Цель урока: формирование умений выполнять умножение двухзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик.
Отработка вычислительных навыков.
Задачи:
- Совершенствовать навыки табличного умножения и деления.
- воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока:
- Техническое обеспечение: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация.
– Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать.
– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Снеговичок, который будет наблюдать за вашей работой и помогать выполнять задания. (На доске рисунок снеговика)
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
– С чего начнем урок? (Мы начнем урок с интеллектуальной разминки.)
– Для чего она нужна? (Она нам нужна, чтобы настроиться на работу.)
– Открываем тетради и начинаем работу.
Арифметический диктант.
Увеличьте 45 на 28.
Уменьшите 93 на 22.
Сумма чисел равна 56, первое слагаемое – 18, чему равна второе слагаемое?
Напишите число, которое больше 28 в 2 раза.
Найдите разность чисел 48 и 27.
Чему равно частное чисел 48 и 2.(Проверка. Ученик читает свои ответы, дети проверяют.
Какие числа получили в ответах?
На какие группы их можно разделить?
Расположите их в порядке возрастания.
21, 24, 38, 56, 71, 73)
– У кого все ответы верные на полях нарисуйте снежинку.
III. Организация восприятия. Постановка проблемы.
8*5
18*3
8*3
32*3
9*7
16*5
– Чем похожи выражения?
– Чем отличаются?
– На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
– Запишите и найдите значения этих выражений.
Примеры второй группы ученики не смогут решить, так как они еще не знакомы с приемом умножения двузначного числа на однозначное. Создалась проблемная ситуация.
– Мы хорошо умеем умножать однозначные числа, знаем таблицу умножения, а как умножить двузначное число на однозначное мы ещё не умеем.
У. – Давайте определим тему нашего урока.
Д. –
У. – Какую цель мы поставим перед собой?
Д. – Научиться умножать двузначные числа на однозначные.
У. – Как вы предлагаете работать?
Д. – В группах, в парах.
У. – Почему?
Д. – Легче и интересней.
– Подумайте и предложите свой способ выполнения задания. Снеговик тоже подумает и предложит свои способы. За работу! (Работа в группах).
IV. Организация осмысления:
У. – Вы готовы к обсуждению?
(Обсуждение способов решения детей).
– Давайте посмотрим, какие способы нашёл Снеговик?
18*3=18+18+18=
18*3=(9+5+4)*3=9*3+5*3+4*3=
18*3=(9+9)*3=9*3+9*3=
18*3=(10+8)*3=10*3+8*3=
– Как рассуждал Снеговик? (Дети объясняют).
– Есть среди решений ваш способ или похожий?
– Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор.
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чтобы умножить двузначное число на однозначное , нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем найти значение полученных выражений, используя распределительный закон.
Это решение можно записать короче в столбик.
У. – Умножение начинаем с разряда единиц. 3 умножим на 8, получим 24, 4 единицы записываем под единицами, а 2 десятка запоминаем. А теперь 3 умножаем на десятки и получим 3 десятка и ещё 2 десяка – всего 5 десятков. Записываем 5 под десятками. Читаем ответ – 54.
Снеговик демонстрирует алгоритм. На партах дети открывают памятки.
- Записываю умножение в столбик.
- Умножаю единицы.
- Единицы ответа пишу под единицами. Десятки запоминаю.
- Умножаю десятки. К числу десятков прибавляю десятки из “памяти”.
- Записываю десятки под десятками.
- Читаю ответ.
У. Памятки положите перед собой. Пользуясь ими мы решим вместе задания снеговика.
34х7; 53х4; 48х3.
34х7 – на доске с комментированием 1 ученик.
53х4; 48х3 – самостоятельно. Взаимопроверка.
Кто справился на полях нарисуйте снежинку.
V. Физминутка. Презентация со снеговиком.
VI. Работа в парах.
Найдите значение остальных выражений:
28х4
32х3
16х5
VII. Организация первичного закрепления. Работа в группах.
Используя краткую запись, придумайте задачу.
3 ящика —72 пачки.
4 ящика – ? Пачек
Прослушать 2-3 варианта условия задачи, сделать выбор.
– О чем задача?
– Что известно?
– Что нужно узнать?
Обсудите в группах решение и запишите в тетрадь.
(Дети записывают решение в тетрадь).
– А сейчас попрошу одного от группы выступить и рассказать, как решали задачу.
1) 72 : 3 = 24 (пачек) – в 1 ящике.
2)
Ответ: 96 пачек в четырёх ящиках.
У. Кто решил правильно на полях нарисуйте ещё одну снежинку.
VIII. Работа по учебнику.
№2, стр. 8.
Решить примеры самостоятельно, пользуясь памятками.
Проверка: Дети комментируют по очереди.
Кто решил без ошибок на полях рисуют снежинку.
Информация о домашнем задании
(Домашнее задание разноуровневое).
– Кто хочет проверить свои силы в трудном задании, выполните задание №3 и № 6 на стр.8
– Кто хочет выполнить задание полегче – стр.8,№2, №4.
– Задание творческого характера: стр. 8, №8.
IX. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
– Закончите предложение:
Мне понравилось…
Мне бы хотелось…
Интересным было…
Трудным было…
– Спасибо за работу!