перейдя в руки педагога, он загорается.)

Ребята переходят на импровизированную лесную полянку, где стоит домик.

- Как вы думаете, чей это домик?

Если ребята не смогут угадать, можно загадать загадку:

Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

II. Инсценировка сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого.

Ребятам предлагаются маски медведей и платочек для девочки.

III. Анализ сказки.

  1. Почему Машенька попала в домик к трем медведям?
  2. Что ожидали увидеть медведи дом, когда возвращались из леса?
  3. Какое настроение у них было, когда они увидели, что кто-то в их доме хозяйничает?
  4. Что сделали Медведи, когда нашли Машеньку?
  5. Смогли ли медведи исправить беспорядок в доме с помощью девочки? Почему?
  6. А как можно было поступить медведям, чтобы Машенька помогла убраться в доме?
  7. А представьте, что могло бы быть, если бы медведи не прогнали Машу, набросившись на нее, а просто спросили: - Как ты сюда попала, девочка? И выслушали ее рассказ.
  8. Как же надо было поступить Маше, чтобы медведи не рассердились на нее?

Значит: Маше не надо было без разрешения трогать еду медведей, а надо подождать хозяев дома. Не мять кровать всех жильцов, а дождаться их на стульчике.

А раз так уж случилось, то медведи, выслушав Машу, могли сказать, что им не понравилось то, что сделала Маша. Но она может все исправить, а медведи ей помогут.

IV. Рефлексия.

Игра «Неожиданный гость».

Взрослый раздает маски всем желающим. Ребята в масках садятся за столик и имитируют чаепитие.

Вдруг кто-то стучит в дверь (это ребенок). Заходит «Неожиданный гость». Здоровается. Просит извинения за то, что побеспокоил, говорит, что заблудился в лесу. Звери приглашают гостя к столу.

Примерный текст:

- Здравствуйте, меня зовут … . Извините, но я заблудился в лесу, помогите мне, пожалуйста.

- Здравствуйте, конечно, поможем. Проходи к столу. Мы тебя угостим и поможем найти дорогу домой.

Когда заканчивается чаепитие, взрослый напоминает всем, что найти дорогу обратно в детский сад может помочь клубочек.

- Ребята прощаются с полянкой и со страной «Сказалией», а волшебный карандаш дарит всем карточки, на которых нарисован контур медведя, и предлагает уже дома раскрасить его.

Занятие №2

Материал: клубочек.

Ход занятия

I. Пропуск в сказку.

Сегодня «Сказалия» приглашает нас в гости к Солнышку и Ветру.

- Как вы думаете, где живет Солнышко?

- А где живет ветер?

Игра «Согрей клубочек».

Взрослый говорит о том, что до Солнышка и Ветра нам придется добираться на кораблике.

Речевая гимнастика «Кораблик».

Но на море ветер стих. Парус опустился и кораблик остановился. Как же плыть дальше, если нет ветра? (выслушать ответы).

У кораблика есть гребцы. Доставайте скорее весла. Садитесь на весла (на пол). Каждый ребенок изображает гребца – наклоны туловища вперед-назад, с движением рук.

Заскрипели весла:

Ссс! Ссс! Ссс!
Ч! Ч! Ч!
Ш! Ш! Ш!

Ну, вот мы и на месте.

А встречает нас карандаш и вот какую сказку он хочет нам рассказать про Солнышко о Ветер.

II. Рассказывание сказки К. Ушинского «Ветер и Солнышко».

Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но, чем сильнее ветер дул, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Путник ехал вперед, ругая (проклиная) ветер. Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он ободрился, поблагодарил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

III. Анализ сказки.

  1. О чем стали спорить Солнце и Ветер?
  2. Как поступил Ветер с путником?
  3. Что сделало Солнышко для путника?
  4. Кто победил в споре и почему?
  5. Почему в сказке Ветер назвали сердитым?
  6. А как можно сказать о Солнышке, какое оно?
  7. А кто из вас знает, какую пользу приносит Ветер? (Прогоняет тучи, или наоборот, гонит тучи туда, где давно не было дождя, разносит семена деревьев и цветов по всему свету.)
  8. Как вы думаете, изменился ли после спора Ветер и как?
  9. Вот мы с вами вспомнили, какую пользу приносит ветер, теперь мы могли бы сказать о том, что он сильнейший? (Да.)

Значит, вы знаете, мне кажется, что если бы ветер знал, как он нам нужен, каким могучим мы его считаем, он бы не стал спорить с солнышком. И, наверное, не был бы таким сердитым.

IV. Рефлексия.

Ну что ж, нам уже пора отправляться домой. Чтобы вы запомнили эту интересную, и мудрую сказку, карандаш приготовил для вас подарок: это карточка на которой нарисовано солнышко и ветер. Когда вы вернетесь в сад, тогда сможете раскрасить героев нашей новой сказки. И даже нарисовать им лица, оживив их, как настоящие волшебники.

Ребята садятся в корабль. Тут налетает легкий ветерок и лодка, без весел, сама идет по волнам. (Включается легкая классическая музыка.)

Игра «Вместе в одной лодке».

Ребята сидят друг за другом, положив руки на плечи предыдущему игроку. У первого игрока в руках штурвал. Взрослый командует право руля, лево руля, вперед, назад, справа горы, слева другое судно.

Игроки должны одновременно выполнять все команды, наклоняя туловище в разные стороны.

Прощание с клубочком.

Занятие №3

Материал:

  • карандаш волшебный;
  • клубочек ниточек;
  • картинки с контурами змея.

Предварительная работа: в первую половину дня читается русская народная сказка «Никита Кожемяка».

Ход занятия

I. Пропуск в сказку.

Дорогие ребята, вы уже не один раз путешествовали с клубочком в волшебную страну «Сказалию». Но сегодня волшебный клубочек сам ждет не дождется, чтобы провести вас туда.

В стране случилась беда, ее захватил злой дракон.

Все жители покидают свои сказки. И скоро в этой стране станет совсем темно и холодно.

Спасти страну могут только смелые и добрые ребята.

- Кто из вас смог бы отправиться в путь?

- Но лишь тот, у кого доброе сердце, сможет победить зло.

Тогда в путь.

А вот и наш клубочек. Он говорит, что для того, чтобы попасть в страну и выдержать все испытания, нам надо держаться вместе, помогать друг другу.

- Вы готовы?

- Давайте согреем наш клубочек и отправимся в путь.

Игра «Согрей клубочек».

II и III.

Чтобы двигаться, дальше я завяжу вам глаза, а вы возьмите за руки друг друга, станьте цепочкой и будете передвигаться за клубочком. Он у меня в руках.

Ребята с завязанными глазами, держат друг друга за руки, передвигаются по группе. Их ведет психолог. Проделав змееобразные движения по группе и следуя установкам, психолог выходит на поляну, где заранее разбросаны на полу различные лоскутки ткани.

Психолог предлагает снять повязки и осмотреться. Говорит о том, что они попали в сказку «Никита Кожемяка».

Анализ сказки и инсценировка.

  1. Кто помнит, как начинается эта сказка?
  2. Какой был змей?
  3. Давайте все мальчики будут у нас змеями, а девочки – царевнами.

Мини-этюд (на выражение злости и горя). Под комментарии психолога ребята выполняют движения и показывают на лице эмоции гнева и горя.

  1. К кому обратился за помощью царь?

- Почему рассердился Никита?

- Что сделал Никита? Покажите?

Мини-этюд «Я срежусь» (выполняют все). Сжали кулаки, напрягли все тело, и резко отводя руки в стороны, разжали кисти.

Психолог подкрепляет данную установку словами из сказки: «Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож».

- Почему Кожемяка согласился освободить всю русскую землю от великой беды.

Этюд «Бой Кожемяки и змея». Давайте разыграем этот бой. (Цель этюда – снятие напряжения.)

(В руках у ребят платочки).

Бой ведется по правилам:

  1. Можно начинать бой только по сигналу колокольчика.
  2. Можно касаться платочком только тела и ног.
  3. Заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.

Сражение закончено. Но мы ведь с вами просто играли в сражение, а настоящего дракона, который поселился в Сказалии, мы не победили.

- А вы хотите победить его по-настоящему?

IV. Рефлексия.

Волшебный карандаш знает секрет гибели злого дракона. Психолог подносить карандаш к своему уху. И тот ей что-то «говорит»:

- Оказывается, мы можем злого дракона превратить в доброго.

Карандаш приготовил для вас карточки, где нарисован контур дракона, нарисуйте ему лицо, раскрасьте его. Но помните, какое выражение должно быть у дракона.

Ребята под фонограмму «Если добрый ты…» из мультфильма «Приключения кота Леопольда», выполняют работу.

После окончания работы, ребята собирают в мешок все лоскутки ткани и увозят их из страны Сказалии. С карандаш и клубочек благодарят ребят за помощь в победе над злом. И говорят, что все герои сказок смогут опять туда вернуться. А ребята пусть приезжают в гости к ним снова и снова.